фотоЖители Новосельского Спасского района называют себя «земноводными», объясняя такую «эволюцию»тем, что «ничейная» рисовая оросительная система топит село свыше 30 лет! За это время оно потеряло две трети населения…

Десятки коллективных писем направлены во властные структуры – от администрации Спасского сельского поселения, куда входит Новосельское, – до президента страны. Отовсюду приходят отписки, а люди– по-прежнему в беде. И беда эта – СИСТЕМНАЯ! Корень зла – не только в годами не ремонтируемой рисовой системе, но и в системе власти, которая так и не удосужилась кардинально решить застарелую проблему, отделываясь полумерами.

Люди покидают родные места с душевной болью. Красота здесь – неописуемая, и порыбачить можно, и покупаться. Ведь рядом – жемчужина Приморья – Ханка.

Однако такое соседство сельчан не радует. С весны до поздней осени улицы Магистральная, Полевая, Молодежная, Конторская, Нагорная тонут. Затапливаются дома, хозяйственные постройки, туалеты. Люди пробираются через дворы по доскам, положенным на кирпичи. Огороды пригодны разве что для содержания водоплавающей птицы – гусей да уток. А корова или коза в воде стоять отказываются. Да и негде их пасти, заготовить на зиму корма – проблема. А жить в селе и не держать хозяйство? Уж лучше в город перебраться. Там хотя бы с работой проще…

Обезлюдела и Приморская научно-исследовательская опытная станция риса (аналогичная ей есть лишь в Краснодарском крае). Когда-то учёные - селекционеры выводили новые сорта риса и разрабатывали эффективные и экологически безопасные технологии его возделывания. Сейчас подвижников науки можно пересчитать по пальцам. А молодёжь разве поедет в далёкое Новосельское, где нет ни нормального жилья, ни приличного соцкультбыта, ни перспектив? Двухэтажный Дом культуры разобран на кирпичи, местная участковая больница заменена фельдшерско-акушерским пунктом. От «оптимизации» уцелела лишь школа.

Может, на то и расчёт? Помыкаются люди – и уедут в более пригодные для жизни места, глядишь, проблема и рассосётся сама собой…

На встрече с «выдающимися журналистами края», по выражению ИА PrimaMedia,Олег Кожемякопризвал«меньше внимания уделять негативным новостям».

Хочется взять под козырёк! Но – не поднимается рука!

Не вписывается Новосельское в радужную картину благоденствия и процветания, которую любят живописать некоторые приверженцы позитива.

СПАССКАЯ «РАСЧЛЕНЁНКА»

Основанное в 1916 году на берегу реки Сантахеза (ныне – Спассовка) село в не такие уж далёкие времена считалось житницей риса. Приханковье самой природой предназначено для этой прихотливой культуры: большое количество солнечных дней, неисчерпаемый резервуар воды – озеро Ханка.

Люди с давних времён отвоёвывали у болот куски пригодной для рисоводства земли. Советская власть поставила дело на широкую ногу. Была построена обширная оросительная система. Специализированное рисоводческое хозяйство наращивало объёмы производства зерна. Приморский рис котировался и на международном рынке. Его ценили даже гурманы - японцы. Их учёные наведывались в Новосельское к коллегам из ВНИИ риса и непременно увозили с собой мешочек экологически чистого зерна.

Огромная система ирригационных сооружений (площадь её – 7,2 тысячи гектаров) безотказно служила многие годы, однако со времени губительных для сельского хозяйства реформ она же стала источником бед.

После принудительного банкротства совхоза-миллионера в 90-е годы система оказалась ничейной.

Созданное Министерством сельского хозяйства вместомощного ГлавдальводстрояУправление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям (коротко –«Приммелиоводхоз») не приняло на баланс ВСЮ систему, вырвав из неё лакомый кусок – три насосные станции. Хотя, по федеральным законам, мелиоративные системы – это КОМПЛЕКС взаимосвязанных гидротехнических сооружений и устройств. Их нельзя разрывать!

О полноценной мелиорации (она – важная часть рисоводства), как в социалистические времена, когда ежегодно после уборки урожая рисовые системы ремонтировались и восстанавливались, речи уже не шло.

фотоТак в тиши чиновничьих кабинетов была заложена бомба замедленного действия и под рисоводство в Спасском районе, и под благополучие сельчан. Новосельское стало регулярно тонуть.

