Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (1003) от 5 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Бесцельная поддержка... А в чей карман?

Иван СИДОРОВ

Государственная поддержка экономики… Что это такое? Популярный лозунг? Или реальные меры? А может, это просто очередная схема доступа к бюджетным ресурсам?

Вот рыбное хозяйство. Изданы постановления правительства, в госбюджете выделены немалые средства, определены направления поддержки. Причем круг их довольно широк: от рыбоводства и переработки до судостроения и развития портов.

Не отстают от федерального центра и региональные власти. Одним из первых в этом списке оказался Приморский край. Вот уже несколько лет в крае поддерживается аквакультура. Принята и успешно реализуется краевая целевая программа государственной поддержки развития береговой рыбопереработки в Приморском крае.

Согласно этой программе, до 2013 года в развитие береговой переработки должно быть вложено из средств краевого бюджета свыше 400 миллионов рублей. А точнее, если верить цифрам, размещенным на официальном сайте администрации Приморья – 464,7 млн руб. Это же почти 16 миллионов американских долларов – колоссальные деньги, которых рыбная отрасль Приморья от государства давно не видела.

С такими деньгами можно горы свернуть. Ну, например, построить береговой холодильник, примерно на 15 тысяч тонн, или создать по всему приморскому побережью сеть средних и малых рыбоперерабатывающих предприятий – штук 10, а может и 15. А можно приобрести для рыбаков два-три десятка небольших судов для прибрежного лова и завалить край свежей рыбой, в которой так нуждаются перерабатывающие предприятия. На такие деньги можно многое.

К сожалению, в задачах программы эти благородные дела не прописаны. Есть только общие фразы о модернизации, развитии, увеличении, реконструкции и так далее. И ни слова о том, сколько денег на что.

Да и ожидаемые конечные результаты не наполняют оптимизмом. К концу 2013 года создадут за эти бюджетные деньги 435 дополнительных рабочих мест со средней зарплатой 22 тысячи рублей да в 2,6 раза увеличат производство продукции береговым и предприятиями. Хоть и позитивные цифры, но в сравнении с планируемыми бюджетными затратами не впечатляют.

Похоже, пришло время пересмотреть программу и ход ее реализации. Тем более, что и администрация в крае новая, и взгляд на вещи иной.

И рассмотрели. Да не где-нибудь в кулуарах, а на Приморском рыбохозяйственном совете – коллегиальном органе при губернаторе Приморского края. И признали ее удовлетворительной, соответствующей поставленным целям и задачам. И порекомендовали управлению рыбного хозяйства Приморья продолжать тратить бюджетные деньги в том же порядке.

Основной целевой показатель – увеличение объема производства, по итогам 2011 года не дотягивает до программного – исполнен всего на три четверти, то есть не исполнен. Следующий показатель – увеличение численности занятых в береговой переработке в крае. Нет никакого роста, не созданы новые рабочие места. Численность сократилась более чем на 6%.

Может быть, зарплата береговых переработчиков выросла? Судя по материалам совета – да. На целых 13 процентов. Правда, если взять программный показатель 2010 года и добавить к нему 13 процентов, то получается всего 13 560 рублей, что не дотягивает до программного показателя 2011 года – 15 400 руб.

А ведь потрачено было не много не мало 43,7 миллионов рублей. Правда, из них 41,5 миллионов – на так называемое возмещение части затрат, понесенных береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями на производство продукции из водных биоресурсов. И всего 2,2 миллиона – на компенсацию предприятиям процентных ставок по целевым кредитам.

Назревает справедливый вопрос: что же это за господдержка? В чем заключается смысл погашения за счет краевого бюджета затратной части предприятий? Кто может получить такие блага и за что?

В 2011 году львиную долю из потраченных 41,5 миллионов бюджетных рублей на так называемое субсидирование производства получило предприятие ОАО «Южморрыбфлот». Сумма составила свыше 13 млн рублей. При этом за тот же 2011 год стоимость основных фондов предприятия, насколько нам известно, уменьшилась почти в три раза. Такое малоизвестное в крае предприятие, как ООО «Фишсервис», получившее из краевой казны около 1,3 млн рублей, вообще практически не имеет основных фондов.

Но, может быть, это не самое главное? Может быть, нужно смотреть на отдачу предприятий? Получил из бюджета рубль, вернул в виде налогов два! Но и здесь что-то не «срастается». Тот же «Южморрыбфлот» получил, как мы ранее сказали, из краевого бюджета более 13 млн, вернулось в краевой бюджет в виде налогов, что-то около 9 млн; ООО «Акватехнологии» получило в 2011 году около 7 млн рублей господдержки, уплатив в краевой бюджет чуть больше 5 миллионов; «Преображенский рыбокомбинат» – субсидии около 1,2 млн, уплата в бюджет Приморья – примерно такая же.

