Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (1003) от 5 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Реорганизация для мошенничества?

Наталья ФОНИНА.

ПОБОЧНЫЙ ЗАРАБОТОК
Реорганизация экзаменационных отделов ГИБДД обернулась скандальной историей. И без того о побочном заработке гаишников слагали нелестные анекдоты, которые, быть может, недалеки от реальности.

Сейчас, как рассказывают кандидаты в водители, сдать экзамены ГИБДД и получить водительское удостоверение – большая проблема. Чтобы разрешить ее, оказывается, проще оплатить неофициально посреднической фирме определенную сумму денег и сесть за руль автомобиля.

Такие левые фирмы, появились в Приморье то в одном, то в другом районе. Они тихонечко предлагают свои левые услуги, торгуя правами. Представляете, если такой горе-водитель сядет за руль пассажирского автобуса? Есть и другой вариант сдачи экзаменов ГИБДД – платить за пересдачу и сдавать экзамен через неделю – раньше назначенного инспектором срока. Такую перспективу предлагают также неофициально, и всё та же – посреднеческая фирма. Такая услуга ( как пишут в договоре данного ИП) стоит от 1500 до 3000 тысяч. Однако гарантии, что вы сдадите экзамены нет, даже, если вы неплохо управляете автомобилем. Кандидаты в водители сдают экзамены по пять, а то и пятнадцать раз.

Как слагают легенды в Дальнереченском, Пожарском и Лесозаводском районах, некоторые работники ГИБДД успели слетать на Карибы и купить дорогостоящие автомобили за пол года работы в должности инспектора ГИБДД.

Всё началось почти два года назад. До этого экзамены по вождению при желании сдавали без особых затруднений. Сначала постигали премудрости вождения в автошколе, потом – учеников экзаменовали: сначала сдавали теорию на компьютере, после - вождение на автодроме и в городе.

Экзамены по вождению принимали на разных автодромах. Никто не паниковал, что нужно занимать очередь. Поскольку желающих получить права всегда много, то и инспектора не бездельничали, работали в привычном ритме. До 70% учеников автошкол сдавало экзамены с первого раза.

Но в 2010 году кто-то мудрый решил, что подобная система приема экзаменов изжила себя, и решил всё сделать по-другому. Тогда же в экзаменационных отделах ГИБДД прошла реорганизация.

На четыре крупных района – Дальнереченский, Красноармейский, Пожарский и Лесозаводский оставили один автодром ДСАФ, только на нем принимают экзамены ГИБДД. Конечно, можно совершить экскурсию по другим автодромам района, что оборудованы при автошколах. Они ничем не отличаются, и даже находятся в лучшем состоянии, чем автодром бывшего ДСАФ. Но почему-то управление ГИБДД решило согнать на одну площадку в Дальнереченск учеников всех автошкол из четырех районов.

Рассказывает Инна Макина из Лесозаводска:

«Я приехала на экзамен в Дальнереченск. Мне предложили ехать на Жигули. Я не сдала экзамен. Пересдать можно было через месяц. По рекомендации подруги я нашла ИП Павлишин. Оно располагалось напротив ГАИ. Как обнадежила подруга, в этой фирме гарантировали пересдачу через неделю. Услуга стоила 3000 рублей. И действительно, мою фамилию занесли в список на пересдачу. Затем выдали на руки договор о возмездном оказании услуг (экзамене). Во второй раз я сдала вождение на автодроме, вождение по городу провалила, потому что плохо знала маршрут. И так повторялось пять раз. В последний раз мне объяснили, что я вожу машину хорошо, но нужно еще два раза пересдать экзамены, чтобы получить права. У меня не хватало средств на то, чтобы постоянно ездить в другой город на пересдачу экзаменов ГИБДД».

Непонятно, почему, если человек водит машину хорошо, нужно пересдавать экзамены еще два раза?

О посреднической фирме ИП Павлишин, что располагается в магазине «Радуга», говорили многие ученики из разных автошкол.

«Вокруг сдачи экзаменов ГИБДД ажиотаж, - объясняли они, - На пересдачу инспектор записывает только через месяц. Если не сдашь экзамен по вождению за три месяца, то придется всё начинать сначала – сдавать теорию и только потом – вождение. И вдруг среди общего шума и беспокойства появилась посредническая фирма.

Она якобы оказывает какие-то консультационные услуги. Конечно, не ясно какое отношение имеет к ГИБДД какая-то фирма, предлагающая водителям свою консультацию. Инспектор лично, как рассказывали наши собеседники – кандидаты в водители – отправляет в эту фирму на консультацию.