Природа порой подбрасывает нам загадки. Ханкав последние пять лет стала странно полноводной. То ли это цикл естественного колебания её уровня, то ли китайцы чего-то мудрят. Есть версия, будто они, увеличив площади под рисом, нарушили гидрологический режим. К тому же, из-за образовавшегося ила и других наносов снизилась пропускная способность единственной реки, вытекающей из озера, –Сунгачи.

В 2017 году Минприроды России утвердило разработанный по инициативе краевой администрации план мероприятий по снижению негативного воздействия Ханки. Одна из первоочередных мер – расчистка Сунгачи. На эти цели из федерального бюджета выделили восемь миллионов рублей.Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов выполнило проект углубления русла реки и провело его общественные обсуждения.Приступить к работам планировалось в 2018-2019 годах. Сделано ли? Найти информацию даже во всезнающем интернете пока не удалось.

«ТОПИТ НАС НЕ ОЗЕРО, А СИСТЕМА!»

Жители Новосельского, а среди них есть и грамотные опытные гидрологи, уверены: дело не только в озере, но и в отсутствии собственника оросительной системы, который стал бы её рачительным хозяином.

–В бытность депутатом муниципалитета Спасского сельского поселения (в него входит и Новосельское), – рассказывает местная жительница Людмила Винтова,– мне удалось разыскать авторов проекта водоотведения, бывших работников Уссурийского филиала института «Союздальгидрорис» Николая Александровича Лисина и Виктора Павловича Ротаря. Они удивились, что нас затапливает. Новосельская система обустроена по польдерному типу, а закрытый польдер может существовать автономно. В нем предусмотрена защита села от вод и озера Ханка, и реки Спассовки. При условии, конечно, что система действует в комплексе.В соответствии с указомпрезидента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Новосельская мелиоративная система является федеральной собственностью и не может быть передана физическим и юридическим лицам. Однако на деле она оказалась разорванной на клочки маломощными организациями.

Приватизация земель прошла настолько бестолково, что три насосные станции оказались в оперативном управлении «Приммелиоводхоза», часть оросительной системы отошла Приморской НИИОС риса Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Два основных канала – заливной и сбросной (так называемый Нагорный) – остались «ничейными», а земля – в собственности мелких производителей риса, которые не в состоянии поддерживать ирригационные сооружения в должном порядке.

–Без хозяина и регулярного обслуживания система разрушается, – констатирует факт моя собеседница. –Например, бесхозный шлюз сливного канала в аварийном состоянии, установленная на нем задвижка неисправна, и через нее вода из озера поступает в Нагорный канал, растекаясь оттуда по каналам, пролегающим по селу. Можно круглый год перекачивать воду, а она будет возвращаться. Наши активисты каждую зиму ремонтируют дамбы, закрывая прораны мешками с песком. Люди пытаются спасти село от подтопления.

фото

ОБЕЩАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ

–На каком основании «Приммелиоводхоз» использует магистральные каналы и подает воду на оросительную систему, если она, как объект, нигде не значится и находится в аварийном состоянии? – недоумевает Людмила Ивановна. –Все занимаются? считаю, самоуправством: хотят – раскапывают каналы и шлюзы, хотят – закапывают…

Неугомонная женщина достучалась до краевого отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию!». Его представитель Юрий Логиновпобывал в Новосельском, выслушалмнение людей, увидел масштаб бедствия. И 2 ноября 2016 года во Владивостоке состоялось заседание, в котором участвовали крупные учёные, в частности, академик, директор Биолого-почвенного института Дальневосточного отделения РАНЮрий Журавлёв, экологи, специалисты, представители администрации и прокуратуры края.Именно на этом совещании Юрий Логинов сказал – как припечатал: «Такие деньги в Новосельскую систему вбухали, и так бездарно всё профукали».

После бурной дискуссии было решено обратиться в федеральный Фонд имущества с целью передачи Новосельской рисовой системы государственной структуре.

Казалось, дело сдвинулось с мёртвой точки. В Новосельское на вертолёте прилетел бывший губернатор Владимир Миклушевский– в разгар «великого потопа». На откачку воды из магистрального канала край выделил деньги. В тонущее село приехал руководитель «Приммелиоводхоза» Олег Нагорный, делился планами восстановления системы.

