фото

Гражданский Кодекс РФ (ст. 544) позволяет взимать плату «за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учёта энергии», то есть, по показаниям счётчиков (общедомовых и квартирных).

Расчёт платы: объёмы потребления воды в квартирах суммируются, полученная сумма вычитается из общего объёма ХВ, ГВ, водоотведения в доме. Оставшийся объём воды должен распределяться между квартирами без счётчиков пропорционально числу фактически проживающих граждан.

Такой порядок был установлен 14.02.2002 № 6 распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению С-Петербурга. На деле порядок не соблюдается.

Управлением Роспотребнадзора по С-Петербургу установлены нарушения ЖСК-1076 этого распоряжения при начислении платежей за коммунальные услуги по квартире 44. Выдано постановление Роспотребнадзора по СПб от 16.05.2007 №78-03/2042 о привлечении по ст. 14.7 КоАП РФ – обман потребителей. Прокуратура района требовала незамедлительно, до 16.07.2007, произвести перерасчет всем собственникам жилых помещений в МКД, в том числе по кв. 44. Однако контроль не осуществлён – перерасчёт не произведён.

16.03.2012 прокуратурой района внесены представления о нарушениях требований законодательства при начислении платежей за ХВ, ГВ и В/О (канализование) в адрес ЖСК-1076. И опять контроль не осуществлён – перерасчёт не произведён, в том числе по квартире 44.

В 2011-2012 годах управление Роспотребнадзора по С-Петербургу привлекло ЖСК-1076 к административной ответственности за начисление платежей по кв. 44 за коммунальные услуги не по показаниям общедомовых приборов учёта.

ЖСК обратился в арбитражный суд СПб, который отказал кооперативу в признании незаконным постановления УРПН по СПб. ЖСК оплатил штраф 20000 руб.

Однако, до сего дня не восстановил права собственницы квартиры 44 – председатели не прекратили нарушать требования законодательства РФ при начислении платежей за КУ с 1992 года.

Нормативы вместо объективных показателей

ЖСК производит расчёты с гражданами за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления услуг и тарифов, установленных Комитетом тарифов Санкт-Петербурга равными суммами ежемесячно (фиксированный размер), то есть по ставкам платы (в рублях с человека в месяц).

Кв. 44 (без счетчиков) F = 54,1 кв.м., зарегистрировано 2 чел.

Кв. А (счетчики) F = 54,1кв.м., зарегистрировано 2 чел.

ХВ 274,30 (кв. 44) : 55,98 (кв. А) = 4,9 раза (!)

ГВ 701,02 (кв. 44) : 100,72 (кв. А) = 7.0 раз (!)

ВО 496,12 (кв.44) : 83,97 (кв. А) = 5,6 раза (!)

Вместо подсчета количества потребленного ресурса, начисляют по твердому нормативу, в котором не учтены ни общие, ни поквартирные показания. Председатели правления ЖСК-1076, считаю, в разы обсчитывают собственников, в квартирах которых не установлены квартирные водосчётчики.

Излишне собрана и не возвращена сумма 3505300 руб собственникам квартир ЖСК-1076 без счётчиков и всем по отоплению

Излишне внесённые платежи за КУ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ № 307 от 03.05.2006 должны быть учтены при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей начислению в следующем месяце или компенсированы собственнику объединением по-иному.

Однако, председатель правления Кузьмина Г.М. в своём объяснении 24.08.2008 сообщает прокуратуре района о том, что за счёт сэкономленных средств в доме производится косметический ремонт парадных, работы по замене всех стояков (ХВС, ГВС, канализации по кухне и по санузлу) в квартирах нашего МКД и «на производство этих работ деньги не собирались», чем откровенно, по моему мнению, вводит в заблуждение.

Собирались! Ещё дополнительно по 500 руб. с квартиры на замену стояка ХВ по туалету. Обсчёт она называет «экономией». Думаю, ввела в заблуждение членов ЖСК на собраниях 01.04.2006, 01.04.2007, 30.03.2008 – принять решение по её предложению о переводе всей «экономии» в ремонтный фонд. Полагаю, это целевые сборы – только возврат собственникам помещений в МКД (ст. 51 НК РФ).

Например, на замену стояков по кухне (ХВ, ГВ, В/О) собрано с жильцов 2700000 руб. + 1015287 руб. (выделено администрацией Фрунзенского района и депутатом ЗАКСа СПб Сергеевым О.В.). Всего 3715287 руб.

