Е.Р.: – Россия стала страной изгоем. До начала СВО она торговала со всем миром. Теперь полмира для неё закрыто. Причем это самая развитая часть мира, источник инвестиций, технологий и ноу-хау, от чего критически зависела и зависит российская экономика. США — 25% мировой экономики, евросоюз — 17% мировой экономики. Главными партнерами России, помимо Китая, стали Индия, Ближний Восток, Африка и Турция. Отрезанная от Запада Россия превратилась из младшего торгового партнера Китая в экономического вассала. Ссориться с Западом партнеры России не готовы, поэтому одна угроза вторичных санкций со стороны США и Евросоюза заставляет их осторожничать в отношениях с Кремлем.
Рынок труда в России тоже пережил удары из-за эмиграции классных специалистов, в основном, айтишников, и мобилизации сотен тысяч остальных.
– Дмитрий, какими словами, эпитетами, метафорами, цензурными словами можно описать то, что произошло в экономике России за год с 24 февраля 2022 года?
Д.П.: – Это не катастрофа, мир не перевернулся, но он перевернулся в другом смысле, в человеческом. Экономика в России не развалилась и не развалится. Она будет стагнировать, происходит архаизация её.
Я сегодня был на 12-м форуме корпоративных директоров, встречался с рядом своих коллег. Бизнес – это не крокодилы, у них нет ни малейшего стремления к тому, чтобы были бандитские времена или бандитские правила. С каждым из них я говорил с точки зрения как раз гражданской и политической, и они более заинтересованы в развитии демократии.
Того, кого вы называете олигархами, это – не один человек, там сотни, десятки тысяч акционеров, которые заинтересованы в развитии абсолютно устойчивых правил игры. Не только правил игры, но и развития человеческого капитала. Никому не интересно уничтожать работника, и никому не интересно уничтожать потребителя. Мы обсуждаем этот год с печалью по отношению к погибшим, которых оплакивают я, жены, дети. Просто человеческая трагедия.
Но с точки зрения экономистов, это не только потребитель, но и создатели труда. Год трагедий продолжающийся, уничтожающий, втаптывая абсолютно бессмысленно, опять-таки подчиняясь политикам. Они, в первую очередь, уничтожают социум.
Е.Р.: – Большая семерка развитых стран пообещала в пятницу усиливать санкционное давление на Россию. Больше внимания сейчас уделяется не новым санкциям — их и так уже выше крыши, а эффективности уже имеющихся. В частности, попыткам их обхода через страны, к санкциям официально не присоединившимся. Президент США Байден 24 февраля этого года подписал два постановления о повышении импортных тарифов в отношение более чем ста росийских металлов, минералов и химических продуктов. Один из актов повышает пошлины на алюминий и алюминиевую продукцию до 200% таможенной стоимости.
Дмитрий, каких суммарных последствий от всех санкций в течение 22-го и текущего годов ожидать уже к концу текущего 23-го года?
Д.П.: – На самом деле это реверанс Соединенных штатов Китаю. Да-да, вы не ослышались. Никто никак не может взять в толк, что основным поставщиком алюминия является Китай, не Россия. Россия в мировом производстве алюминия держит от трех, ну, максимум до пяти процентов. Но российский алюминий был приоритетным. Он чистый, потому что выработан на гидроэнергетике, а китайский алюминий, как правило, имел сильный углеродный свет.
Эта пошлина, по сути, сносит алюминиевую отрасль России, но, в целом, это плюшечка для китайcкого дракона. Плохо то, что это приведет к деградации нашей металлургической отрасли, как таковой.
Дефицит бюджета скатывается к шести триллионам. Сейчас подсчитываем в районе 6,8 триллионов рублей. Показательными будут являться первая и вторая декада июня месяца.
Будет то самое горячее лето 2023, о котором я говорил ранее. Очень плохо, когда в своих прогнозах ты видишь реальное подтверждение.
Е.Р.: – Крупный бизнес и российские власти достигли соглашения по разовому сбору в федеральный бюджет в триста миллиардов рублей, разовый платеж, который позволит частично залатать бюджетную дыру, согласован как обязательный, этакий налог, навеянный ветром. Сбор этот лоббировал министр финансов, которому как-то надо латать рекордную за четверть века пробоину в бюджете 23-го года, который верстали из расчета, что цена нефти будет 70 долларов за бочку, тогда как фактически цены оказались ниже почти на 49%. Это создает в казне дыру в два с половиной триллиона рублей. Вдобавок к запланированным трем триллионам рублей дефицита, уже заложенным в закон о бюджете. По закону о бюджете минфин заложил рекордные пять триллионов рублей на этот год на военные действия и ещё 4,4 триллиона рублей на силовиков — треть бюджета.
Дмитрий, удивлены ли вы такому развитию событий, учитывая знаменитые «ручку верните, пожалуйста», сказанное Путиным Дерипаске в 2007 году, мюнхенской речи Путина, в которой он провозгласил возврат к противостоянию с Западом, что тогда поняли очень немногие. И главное, превратится ли этот обязательный сбор в регулярный?
Д.П.: – Регулярно ли, будет, в общем, исходить из посыла: овца опасалась волков, но сожрал её пастух. Крупный бизнес попытался сопротивляться, пока ещё идет торг. Но у меня нет сомнений, что правительство РФ стрясет эти деньги. Сегодня на корпоративном форуме бизнес говорил, что мы ошиблись с государством. Владельцы крупных пакетов никогда не испытывали иллюзий, что они для себя. В этой системе координат они были, есть и остаются кормом, в любую секунду их пустят под нож, они это прекрасно понимают.
А спасет ли их платеж российский бюджет? Нет. Это приведет всего лишь к отсрочке. В 90-е годы назвали такое красивое слово: секвестр бюджета — обрезание тех или иных статей бюджета в угоду чиновничьей вертикали. Приходят новые элиты и требуют новых подходов и новых денег, новой крови во всех смыслах этого слова.
Осенние выборы покажут, в какую сторону изменятся эти элиты. Приход орденоносцев в качестве новой элиты, внедрение военно-политических, военно-экономических связей, управленцев, которые не обладают безусловными управленческими и прогностическими навыками, ни стратегическим мышлением, но очень неплохие тактики с точки зрения перестрелок, сидения за бруствером.
Появление практически у каждой из финансово-промышленных групп вместо чопа ЧВК, мне кажется, показывает тот самый тренд, на который мы сами устойчиво стали. Крупному бизнесу следует срочно приготовиться. Если у вас не будет ЧВК, то чопом вы это не закроете. И никакие государственные прокладки не обеспечат вам нужного существования. Ну, санкционное давление безусловно будет продолжаться в полном объеме.

(В сокращении)