Там предлагают сдать экзамен раньше, чем через месяц – через неделю. Но за определенную плату: сначала – в договорах о возмездном оказании услуг от ИП Павлишин указывали стоимость подобной услуги в три тысячи рублей, потом «консультанты», видимо, умерили пыл и стали брать за экзамен по 1400 рублей».

Но о какой оплате за экзамен идет речь? Для сдачи экзамена по теории и вождению, в том числе, и для пересдачи, не нужно ничего платить. Это государственный экзамен. Всё, что требуется от кандидата в водители – заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Официально, как и мне, об этом вам скажет любой инспектор. Все остальные платежи противозаконны и являются вымогательством. Те, кто не сдает экзамены ГИБДД, иногда, едут в Хабаровск и там сдают их с первого раза.

Заплати за права – и садись за руль!

Как рассказала старший мастер-педагог, обучающий вождению, из Лесозаводска Наталья Алексеевна Курносова:

«Я возмущена приемкой экзаменов. Мы не создаем для наших учеников тепличные условия, требуем от них по всей строгости владеть автомобилем. Но, я считаю, организаторы экзаменов в Дальнереченске узаконили нарушения правил дорожного движения. На дальнереченском автодроме невозможно сделать разворот, как того требует методика, потому что автодром не приспособлен для этого. Как можно так сдавать экзамены и учить вождению. Курсантам ставят три штрафных очка за то, что они не включили заблаговременно поворотник. Но в ПДД не писано, когда заблаговременно включать поворотник. Я считаю, что всё направлено на то, чтобы курсанты не сдали экзамены. До реорганизации экзаменационных отделов такие откровенные подставы не пускали в ход».

В поселке Лучегорск, куда мы приехали, такая же история. Автодром школы «Сигма» заасфальтирован. Раньше экзамены ГИБДД местные кандидаты в водители сдавали на нем. Сейчас их обязали ездить сдавать экзамены в Дальнереченск. Сгоняют всех на один автодром. Иногда приехавшие ученики ждут своей очереди весь день под открытым небом.

Евгений Дементьев из автошколы «Сигма» пос. Лучегорск объяснил:

«Вчера я сдавал экзамен по вождению на дальнереченском автодроме. По моему мнению, управлял автомобилем неплохо. Но инспектор сказал, что я не посмотрел по сторонам на повороте, потому экзамен не сдал. Но, как я мог развернуться, не посмотрев по сторонам? Дело в том, что ездить из Лучегорска на пересдачу – большая проблема. Специальный автобус ходит только по пятницам. В остальные дни приходится добираться своим ходом. А это, как понимаете, дополнительные расходы и трата времени».

Ученица автошколы «Сигма» из пос. Лучегорск Ирина Пономарева возмутилась:

«Я приехала сдавать экзамены по вождению в Дальнереченск. Когда мы ожидали своей очереди, подошел парень. Представившись Романом, он предложил купить права за 40 000 рублей. Чуть позже к нам подоспела группа курсантов. Они тоже рассказывали о том, как им предлагали, не беспокоиться за экзамены, выкупив права за 40 000 рублей».


Левые услуги ИП

О волшебнике, рисующем водительские удостоверения за определенную плату, слухи поползли по всему городу.

Решила обратиться к нему и я. Может, он и мне поможет обрести водительское удостоверение? Тем более фирма эта, похоже, пользуется популярностью. Кандидаты в водители считают, что с них вымагают деньги. Но наш русский народ, видимо, привык роптать, но терпеть. Многие думают, лучше заплатить, чем устраивать скандал, ведь предстоит еще экзамен сдавать. Но не сдав экзамен ГИБДД, снова тот же народ идет с поклонной в ИП Павлишин, думая, что, может быть, на этот раз повезет и наконец-то получит права. Но не тут-то было. Не сдают – и вновь пытаются. Какой-то порочный, неправильный, но замкнутый круг. В результате, скапливаются очереди – к прежним кандидатам в водители добавляются новенькие.

Набрав номер Дениса Сергеевича Павлишина я мгновенно услышала:

– Да. Кто это?

Я представилась. И предложила Денису Сергеевичу встретиться и побеседовать.

Он отказался, объяснив, что не хочет со мною общаться, потому что всё может обернуться против него.

Я успокоила его:

– Я не собираюсь ничего истолковывать не так. Я просто хочу узнать, почему такие проблемы со сдачей экзаменов ГИБДД. И чем занимается ваша фирма…

После этого Денис Сергеевич сказал:

– Хорошо, я с удовольствием с вами встречусь. Но только время беседы будет ограничено.

Позвонив в назначенный срок я услышала:

– Я не могу с вами встретиться, думаю, что это ни к чему.

Далее он передал трубку другому человеку, что находился рядом с ним. И тот пояснил:

– Он ответит на ваши вопросы позже, через две недели.