Начисление платежей по нормативам – один из способов воровства, по мнению Сопредседателя Союза потребителей России Анатолия Голова. Нормативы в любом случае больше реального потребления. (Жилищный комитет, В.Н. Вогачев).

Пресс-релиз. «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории СПб с 01.09.2012», и.о. председатель Комитета тарифов СПб Болтенков И. А.:

В многоквартирных домах, оборудованных приборами учёта на вводе в МКД, нормативы потребления могут использоваться только как промежуточное средство расчёта при определении размера за предоставленные коммунальные ресурсы, исходя из показаний приборов учёта.

Установленные нормативы (в кубометрах/чел. в месяц)

С 01.09.2012 по 01.02.2015 ХВ – 5,48. ГВ – 3,81. ВО – 9,29.

С 01.02.2015 по 01.07.2015 ХВ – 6,03. ГВ – 4,19. ВО – 10,27.

С 01.07.2015 по 01.10.2015 ХВ – 6,58. ГВ – 4,57.

С 01.10.2015 по 01.01.2016 ХВ – 4,02. ГВ – 2,92. ВО – 6,94.

С 01.01.2016 по 01.07.2016 ХВ – 4,69. ГВ – 3,40. ВО – 8,09.

С 01.07.2016 по 01.01.2017 ХВ – 3,35. ГВ – 2,43. ВО – 5,78.

С 01.01.2017 по настоящее время ХВ – 4,90. ГВ – 3,48. ВО – 8,38

Например. В ЖСК-1076 по квартире 44 (за два человека) по ставкам платы (за нормативное потребление) начислены платежи: с 01.04.1992 по 01.09.2009 220л/сутки – ХВ, 150 л/сутки – ГВ, а затем, якобы, уменьшили нормативы по 01.09.2012: 6,69 кубометров/чел в месяц. – ХВ, 4,56 кубометров /чел. в месяц – ГВ, то есть фактически продолжали начислять по нормативам 220 л/сутки на одного человека ХВ, 150 л/сутки на одного человека ГВ. Обсчитывали все указанные годы всех, у кого не установлены водосчетчики по вине «председателя», как я считаю. Имели огромные деньги на счете и не обеспечивали установку водосчетчиков поквартирно, полагаю, умышленно.

«Страшные» объективные данные

А.В. Широков в монографии «Жилищный Кодекс. Риски перехода» (Академический проект 2006 г., С-Петербург):

«К сожалению, сегодня собственники коммунальной инфраструктуры российских городов в значительной мере «боятся» объективных данных (о количестве поданного в сети ресурса и его потребления всеми абонентами ресурсоснабжающих организаций), так как эти данные позволяют выявить и бесхозяйственность в предшествующие годы, и многолетний «обман» органов, регулирующих тарифообразование на ресурсы.

Например, ранее рапортовали об утечках и потерях в сетях 7-10% с обязательным ежегодным снижением этого показателя, а после установки счётчиков могут обнаружить, что реальные потери не проданного ресурса (разности между поданным в сеть и проданным всем абонентам ресурсом) составляет 30-40%. Особенно интересными выглядят попытки представления данных о не проданном ресурсе в системах, в которых не обеспечена повсеместная установка счётчиков, в виде нескольких составляющих – собственно утечки ресурса, объёмов хищений, технологических расходов и прочих. Без счётчиков такие попытки бессмысленны».

ФАС России в соответствии с п. 5.3.1.16 Положения о федеральной антимонопольной службе России, утвержденного ПП РФ 30.06.2004 № 331, осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, порядка его заключения, а также требования о предоставлении предложений об оснащении приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Кто отвечает за установку счетчиков

ФАС России разъясняет, что по ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергоснабжении» на ресурсоснабжающие организации (РСО) возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене и эксплуатации как общедомовых, так и квартирных приборов учёта.

Установка квартирных счётчиков может производиться только во всех квартирах одновременно в МКД при наличии общедомовых (обязательно!). Установка счётчиков в части квартир ведёт к обсчёту в разы (!) потребителей без счётчиков.

Установка приборов учёта расхода тепловой энергии (на ГВС и отопление), расход ХВ, ГВ на здание, а также установка поквартирных счётчиков ХВ, ГВ производится за счёт средств, предназначенных на капитальный ремонт жилого дома.

(Пункт 2.4.2, приложение 8 (пункт 6) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением федерального агентства по строительству и ЖКХ № 170 от 27.09.2003).