Ну а дальше– тишина…

После очередного «плавания» в 2015 году жители Новосельского воззвали о помощи к полномочному представителю Президента РФ по ДФО Юрию Трутневу.

Суть ответа – в одном абзаце:

«…Требуется обеспечить НАДЛЕЖАЩУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ существующих рисовых систем, в том числе своевременную откачку воды из водоотводных каналов».

Как обеспечить эту «надлежащую эксплуатацию», если систему, созданную как единый организм, раздербанили на части?

Ещё в 2016 году решением суда на территориальное управление Росимущества Приморского края возложена обязанность по проведению инвентаризации и постановке на баланс Новосельской рисовой мелиоративной системы – с последующей передачей в оперативное управление «Приммелиоводхозу». По истечению трёх лет данная работа так и не завершена…

Выходит, власти тянут время, отделываясь обещаниями и выделяя деньги федеральной структуре – «Приммелиоводхозу» – на откачку воды из Нагорного канала, чтобы уменьшить затопление села?

КТО СКАЗАЛ, ЧТО НЕ ВЫЧЕРПАТЬ МОРЯ?

Есть в песнеВладимира Высоцкоготакие строки: «Материнства не взять у земли, не отнять – как не вычерпать моря»… Они – о Великой Отечественной войне, но и применительно к нынешним временам звучат уместно. Даже в военное лихолетье не было такого запустения в селе, как сейчас. А материнство, оказывается, у земли отнять можно. И море выкачать. Или озеро Ханку, по крайней мере.

–Китайские рисоводы (их привлекают для работы мелкие предприятия) применяют, полагаем, собственные удобрения и пестициды. По нашему мнению, это приводит к загрязнению плодородной земли, гибели рыбы и земноводных животных, –сокрушаются местные жители. – Они используют варварскую мокрую планировку чеков. В результате плодородный слой смывается с водой. «Приммелиоводхоз», считаем, занимается коммерцией – на платной основе по договорам с производителями риса подаёт воду на оросительную систему и откачивает её, когда в заливе чеков отпадает надобность. Мощность трёх насосных станций такова, что они способны выкачать всё озеро! Платили бы…

Поселенческий и районный бюджеты, а с 2016 года и краевая казна, выделяют деньги на откачку воды, «Приммелиоводхоз» их успешно «осваивает». Идёт некий круговорот миллионов бюджетных рублей…

По официальным данным, стационарная насосная станция №3 «Приммелиоводхоза» откачала из главного коллектора Правобережной рисовой оросительной системы в 2016 году 1,6 млн куб. м воды, в 2017 году – 5,5 млн кубов. И дальше – по нарастающей. В 2018 году – 6,6 млн кубометров. В 2019 году – 7,2 млн кубов. Столько же – и в минувшем 2020-м.

Если суммировать цифры и сопоставить с объёмом воды в озере Ханка (более 18 кубических километров!), выходит, что за пять лет эта структура перекачала почти половину отнюдь не маленького водоёма! И получила при этом немалые деньги.

Уж сколько раз на всех мыслимых уровнях и совещаниях специалисты сельского хозяйства и учёные говорили, что откачка воды – полумера. Проблему надо решать кардинально!

Краевые власти вдруг заговорили о переселении Новосельского. Типа, это обойдётся дешевле, чем восстановление системы. Неужели на возделывании риса в Приморье они готовились поставить жирный крест?

Министр сельского хозяйства ПриморьяАндрей Бронцтак не считает и публично заявляет, что перспективы для восстановления рисоводства есть:

–Мы готовим стратегию развития отрасли. Нужны миллиарды рублей для модернизации мелиоративной системы, а сроки окупаемости, даже с учетом государственной поддержки, составят 8-12 лет.

А теперь – немного позитива.

На недавнем заседании общественного совета Спасского района заместитель главы администрации Сергей Солкансообщил: право собственности на Новосельскую рисовую систему, наконец-то, зарегистрировано за Российской Федерацией (в мае 2021 года)! В краевом Министерстве сельского хозяйства идёт подготовка документов на передачу РОС в пользование «Приммелиоводхозу». После этого в краевом бюджете будут предусмотрены денежные средства на её реконструкцию и капитальный ремонт.

Ольга Купчинская, Спасский район Приморского края.