ВВС США впервые разместят на территории Европы новейшие истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35A для участия в учениях, которые в скором времени собираются провести союзники НАТО, заявил Пентагон в пятницу. Как сообщает оборонное издание Defense News, перемещение этих высокотехнологичных машин станет частью Инициативы по обеспечению безопасности Европы и общих усилий по укреплению связей с европейскими партнерами перед лицом российской агрессии.

"Это развертывание с целью проведения учений знаменует важную веху и естественное развитие программы F-35, позволяющей ВВС США продолжать демонстрировать оперативные возможности истребителя пятого поколения, — говорится в пресс-релизе Минобороны. — Вместе с тем это поможет уточнить потребности Европы в последующем размещении на ее территории F-35A, которые планируется ввести в строй к началу 2020-х годов".

Впрочем, сколь бы заманчивой не выглядела интерпретация, которая увязывает переброску этих самолётов с текущими шаткими отношениями между президентом Трапом и Россией, все же следует напомнить, что еще администрация Обамы включила в программу развития F-35 этап, связанный с их размещением в Европе, указывает Defense News. В декабре прошлого года экс-секретарь ВВС Дебора Ли Джеймс намекала на то, что американские самолеты нового поколения уже этим летом окажутся в Старом Свете.

"Теперь, когда F-35 объявлен боеспособным, мы развернем наши новейшие истребители в Европе в не слишком отдаленном будущем, — говорила она во время выступления на заседании Атлантического совета. — Не удивлюсь, если F-35 появятся там уже следующим летом. Уникальное сочетание у них скрытности, гибкости и принципа мультисенсорности (sensor fusion) — все это сыграет важную роль в том, чтобы обнадежить союзников и обеспечить сдерживание".

Термин "sensor fusion" применительно к F-35 означает принцип, согласно которому данные от различных сенсоров — действующих как на самом самолете, так и за его пределами — объединяются в единый поток, в результате чего получаемая итоговая информация содержит меньше неопределенностей, чем если бы эти источники использовались отдельно друг от друга. Тем самым обеспечивается "мультисенсорность" — слаженная работа объединенных в систему разнообразных источников приема и передачи данных. Для пилота F-35 это означает в первую очередь возможность видеть на экране все, что видят другие пилоты, а также специалисты воздушных, наземных, морских и прочих платформ, в том числе командных пунктов.

В феврале бывший глава командования ВВС генерал Герберт Карлайл, ушедший в отставку в марте, выразил мнение, что Пентагон сможет отправить самолеты в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион уже в начале весны, а развернуть их на Ближнем Востоке удастся в течение ближайших двух лет.

Хотя ВВС не указывают, где именно на европейской территории будут размещены F-35 для участия в запланированных на ближайшее время учениях, в качестве одного из возможных вариантов называется британская база ВВС Lakenheath в Англии. В дальнейшем она станет первой заграничной авиабазой, где F-35 будут размещены на постоянной основе. В конечном итоге, к началу 2020-х годов там будут базироваться 54 единицы F-35A.

F-35 против российских разработок: "Ничего даже отдаленно похожего"

Как сообщалось ранее со ссылкой на издание "Газета.Ру", производители самолета и чиновники Пентагона ранее заявляли, что F-35 Lightning II способен уничтожить перспективные российские и китайские истребители пятого поколения в воздушном бою.

"Пока я не видел ничего даже отдаленно похожего на действия F-35 на поле боя, что заставило бы меня предполагать, что где-то есть любой другой самолет, способный на равных бросить вызов «Молнии» (Lightning в пер. с англ. означает "молния" — Newsader). Я чувствую себя абсолютно уверенным в успешных действиях F-35 в любой боевой обстановке", — рассказывал в январе изданию Warrior подполковник Мэтт Хайден, руководитель службы безопасности 56-го истребительного авиационного крыла с авиабазы Люк, Аризона.

Отмечалось, что его мнение разделяют и некоторые другие американские пилоты F-35.

В то же время Мэтт Хайден сказал, что не имеет опыта учебных боёв против этих самолетов, но отметил, что в сражении истребителей огромную роль играет скорость полёта. По его словам, если американским авиаконструкторам удастся максимизировать эффективность двигателей F-35, пилоты смогут использовать слабости других истребителей, пишет Inforeactor со ссылкой на материал Warrior.

По имеющейся информации, российские авиаконструкторы построили не менее 6 лётных прототипов Т-50 ПАК ФА для испытания истребителей и проверки их возможностей в рамках потребностей воздушно-космических сил и военно-морского флота РФ. Про китайский истребитель J-31 известно только то, что первый тестовый полёт был осуществлён всего 4 года назад, в 2012 году.