До 2005 года собственники помещений ЖСК-1076 платили взносы на капремонт. Капремонт систем ХВС, ГВС провели в 2005 – 2008 гг., однако счётчики поквартирные не установили в оставшихся квартирах.

Управление РПН по СПб прокуратура Фрунзенского района не защитили законных прав потребителя квартиры 44 и не передали свои административные акты (Постановления и представления) в Купчинский отдел судебных приставов по Фрунзенскому р-ну С-Петербурга для понуждения «председателей» к выполнению их требований в порядке ст.12 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Проверку правильности начисления платежей за КУ потребителям обязаны проводить управление Роспотребнадзора и государственная жилищная инспекция С-Петербурга (ПП РФ №322 от 30.06.2004г., ФЗ 17.08.2011 №242) – контроль обязана осуществлять прокуратура (ст. 28.4 КоАП РФ). Штраф ЖСК-1076 – воспитательная мера председателей, а права гражданина должны быть восстановлены. (ст. 2 КРФ, ч. 2. ст. 11 ГК РФ, ч. 2 ст. 11 ЖК РФ – права гражданина защищает государство, тем более, что собственница кв. 44 – инвалид II/II, ветеран труда, пожилой человек).

Однако, заместитель руководителя управления РПН по СПб отписала 13.04.2012 за №71-00-05/21-669112: «Меры по восстановлению прав будут приняты при контроле исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства». Но меры не приняты, ЖСК подаёт иски в суд, который всегда решает «взыскать долги».

Административный порядок разбирательства по вопросу начисления платежей за коммунальные (и жилищные) услуги в С-Петербурге не применяется. Ст. 37, ч. 3 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» не применяется ни одним государственным органом. По моему мнению, в нарушении ст. 10 ч. 2 ст. 118 Конституции РФ суды нарушают принцип разграничения полномочий, не владея специальными бухгалтерскими познаниями (если бы даже владели, думаю, не наделены такими полномочиями), а также практическими навыками расчётов, отписывают в решениях – «правильность начисления платежей проверена судом». Суд общей юрисдикции вправе проводить разбирательство только при наличии выводов, указанных уполномоченными органами при несогласии одной стороны.

Реакция на обращения граждан

Государственные органы не реагируют должным образом на многочисленные обращения собственницы кв. 44, так как не имеют полной и достоверной информации от «председателей» о фактических издержках, понесённых ЖСК-1076. Ни разу не представлен расчёт фактической задолженности за ЖКУ и прочие услуги по квартире 44 за 18 лет. Сверка платежей по квартире 44 с потребителем не проведена.

В ходе проверки с сентября 2015 года прокуратура Санкт-Петербурга дала поручения от 25.03.2016 и от 01.04.2016 провести тщательную проверку начисления платежей по кв. 44. Заместитель прокурора Баликоев З. В. обещал – как только придёт специалист по начислениям ЖКУ, мы пригласим вас, а сам уже отписал в прокуратуру СПб о том, что переписка закончена с собственницей кв. 44 по вопросу начисления платежей.

Повторная проверка проводится с июля 2017 года прокуратурой Санкт-Петербурга, однако, ни один вопрос, в том числе начисление платежей, не разрешен. Каждую бумагу в ГЖИ нужно «выбивать». Для ГЖИ Санкт-Петербурга, вилдимо, не существует № 8 ФЗ от 09.02.2009 «О доступе к информации государственных органов»: выдать любую бумагу, которую создал сам чиновник, либо получил от другого гражданина (надлежащим образом заверенную копию), непостредственно затрагивающего права заявителя, а также №149 ФЗ от 27.07.2006, п. 2 ч. 2 статьи 8 – выдать бесплатно.

Заседание коллегии Генеральной прокуратуры России 14.03.2017, Владимир Путин: «…самого пристального внимания с Вашей стороны требует сфера ЖКХ. Надо безотлагательно реагировать, если люди жалуются на необоснованное завышение коммунальных платежей или на нарушение при сборе средств на капитальный ремонт, на низкое качество услуг в этой сфере».

С 2004 по июль 2014 гг. в Жилищную инспекцию поступило от собственницы квартиры 44 218 обращений. За 18 лет она не добилась начисления платежей по закону.

«В суде добиться справедливого решения невозможно.

С судебной системой надо что-то делать!» (Эхо Москвы. 26.10.2018, «Открытая студия», Сергей Смирнов, редактор «Медиазона»)

В.А.Алехина, Санкт-Петербург

Картинка https://lentachel.ru/