Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (1027) от 20 ноября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Не хотел про это писать, а придётся

Anfisiy.

Я ожидал, что охранители не упустят случая использовать в своих интересах трагедию в московском офисе, где молодой человек расстрелял сослуживцев. Увы, ожидания оправдались.

Теперь, чтобы трагедия не повторилась, группа товарищей на голубом глазу предлагает вернуться к советской карательной психиатрии. Чтобы абсолютно любого человека по доносу и/или начальственному звонку можно было упечь в психиатрическую тюрьму, лечить без согласия, и не выпускать сколько вздумается.

И вот тогда, мол, на наших улицах будет спокойно. А заодно будет покончено ещё с одной либеральной идеей. Что шизофреник, в сущности, такой же обычный хронический больной, как и гипертоник, и у него есть все гражданские права. В том числе и отказаться от лечения, которое плохо переносится. Мы тут сами будем решать, кто человек, а кто нет.

Только не надо ссылаться на то, что на Западе тоже есть принудительная госпитализация больных, которые несут риски для себя и/или окружающих.

Да, есть. Скажу больше: сам проходил в Торонто клиническую практику в судебной психиатрии аж дважды, и вёл больных, совершивших преступления, внешне очень похожие на московский расстрел.

Но это были именно больные.

И в Западной Европе, и в Северной Америке вы имеете право вызвать полицию или «Скорую», если считаете, что сосед, сослуживец или домочадец угрожают вашей жизни и здоровью. Но упечь в психушку здорового человека вы не сможете.

Если приехавший офицер (полицейским на Западе преподают какие-то азы медицины) или парамедик (так здесь чаще всего называется фельдшер скорой) не найдёт оснований доставить человека в приёмный покой – вас пожурят за ложный вызов и уедут.

Если состояние вашего соседа «ни туда, ни сюда», и это станет понятно психиатру в приёмном покое – человека отпустят там же. Посоветовав, куда прийти на амбулаторный приём, если это стресс из-за выгона с работы или ссоры с партнёром.

Если картина будет неясна – больного оставят. Но не больше, чем на три дня. За это время его должен осмотреть другой психиатр (ни в коем случае не тот, кто проводил первый осмотр!) И если второй доктор не найдёт причин держать пациента в стационаре – его опять же отпустят с рекомендациями, куда обратиться.

Держать за казённый счёт здорового человека в стационаре никто не будет. Ни врачи, ни сёстры, ни психологи не захотят рисковать лицензией. Которую они получают, кстати, от своей профессиональной коллегии – то есть не от государства. Поэтому дать или отобрать лицензию по звонку на Западе весьма проблематично. А это заставляет даже не самых светлых людей вести себя мало-мальски разумно и профессионально.

Никаких этих сдержек и противовесов в советских нормативных актах о психиатрии нету и в помине.

Но главное – даже не это.

Никакого отношения к профилактике семейного и офисного насилия карательная психиатрия не имеет и не может иметь по определению. Никакая неотвратимость тюрьмы или лечебницы не остановит человека, находящегося на взводе. В момент совершения преступления он думает о чём угодно, но точно не об этом.

А чтобы изолировать от общества человека, уже совершившего подобное преступление (если его не убьют при попытке задержания или он не убьёт себя сам, чем часто и кончаются подобные истории), никакой карательной психиатрии не нужно. Нынешней законодательной базы хватит выше крыши, там всё расписано до запятой.

Серьёзные эксперты ещё с девяностых говорили о совершенно другой мере профилактики насилия в семье и на работе: о доступности амбулаторных психиатрических служб.

Чтобы человек мог за обычную страховку прийти к квалифицированному психотерапевту или психиатру. И сказать: вот меня совершенно затравили на работе, отношения с партнёром хуже некуда, уйти боюсь, что делать – не знаю.

Чтобы такой визит не ставил на человеке клеймо прокажённого, и чтобы можно было не только излить душу, а получить эффективную помощь. Вот о чём говорят эксперты уже лет пятнадцать, если не больше.

В этом направлении не сделано ничего. Ровным счётом ничего. И, скорее всего, не будет сделано ничего. Потому что для начала придётся менять всю систему здравоохранения, и давать независимым профессиональным ассоциациям полномочия лицензировать медиков.

Мне представляется, что в нынешней общественно-политической ситуации это едва ли возможно.

Да, эта заметка написана с единственной целью. Как человек с опытом работы и в той, и в этой системе здравоохранения, я просто хотел бы дать своей аудитории своё видение происходящего. Выводы пусть каждый сделает для себя сам.

Anfisiy.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100