На этом разговор прекратился.

Я решила позвонить по рабочему телефону ИП Павлишин.

Но в связи с приездом краевых СМИ и телевидения, фирма, возможно, ушла в подполье. На телефонные звонки не отвечали, несмотря на их настойчивость.

И только по возвращению из Дальнереченского района во Владивосток я смогла дозвониться по телефону ИП Павлишин:

– Здравствуйте, я не сдала экзамены по вождению. Пересдачу назначили через месяц. Мне посоветовали обратиться по этому телефону. Рекомендовали, потому, что вы помогаете сдавать экзамены быстрее…

Девушка, ответившая мне, видимо, смекнула про какие экзамены идет речь, (хотя непонятно какое отношение имеет ИП Павлишина к экзаменам ГИБДД):

– Экзамены можно сдать, когда назначил инспектор. А вы откуда узнали о том, что нужно позвонить по этому телефону?

– Подруга сказала.

– А вы когда хотели сдать, – неуверенно начала девушка, но, видимо, засомневалась, – Нет, сдавать экзамен нужно в то время, когда назначил инспектор.

Сергей Денисович Павлишин руководит филиалом компании НТК в городе Дальнереченске. И как рассказали мне кандидаты в водители, господин Павлишин в последнее время развернул свою деятельность. Сейчас ИП Павлишина уходит в прошлое. У него, похоже, новые перспективы.

Не так давно появилось объявление, в котором говорится о некоей школе «Фаворит». Как выяснилось в ходе беседы с кандидатами в водители, школу открывает Д.С. Павлишин. Руководство ИП, я предполагаю, решило легализовать свой бизнес по продаже водительских удостоверений. Под видом автошколы, видимо, легче осуществлять левый бизнес.

И вдруг сразу нагрянуло телевидение, посмотреть, как устроилась автошкола. Оказалось, что у нее нет специального оборудования, крайне необходимого для того, чтобы обучить кого-то вождению. В довершение ко всему – не оказалось и лицензии. Репортаж показали по телевидению ПТР. И новая автошкола «Фаворит» тоже куда-то делась. На телефонные звонки никто не отвечал. Хотя баннеры с рекламой автошколы у всех на виду. Думаю, что очень удобный трюк, избавившись от ИП, которое получило дурную славу, воспользоваться статусом автошколы и так же выгодно продавать права и оказывать сомнительные услуги вроде пересдачи государственного экзамена.


Искусственно созданные очереди

Во Владивостоке страсти по поводу сдачи экзаменов ГИБДД тоже не утихают.

Как рассказывает председатель правления Приморской ассоциации автошкол А.Н. Николаев:

«Сначала во Владивостоке с 1 апреля 2010 года ввели квоту на прием экзаменов для автошкол. Раньше сдавали экзамены на площадках ГИДББ. 70% сдавали без пересдачи, спокойно получали права, без волокиты. Потом – каждой автошколе установили ограничения. Сдать экзамены могли только 20 учеников от одной автошколы. Представляете, если в автошколе обучается, например, 100 человек. Более того, экзамены принимали только на одном автодроме РОСТО. Всё обернулось междоусобными спорами и очередями.

Возникли проблемы и с машинами для сдачи экзаменов. К автомобилю, которым управляешь постоянно, как известно, привыкаешь. Но кандидатов в водители лишили такой возможности. Обучаются вождению на одной машине, а сдавать приходится на другой – на той, что предоставят, зачастую – на леворульной. Всё это повлияло на процент успеваемости. Тогда же появилось ИП Коробова. И точно также люди решали проблемы по сдаче экзаменов в этой фирме. Платили по три тысячи за пересдачу экзаменов. Хотя экзамены по вождению – государственный экзамен. Платить за пересдачу ученик ничего не должен, кроме госпошлины.

Не раз мы писали жалобы о том, что работе автошкол искусственно создаются препятствия. С заявлениями обращались к начальнику Управления ГБДД И.А. Ефименко, к начальнику МВД России по Приморскому краю Николаеву, в прокуратуру и в УФАС. Получали ответы, что всё организовано согласно закону, а очереди, якобы, наша проблема, потому что нужно лучше обучать. Но УФАС всё-таки обнаружила нарушение в части нарушения закона о конкуренции. ГИБДД оспорило решение первой инстанции в суде. И выиграло суд. В суде ГИБДД сослалось на то, что прошло сокращение штатов.