Что же это происходит? Вся поддержка рыбопереработки стала просто донорским вливанием из бюджета. Но можно же было поступить проще и честнее, освободив предприятия, включенные в программу, от уплаты налогов в краевой бюджет. Как оказывается, проще – это для нас, обывателей. На самом деле налоговые льготы устанавливаются только законом, а это – участие депутатов, которые не допустили бы такие поблажки. Потому как есть у нас и в других отраслях поддержка, но только целевая, а не бесцельная.

Ну почему же бесцельная – возразят участники программы. Цели определены программой и соглашением власти и предприятия. Смотрим типовое соглашение, утвержденное приказом Управления рыбного хозяйства Приморского края (приказ № 4 от 01.02.2012 г.), ищем целевые показатели… Их нет. Есть только ссылка на приложение 1 к соглашению. Смотрим форму этого самого приложения. Те же три показателя, что и в программе. Только без цифр. Цифры, скорее всего, проставляются теми, кто подписывает эти два документа: начальник Управления рыбного хозяйства и руководитель предприятия.

Вот это поле для работы! Выходит, как договорятся и с чем согласятся чиновник и бизнесмен, так и пойдут последнему бюджетные денежки! И никаких других согласований целевых показателей. Никакой экспертизы и мнения общественности, никакой коллегиальности и коллективных решений. Оказывается, все просто: написали, подписали и… потратили бюджет. Лишь бы бумаги были в порядке!

Постойте! Есть же какой-то критерий отбора счастливчиков. Конечно, есть! Целых три: осуществление рыбохозяйственной деятельности на территории Приморского края, отсутствие процедуры банкротства и отсутствие задолженности перед бюджетом. Правда, под первый критерий попадают все рыбохозяйственные предприятия края, второй критерий – общепринятая норма (кто же даст деньги банкроту), а третий – обязанность, установленная законом.

Кто же тогда утверждает пресловутый перечень получателей субсидий? Да все тот же начальник управления. Все сам. Сам включу в получатели, сам установлю целевые показатели, сам подпишу справку-расчет, по которой произведут перечисления. Все в одном лице! И это в то время, когда по всей стране проводят ревизию всевозможных правовых актов и исключают из них коррупциогенные факторы!

Согласитесь, наводит на разные мысли. Почему всё-таки поддержка не целевая – на конкретные мероприятия, или не в виде налоговых льгот? Что это: чиновничья глупость… или что-то другое? Или, может быть, здесь работает закон кухни: когда что-то режут, всегда остаются крошки. А в таких условиях, когда все замыкается на одного человека, накрошить можно немало.

Можно пройтись по всем рыбоперерабатывающим предприятиям, прикоснувшимся к бюджету Приморского края в 2011 году. У кого-то будут хорошие показатели, у кого-то – наводящие на размышления.

Пусть это сделают те, кому положено это сделать, если им это интересно. Без сомнения, у всех предприятий будет все в порядке с документацией. Все по закону. Никаких расхождений с постановлениями, приказами, соглашениями и приложениями.

Но общая картина выглядит не лучшим образом. И встает вопрос: на что всё-таки потрачены немалые средства из бюджета Приморского края? Где их материализация? Что приобрел край на 41,5 миллионов рублей?

Хотелось бы привести выдержку из недавно утвержденной Правительством России «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»: «С учетом морального и физического износа основных производственных фондов организаций пищевой и перерабатывающей промышленности их обновление должно осуществляться в ускоренном режиме. Также требуют неотложного решения проблемы экологического характера».

Вот именно. Сегодня у большинства пищевых, в том числе и рыбоперерабатывающих предприятий края существует общая проблема – очистные сооружения. По этой причине уже было остановлено крупнейшее в Приморье консервное предприятие ООО «Деликон». Так, может быть, в этом направлении и нужно оказывать предприятиям финансовую поддержку? Целевую. На конкретные полезные дела.

В этом году программа предусматривает потратить на благие цели 130 миллионов рублей, в 2013 году – еще 274 миллиона. На эти деньги можно обеспечить очистными сооружениями с десяток перерабатывающих предприятий. Или обновить основные производственные фонды примерно такому же количеству организаций. И не просто так, а с возвратом через какое-то время. В этом случае бюджетные деньги не исчезнут в никуда. Их, как сказали когда-то классики, можно будет увидеть и потрогать руками. И, самое главное, их нельзя будет унести с собой…

Иван СИДОРОВ,
рис. batmann.net


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100