Каждый день из разных городов приходят всё новые сообщения об очередных отключениях тепла, воды, света и газа. По подсчётам СМИ, аварии затронули 43 региона страны. Любители сильных выражений даже говорят о «распаде жилищно-коммунального хозяйства».
Можно, конечно, свалить ответственность на сильные морозы, как это попытались сначала сделать некоторые казённые пропагандисты. Да, морозы действительно сильные, но вовсе не экстремальные. Они случаются практически каждый год, тем не менее, подобных масштабов коммунальных бедствий пока что не наблюдалось.
В чём же причина нынешних несчастий? В первую очередь – заканчивается запас прочности, унаследованный от советского периода. Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева недавно заявила, что износ коммунальной инфраструктуры в среднем по стране составляет порядка 40 процентов. И добавила, что это очень приблизительная оценка, т.к. с 2013 года отменена техническая инвентаризация жилых домов. Поэтому не удивительно, что её коллега, председатель того же комитета, оценил износ даже в 70 процентов.
40 или 70 – это, в любом случае, средняя цифра (например, в Москве износ ожидаемо составляет всего один процент), но дело ещё и в том, что эти оценки явно завышены. Ведь зачастую по документам труба новая, а в действительности – купленная на вторичном рынке и, якобы, восстановленная.
Но это далеко не всё. Хотя реальный объём жилищного строительства вряд ли соответствует тем рекордным цифрам, которые докладывают высшему руководству (особенно подозрительно, что больше половины его якобы приходится на индивидуальное строительство, где легко приписать хоть двести, хоть триста процентов) и, на самом деле, едва ли достигает советских масштабов, жилищное строительство всё-таки идёт. А вот ввод в действие инфраструктуры от него сильно отстаёт. Более того, за последние годы его темп значительно уменьшился. Например, по данным Росстата, ввод тепловых сетей с 2017 года сократился вдвое.
Говоря простым языком, застройщики, не желая тратиться на инженерные коммуникации, подключают новые дома к старым теплосетям, энергосетям и проч. И даже если там оборудование абсолютно новое и работоспособное (а как мы уже убедились, зачастую это вовсе не так), оно, в конце концов, просто не выдерживает перегрузки, и происходит то, что сейчас творится по всей стране – авария следует за аварией.
Именно это произошло в получившим печальную известность подмосковном Климовске, который в результате очередных экспериментов по «оптимизации» управления несколько лет назад зачем-то присоединили к соседнему Подольску. Зачем это было сделано, совершенно неясно, в качестве объяснения напрашивается лишь свойственное нынешним властям настойчивое желание избавиться от советского наследия – в данном случае от проверенного десятилетиями административно-территориального деления. В результате, качество управления резко упало, ведь безудержное стремление к «оптимизации» привело к закрытию территориальных отделов администрации города и диспетчерских ЖКХ в микрорайонах. Даже пожаловаться стало, по сути, некому!
Ну и, конечно, здесь свою роль сыграла вопиющая некомпетентность тех, кто взял на себя руководство коммунальной сферой. Как рассказывал мне один из ведущих специалистов по ЖКХ, в этой сфере появилась масса деятелей, абсолютно не разбирающихся в технических вопросах и умеющих только «пилить» бюджет. В конечном счёте, всё это и привело там к коммунальной катастрофе. Кстати, в конце прошлого года Подольск победил в номинации «Эффективное управление ресурсами»…
Вообще, падение качества управления и засилье некомпетентных и вороватых «эффективных менеджеров» стало одной из главных проблем современной России. Ведь дело не только в состоянии той или иной системы. Нужно, чтобы ответственные точно знали или хотя бы понимали, что нужно делать. А то при выходе из строя котельной вода в трубах замерзает в десятках домов просто потому, что никому не приходит в голову её слить. Как справедливо написали жители в блоге губернатора Московской области, «неадекватное обслуживание от неучей привело к одномоментному, повсеместному КОЛЛАПСУ». И это касается не только жилищно-коммунального хозяйства.
Но вернёмся к ЖКХ. Проблема ведь действительно очень серьёзная, и если ничего не делать, она будет только обостряться. Тут нужен новый подход, и соответствующие предложения уже начали поступать.
Известный своими нестандартными заявлениями депутат Гурулёв предложил решить проблему аварий в системе ЖКХ резким повышением тарифов. Похоже, далёкий от гражданских проблем генерал всерьёз воспринимает фальшивые данные Росстата о всеобщем благосостоянии и не понимает, что нищее население такого повышения просто не выдержит. Ну, или не будет платить, что опять-таки проблему не решит – долги по ЖКХ и сейчас уже очень большие.
Так что выжать такую сумму непосредственно с населения будет очень трудно, остаётся надеяться лишь на бюджет, который, правда, тоже нужно чем-то наполнять. Скорее всего, запланированное в прошлом году сокращение бюджетных ассигнований на ЖКХ в два с половиной раза (!) теперь не состоится. Более того, затраты даже увеличатся – ведь по оценке губернатора Московской области, только на устранение нынешних аварий потребуются миллиарды (в этой связи, правда, возникает вопрос о том, где он был раньше).
Увы, просто залить проблему деньгами не получится – они уйдут как вода в песок. Нужно перестроить всю систему управления ЖКХ, подорванную безумными «реформами» либералов, которые всё и вся приватизировали и таким образом фактически сделали отрасль бесконтрольной.
И первым шагом здесь может стать создание ведомства, курирующего работу ЖКХ на правительственном уровне, что предлагают некоторые комментаторы. Ведь ныне существующему департаменту министерства строительства, действительно, не хватает полномочий. В данном случае не стоит слушать надоевшие ещё со времён «перестройки» причитания либералов о том, что, дескать, нечего плодить бюрократов. Как профессиональный управленец могу смело утверждать, что без создания некого органа, отвечающего за ту или иную сферу деятельности, проблема с места не сдвинется. Перефразируя слова одного очень известного руководителя, у каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество.
Но этого, конечно, недостаточно. Сейчас даже не очень толковые люди предлагают национализировать жилищно-коммунальное хозяйство, и я думаю, что это было бы правильно. Увы, такое решение – не панацея, систему управления нужно менять более радикально, что в нынешней России весьма проблематично.
Впрочем, что-то делать всё равно нужно. Зима ведь имеет привычку каждый год возвращаться…