Нынешний 2016 год станет определяющим для индустрии развлечений и СМИ России. По мнению экспертов аналитического агентства PwC, в ближайшие четыре года выручка в медиаиндустрии постепенно перейдет от традиционных ресурсов в сферу видео и интернета, а лидером рынка станет интернет-реклама.

В абсолютном выражении объем рынка по итогам 2015 года составил 1,04 трлн рублей. Эксперты полагают, что в течение пяти лет среднегодовой темп роста всей медиаиндустрии ожидается на уровне 6,4 %, что выше общемировых темпов (4,4 %), к 2020 году выручка рынка составит более 1,3 трлн рублей.

«По нашему анализу, темпы роста медиарынка не столько зависят от географии, сколько от структуры населения той или иной страны. Молодежная аудитория обеспечивает рост даже в странах с отрицательным ВВП, в то время как в развитых странах с хорошими экономическими показателями, но стареющим населением темпы роста медиарынка низки», — констатирует руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ PwC в России Юрий Пуха.

Прошлый год для российской медиаотрасли оказался не самым успешным. Большинство сегментов продемонстрировало отрицательную динамику относительно 2014 года. Особенно ярко эта тенденция проявилась в первом квартале 2015 года, когда рекламодатели заморозили рекламную активность в целях сокращения расходов. Несмотря на увеличение доходов в течение последующих трех кварталов, падение первого квартала сказалось на уменьшении годовых показателей. Например, по данным PwC, за 2015 год объем рынка телерекламы сократился на 24%, до 110,5 млрд рублей, а рынка радио — на 32%, до 12,3 млрд рублей.
На сегменты индустрии значительное влияние оказало внутреннее регулирование. В начале 2016 года вступили в силу новые поправки к закону о СМИ. Начиная с февраля 2016 года доля участия иностранных юридических и физических лиц в капитале российских СМИ не может превышать 20%. Ранее ограничение составляло 50% и распространялось только на радио и телевидение. Другим ограничением продолжает оставаться пиратство, несмотря на значительные меры, уже предпринятые против него.

Долгое время реклама на телевидении была лидером по объему доходов. В 2015 году выручка здесь составила 124,5 млрд рублей. Однако благодаря стремительному развитию технологий, активному распространению интернета и смартфонов уже в 2016 году, согласно прогнозу PwC, интернет-реклама обгонит телевизионную рекламу, заработав 138,9 млрд рублей, и станет новым лидером на российском рынке рекламы, тогда как доходы от рекламы на телевидении составят 131 млрд рублей

Главным драйвером в интернет-среде, по мнению экспертов, останется контекстная реклама: в пятилетней перспективе этот сегмент достигнет 145,4 млрд рублей, продемонстрировав среднегодовой темп роста на уровне 12,8%.

Развитие мобильных технологий и проникновение гаджетов в повседневную жизнь особым образом меняют структуру доставки рекламного сообщения до адресата, так как появляются новые форматы размещения контекстной рекламы, вытесняя традиционную медийную рекламу. Ожидается, что к 2020 году наиболее динамично развивающимися сегментами, по данным исследования PwC, станут интернет-реклама (среднегодовой темп роста 16,2%), платное телевидение (9,79%) и доступ в интернет (7,61%).

В прошлом году отрицательную динамику продемонстрировал сегмент печатных СМИ: здесь был зарегистрирован самый низкий показатель среднегодового темпа роста — 8,2%. Факт в том числе обусловлен высокой конкуренцией между печатными и интернет-изданиями и свидетельствует, что потребление новостного контента плавно переходит в интернет-среду.

«Медийный рынок сильно зависит от экономики, поэтому сейчас основной вопрос — что будет происходить с экономикой в целом. В четвертом квартале 2014 года все очень испугались негативных прогнозов развития экономической ситуации, поэтому в 2015 году рынок рекламы сжался намного сильнее, чем того требовала реальная ситуация», — считает главный исполнительный директор Havas Media Group Борис Карасев.

По его мнению, кризис очень сильно влияет на рекламу автомобильного сегмента и финансового сектора. В других областях ситуация будет оставаться достаточно стабильной. Безусловным лидером инвестиций в медиа остается фарминдустрия, так как она в меньшей степени подвержена влиянию кризиса. Российский фармрынок остается довольно привлекательным для иностранных игроков, поэтому они активно инвестируют в него, что в том числе отражается и на медиа-рекламе
Телевидение, цифровые медиа и интернет — это те сегменты медиарынка, которые восстановятся быстрее. Это, по мнению Карасева, связано с тем, что стоимость контента в этих сферах ниже по сравнению с другими СМИ, и эти каналы показывают стабильный результат.

Пресса, радио и наружная реклама будут находиться в наиболее сложной ситуации. В безусловном же тренде окажется интернет. В этом нет ничего удивительного, поскольку, как предполагает Карасев, задача медиа — идти туда, где есть потребитель. А современный потребитель все больше времени проводит в интернете.

«Удивительно, но факт: в интернете люди ищут тот же самый контент тех же самых ТВ-каналов, люди посещают те же самые сайты газетных изданий, что и офлайн. Поэтому говорить о том, что они отказались от традиционных медиа и ушли в интернет, не совсем верно. Во многом это те же самые медиа, но уже в цифровой среде. В результате это вызывает перераспределение медийных инвестиций из традиционных СМИ в интернет, поэтому необходимо понимать, что происходит в интернет-среде. Однако ситуация в целом очень похожа на то, что происходило раньше в офлайн», — резюмирует эксперт.