фотоНужны ли регионам инвесторы, которые вкладываются не в развитие производства, а в «купеческие проекты», показал Артем Трембовлев в своем докладе на форуме «Сообщество», который проходил с 3 по 4 октября 2018 года в Южно-Сахалинске под эгидой ОП РФ.

Общественник рассказал, что его родной город Находка потерял статус города моряков и рыбаков, превратившись в угольный «склад». По всему побережью порта Находка разместились угольные терминалы, ведущие хозяйственную деятельность по перевалке угля открытым способом. Это вызвано тем, что за последние годы возрос спрос на угольное топливо, и большинство стивидорных компаний бросились в прибыльный бизнес, ежегодно наращивая объемы перевалки угля примитивным, варварским способом, захватывая все новые и новые территории города Находка.

Находка всегда процветала за счет таких градообразующих предприятий, как Находкинский торговый порт, База активного морского рыболовства (БАМР), Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ), Приморский судоремонтный завод (ПСРЗ), Жестяно-баночная фабрика (ЖБФ), Рыбный порт, Приморское морское пароходство (ПМП).

С приходом горе-инвесторов практически исчезли крупные экологически чистые градообразующие предприятия НСРЗ, ПСРЗ, ПМП, БАМР (было 110 судов, осталось 11), Жестяно-баночная фабрика, которые полностью обеспечивали жителей города рабочими местами.

Для сравнения в докладе были приведены удручающие цифры, которые смогли найти активисты. (табл. 1)

Активист отметил, что углепереваливающая отрасль в г. Находка – отрасль-монополист, которая губит и блокирует развитие остальных направлений бизнеса: прибрежное рыболовство, переработка рыбы, сельское хозяйство, судоремонт, пищевое производство, туризм и прочие.

В результате на сегодняшний день в городе – уголь, угольная пыль и торговля. Высококлассные специалисты покидают город, а молодые ребята, с высшим образованием, от безысходности вынуждены работать в адских условиях на угольных терминалах.

В городе Находка находятся 2 портовые инфраструктуры, занимающиеся перевалкой угля: порт Находка и порт Восточный. Всего в городе работает 12 стивидорных компаний, переваливающих уголь. В порту Восточном – 5 стивидорных компаний. Объем перевалки за 2017 год составил 32,4 млн тонн угля.

В порту Находка – 7 стивидорных компаний, объем перевалки за 2017 год – 13,7 млн тонн угля.

Горожан же от столь выгодного бизнеса достается только угольная пыль и минимальные налоги в бюджет города.

Общественник отметил, что на сегодняшний день на стивидорных компаниях работает 5 607 человек.  

В местный бюджет за 2017 год поступило от стивидорных компаний порта Восточный 147,2 млн рублей, от стивидорных компаний порта Находка – 89,4 млн рублей.

Причем основной объем поступлений в бюджет 60,6 % (143 млн рублей) идет от АО «НМТП» и специализированного порта АО «Восточный порт». Так же 55,5% рабочих мест (3 110 человек) дают именно эти компании.

При этом жителей города убеждают, что стивидорные компании дают рабочие места и пополняют местный бюджет. Однако из приведенных данных очевидно, что город всегда жил за счет градообразующих крупных предприятий, которые обеспечивали работой практически всех жителей города.

Артем Трембовлев подчеркнул в докладе, что Порт Находка изначально не был приспособлен для перевалки опасных сыпучих грузов (угля) из-за климатических условий и близости жилых микрорайонов к территории портов. Сегодня в порту Находка (бухта Находка) ведут деятельность по перевалке угля открытым способом 7 стивидорных компаний.

Объем перевалки угля ежегодно растет, за последние 3 года объем перевалки угля в порту Находка (без учета порта Восточный) вырос в 1,6 раза и составил 13,6 млн тонн угля в год.

фотоУгольная пыль разносится по всему городу, оседает на административные, культурные здания, жилые дома, детские сады, школы, детские игровые площадки, пищевые предприятия и городские пляжи. Каждый раз при неблагоприятных метеоусловиях (и даже при небольшом ветре) окна жителей города покрываются черным слоем угольной пыли.

Зимой угольная пыль плотно покрывает снег, летом – асфальт, и круглый год оседает в дыхательных путях и легких жителей.

Жители города вдыхают угольную пыль на протяжении 6 лет. Артем заметил, что экологическая проблема Находки видна невооруженным глазом. По нашему мнению, зимой превышение отчетливо видно в виде черного снега, черных стен и крыш домов, выбросов угольной пыли, накрывающий весь город, черной жирной суспензии в акватории порта, слоя угольной пыли в квартирах жителей города.

От лица жителей города, Артем Трембовлев выразил озабоченность тем фактором, что в случае изменения конъюнктуры угольного рынка, падения спроса и цен на каменный уголь, средние и мелкие стивидорные компании уйдут с рынка с полученной прибылью, а город окажется городом-призраком.

В итоге А. Трембовлев предложил внести в рекомендации круглого стола «Общественный контроль над исполнением природоохранного законодательства» следующие предложения:

1. Направить мэру города Находка требование о выполнении ч. 1 ст. 12 закона Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ, в силу которой «Муниципальный служащий обязан:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение» и восстановить конституционное право жителей города на благоприятную окружающую среду во вверенной ему территории городского округа.

2. Переместить в специализированные порты перевалку угля с терминалов г. Находка, у которых санитарно-защитная зона меньше 500 м, а стивидорным компаниям перепрофилировать хозяйственную деятельность на перевалку безопасных для населения грузов.

3. Следственному комитету по Приморскому краю: провести проверку по нарушениям уголовного законодательства руководителями стивидорных компаний, работающих в бухте Находка.

4. Генеральной прокуратуре: провести проверку и дать юридическую оценку действий/бездействия контролирующих органов города Находки и Приморского края (Роспотребнадзора, природоохраных организаций, прокуратуры города и края, администрации города Находка).

5. Увеличить административные штрафы за нарушение норм природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

6. Отменить уведомительный характер проверок стивидорных компаний надзорными органами.

7. Внести поправки в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:

п. 7.1.14. Склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции

Класс I – санитарно-защитная зона 1000 м. (дополнить «не менее 1000 м»)

Дополнить пунктом «5. Открытые склады и места перегрузки угля при грузообороте более 150 тыс. т/год».

Класс II – санитарно-защитная зона 500 м. (дополнить «не менее 500 м.»).

Альбина ВОЛКОВА.

Фото автора.