После судебного процесса ИП Коробовой перестало существовать. По нашим обращениям приезжали московские проверки. Но поскольку на людей, как я полагаю, оказывали давление, они боялись говорить откровенно. Создавалось такое впечатление, что проверки проводили для того, чтобы «постирать пятна с полицейского мундира» – запугать, надавить и таким образом «обелить» своих сотрудников. И вот московский гаишник уехал. Авшколы, что писали жалобы и требовали справедливости, начали трясти: по распоряжению Ефименко нагрянули проверки, пытались найти недочеты. Но ничего не нашли».

Как откровенничают автолюбители, после этого шума ИП исчезло с рынка услуг, появилась другая организация, которая пытается легализовать схемы мошенничества с экзаменами ГИБДД, придуманные ранее.

16 мая на владивостокском автодроме во время сдачи экзаменов произошло ДТП. Экзаменационная машина, за рулем которой сидела ученица, врезалась в припаркованные на автодроме автомобили. Никто не пострадал. Столпившиеся возле экзаменационных машин ученики вовремя успели отойти в сторону. Виновным посчитали инструктора. ГИБДДшники остались не при делах. Хотя их обязанность следить за тем, чтобы на площадке для выполнения упражнений не стояло лишнего транспорта и посторонних людей.

С вопросами об экзаменах ГИБДД я обратилась к Максиму Анатольевичу Нитяговскому. Он сказал, что не хочет со мною разговаривать. Тогда я обратилась к нему с письменным запросом. Позже мне объяснили, что запрос передали лично М.А. Нитяговскому и он обязательно выйдет на связь. Но Максим Анатольевич на связь не вышел. На мои телефонные звонки не отвечал. Поэтому запрос публикуем на страницах «АВ». Просим дать официальный ответ читателям на страницах газеты.

Начальнику Управления ГИБДД УМВД России по Приморскому краю Ефименко Игорю Андреевичу.

Запрос: «Какие меры принимате, чтобы решить проблему?»

В связи в подготовкой в газете «Арсеньевские вести» публикации на тему о проведении экзаменов ГИБДД прошу ответить на следующие вопросы:

1) Я побывала на многих автодромах в Дальнереченском, Пожарском и Лесозаводском районах, общалась со многими кандидатами в водители, а также с инспекторами, которые принимают экзамены. В результате у меня имеются копии договоров о возмездном оказании услуг(государственном экзамене ГИБДД). Государственный экзамен не может быть платной услугой. Но в данных договорах выставляются счета в размере от 1400 рублей. Как объяснили кандидаты в водители в Дальнереченске существует левая фирма, через которую можно попробовать сдать экзамены в недельный срок. Но мало кто сдает экзамены ГИБДД, как рассказывают сами ученики, даже те, кто хорошо владеет автомобилем. С кандидатов в водители выуживают деньги. И всё это незаконно… Каким образом вы можете прокомментировать эту ситуацию?

2) До 2010 года экзамены ГИБДД принимались на разных автодромах, в разных автошколах. Почему сейчас для сдачи экзаменов люди вынуждены ехать за 80-100 километров из Лучегорска, Лесозаводска на дальнереченский автодром? Хороший автодром есть в Лучегорске. Ничем не отличаются от автодрома бывшего ДСАФ и другие, что находятся в Дальнереченске и Лесозаводске.

3) По каким критериям выбирают автошколу, на автодроме которой проводят экзамены? Автодром ДСАФ, по моему мнению, в плохом состоянии. Почему не проводился конкурс среди автошкол?

4) Есть ли письменное распоряжение принимать экзамены ГИБДД на автодроме ДСАФ в г. Дальнереченске кандидатам в водители из Дальнереченского, Лесозаводского и Пожарского районов?

5) Уровень сдачи экзаменов ГИБДД резко упал. Не считаете ли вы, что это результат в том числе и прошедшей реорганизации и правил приема экзаменов ГИБДД?

6) Известно, что такая же ситуация возникла во Владивостоке и в других городах Приморского края. Какие меры предпринимаются, чтобы разрешить эту проблему?

Наталья ФОНИНА.

P.S. С вопросом о том, каким образом выбирают автодром для проведения экзамена ГИБДД я обратилась к старшему госинспектору группы № 6 Межрайонного экзаменационного отделения ГИБДД УМВД России по Приморскому краю Александру Леонидовичу Писареву:

– По каким критериям отбирается площадка? – спросила я его.

– Одно из требований – специальное асфальтное покрытие.

– Но на других автодромах также есть специальное асфальтное покрытие… Кто дает оценку площадке для проведения экзаменов.

– Инспектор смотрит, чтобы всё соответствовало параметрам, составляет акт.

– А есть какой специальный регламентирующий документ, согласно которому экзамен проходит исключительно на данной площадке в городе Дальнереченске и нигде более?

– Такого официального документа нет. Это устное распоряжение начальства.

Наталья ФОНИНА.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100