Малозаметный монстр пятого поколения

Lockheed Martin F-35 Lightning II — семейство малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трёх вариантах: наземный истребитель для нужд ВВС США (F-35A), истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (F-35B), а также палубный истребитель для нужд ВМС США (F-35C).

На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22, в том числе стели-технология, серьезно затрудняющая для ПВО противника возможность обнаружить и, особенно, сопровождать летальный аппарат. На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям. Пилот самолета использует шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения "видеть через кабину" машины.

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Среди них ракеты класса воздух-воздух, а также крылатые ракеты. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы, кластерные бомбы, управляемые авиационные бомбы и противотанковые ракеты.

В дополнение к базовым требованиям Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты.

По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на своих максимальных сверхзвуковых скоростях.

По достижении уровня развития программного обеспечения F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61.

F-35 в японской "командировке"

Следует отметить, что первой зарубежной "командировкой" для F-35 стала не Европа, а Япония: именно туда в январе были переброшены новейшие истребители-бомбардировщики 5-го поколения F-35B Lightning II Joint Strike, приземлившись на авиабазе морской пехоты Ивакуни. До конца лета там должны разместиться 16 самолетов данного типа. Это стало первым случаем, когда F-35B были размещены за пределами Соединенных Штатов.

Размещение самолетов произошло на фоне ужесточения риторики КНДР, власти которой объявили о скорой готовности средств доставки ядерного оружия к берегам США. Другой фактор напряженности был на тот момент связан с Китаем, который незадолго до этого пригрозил администрации Дональда Трампа войной в случае, если она попытается блокировать кораблям Пекина доступ к Южно-Китайскому морю.

"Приход F-35B воплощает нашу приверженность защите Японии и региональной безопасности в Тихом океане, — комментировал тогда генерал Рассел Санборн, командующий 1-го морского авиационного крыла. — Мы привносим в Тихий океан самые передовые технологии, чтобы ответить на широкий круг вызовов и обеспечить тем самым более значительную поддержку наших региональных союзников".

Израильский F-35 "Адир" на Ближнем Востоке

В не менее восторженных тонах высказывался о программе F-35 командующий израильских ВВС генерал-майор Амир Эшель. Рассказывая о модернизированной израильтянами версии F-35 "Адир" ("Могучий"), он подчеркивал его преимущества в условиях действия перспективных российских ПРО на Ближнем Востоке.

"Очевидно, что мы будем сталкиваться с угрозами, с которыми ранее никогда не имели дело — как в воздухе, так и на земле", — комментировал он ситуацию с развернутыми в Сирии комплексами С-400, выступая в январе на конференции в Институте Израиля по изучению национальной безопасности.

"Это больше, чем просто самолет, — рассказывал командующий об F-35 в контексте ближневосточной ситуации. — Это то, что трансформирует всю систему в гораздо более эффективную и гораздо более смертоносную силу. Это революция. Гораздо лучше, чем все, что у есть нас, и все, что летает в этом регионе".

В свою очередь выступавший на том же мероприятии генерал ВВС США в отставке Гэри Норт, занимающий сейчас должность вице-президента в Lockheed Martin, тоже затронул угрозы, создаваемые российскими С-400 в Сирии, и указал на выгоду от эксплуатации F-35 в условиях высокой угрозы.

"Сочетание скрытности и сенсорной интеграции — со спутниками и другими самолетами — дает отдельным летчикам возможность делиться получаемой информацией с другими пилотами, доводя эту информацию в том числе до командных пунктов на земле", — сказал он.

По его словам, самолеты F-35 не только обеспечат стратегическое сдерживание противника, но и возможность для самолетов четвертого поколения — а и именно они на данный момент и составляют костяк ВВС Израиля и США — свободно передвигаться в воздушном пространстве где бы то ни было. По словам американского военного, F-35 использует стелс-технологии такого уровня, что они могут оставаться незамеченными, даже подойдя вплотную к противнику. Это позволит пилоту получить об объекте преследования максимально полное представление прежде, чем ему придется решать, атаковать ли цель или отступить.

Между тем, как сообщил анонимный источник Newsader в Израиле, полная оперативная готовность F-35 будет достигнута к 2018 году — именно в этом время самолет заступит на полноценную службу. В то же время он указал, что собственно модернизированный израильский вариант будет введен в действие не ранее 2022 года. Он подчеркнул, что в этом вопросе израильские производители будут зависеть от Америки.