Суд Грозного списал более 9 миллиардов рублей долга за коммунальные услуги. Долги попросила простить местная прокуратура, испугавшись акций протеста жителей республики.

Не все знают, что в правовом поле России давно используется принцип прецедентного права. То есть по  аналогичным делам судебная практика должна быть одинаковой на всей территории России. Указанный принцип закреплен в постановлениях пленумов Верховного суда РФ, которые призваны обобщить судебную практику и дать единое толкование норм права по спорным вопросам, единое применение норм права на всей территории России.

Фундаментальным правовым принципом Европейского суда является принцип «правовой определенности», который получил широкое применение в сотнях решений Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ. Принятие в 1998 году Федерального закона № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» обязало Россию исполнять все решения Европейского суда и применять на своей территории его нормы и принципы.

Принцип «правовой определенности» гласит, что принятое и вступившее в силу судебное решение не может быть пересмотрено иначе, как при наличии очень веских оснований. Этот принцип также предусматривает обязательное наличие единой судебной практики в России по аналогичным вопросам. Если такая судебная практика противоречива, Европейский суд считает, что государство не создало правового механизма защиты прав человека и таким образом нарушило ст. 6 п. 1 Конвенции, право на справедливое судебное разбирательство, в части точности и предсказуемости судебного решения.

Указанная концепция была раскрыта в деле «Baklanov v. Russia», постановление ЕСПЧ от 09 июня 2005 г. (жалоба N 68443/01), § 41 – где Суд предписывает требование «позитивного обязательства» государства, чтобы законодательство было доступным для заинтересованных лиц, точным и предсказуемым (см. постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Beyeler v. Italy», жалоба N 33202/96, ECHR 2000-I, § 109; Carbonara & Ventura v. Italy no. 24638/94, §§ 62-66).

Если в других регионах России суды будут отказывать гражданам в списании давних долгов за свет и газ, и не учитывать появившуюся практику (решение Грозненского суда по списанию 9 миллиардов рублей), то граждане имеют полное право обратиться в Европейский суд и указать на нарушение их прав по ст. 6 п. 1 Конвенции, поскольку в России имеется противоречивая судебная практика. Такие граждане могут потребовать не только восстановить их нарушенное право и уплатить материальный ущерб, но и потребовать уплату морального вреда от разочарования в судебной системе России.

Сергей Князькин,

адвокат, кандидат юридических наук.