Всё идет к тому, что отопительный сезон в Приморье отменяется

Немногие подозревают о том факте, что подготовка к следующему отопительному сезону всегда начинается сразу после окончания текущего. Сезон, обычно, заканчивается в середине мая. С начала июня ресурсоснабжающие и сетевые компании, совместно с «управляйками» начинают готовиться к следующему: происходит промывка и опрессовка систем отопления, идут текущие, а кое-где, и капитальные ремонты котельного оборудования.

За всем этим пристально следят власти муниципальных образований – составляются графики ремонтных работ, которые, позже, обсуждаются на так называемых «штабах по теплу». Звучат цифры: «готовность 20%», «готовность 50%» и так далее.

Это значит, что одна котельная уже провела ремонт и полностью готова к новому сезону. А у другой, единственный котел находится в разобранном состоянии. И готовность этих двух котельных определяется по принципу «средней температуры по больнице». Итого – 50% общая готовность.

Простите, но всем известно, что «немножко беременной» быть невозможно. Если в сезон не входит хотя бы одна котельная – сезон сорван. Потому что жителей именно этого города мало интересует, что у соседей все в порядке. Тепла-то нет у них.

Бодрые рапорты краевых чиновников уже начали мелькать в СМИ: «Край готовится к новому отопительному сезону, подготовка идет согласно план-графика!». Процесс подготовки лично берется на контроль губернатором, Департаментом ЖКХ края и прочими причастными. Казалось бы – живи и радуйся.

Не получается.

Процесс подготовки к сезону не имеет никакого отношения к заверениям чиновников. Он зависит только от двух вещей: людей и оборудования. А вот тут-то и начинаются проблемы. Об этих проблемах недавно, 16 июля, говорили на заседании Приморского штаба «Общероссийского народного фронта».

Поводом для собрания стали обращения граждан и организаций на действия КГУП «Примтеплоэнерго», своими действиями ставящего под угрозу начало и прохождение отопительного сезона 2016-2017 в Приморском крае.

Как отметила представитель штаба ОНФ, Татьяна Ларцева, одной из задач «Общероссийского народного фронта» является контроль за выполнением Поручений Президента Российской Федерации в области ЖКХ. Их список был утвержден в 2013 году Президентом Российской Федерации.

– На настоящий момент можно говорить о том, что у нас критическая ситуация, – отметили в штабе ОНФ. – Из всех поручений Президента по реформированию системы ЖКХ до 2020 года не выполнено, практически, ничего.

Но Бог с ними, с Поручениями. До 2020 года время еще есть и, видимо, у краевого предприятия существует некий «план Б», свойственный российскому ЖКХ в частности: за год до окончания срока поднапрячься и решить все проблемы. Махом. О чем и отрапортовать «наверх».

Однако, недавняя информация о сокращении полутора тысяч сотрудников «Примтеплоэнерго» уже неоднократно муссировалась в СМИ. Как оказалось, тема себя не исчерпала:

– В наш адрес до сих пор приходят десятки писем, где люди жалуются на задержку выплат как авансов, так и заработной платы, рассказала на совещании председатель Приморской краевой организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Светлана КОЖУХАРЬ. – Соответствующий запрос в прокуратуру нами подготовлен и направлен.

– Люди взволнованы. Например, многие спрашивают, как может один мастер обслуживать несколько блочных котельных, расстояние между которыми составляет десятки километров? А если он заболеет? Кроме того, эти котельные потребляют так много электроэнергии, что в зимний период экономия от сокращения персонала сойдет на «нет». Людей волнуют и условия труда в таких котельных – много нареканий на ограниченное пространство внутри, негде втиснуть необходимое оборудование – тот же стул, – отмечает Светлана Кожухарь.

– Общая задолженность по заработной плате в КГУП «Примтеплоэнерго» составляет около 300 млн. рублей. Что делать людям, которым нужно кормить семьи, выплачивать кредиты?

Забастовка, может, и выход. Но не в сфере ЖКХ. Бастовать сотрудникам жизнеобеспечивающих предприятий запрещено законом.

– Людей, фактически, держат в рабском состоянии. У нас 21 век на дворе, или я что-то не понимаю? – задала вопрос представитель профсоюза.

Слова Светланы Кожухарь вызвали резкое неприятие у представителя «Примтеплоэнерго», Александра Шаталова:

– Откуда у вас эта информация? Я могу сказать, что в вашем выступлении нет фактов. Вы запрашивали эту информацию у нас? Кто вам ее дал? Вы сейчас озвучиваете неправду и это можно применить к каждому пункту Ваших обвинений.

Интересно, что в своем выступлении Светлана Владимировна постоянно ссылалась на письма и обращения бывших и нынешних сотрудников «Примтеплоэнерго».

А если не верить людям, которые находятся или находились в самой структуре, то кому тогда верить? Официальным отчетам КГУП?

Долг «Примтепла» только перед частными котельными г. Находки составляет более 100 млн рублей. Это те организации, которые, собственно, и занимаются выработкой теплоэнергии, которую после продают естественному монополисту. И получают за это определенную плату. В идеале, получают.

По факту же ежемесячные платежи от «Примтепла» прекратились в мае. То есть как раз под окончание отопительного сезона. В среднем КГУП должен, примерно, по 20 млн. каждой теплогенерирующей организации. Что это за деньги? Да очень просто – именно на эти деньги должен проводиться текущий и капитальный ремонт котельного оборудования. Нет денег – нет ремонта. Нет ремонта – котельная к сезону не готова. Ни на 20, ни на 30, ни на 50%.

– Средний срок ремонта составляет около трех месяцев, – заметили в ООО «Тепловые сети Находка». – Сейчас середина июля. А к 1 сентября мы должны пройти паспортизацию. Время уже упущено. На нашей котельной в более или менее сносном состоянии из трех котлов находится один. Наличие на котельной одного функционирующего котлоагрегата является недопустимым.

Дело не только в отсутствии средств на ремонт. Котельные уже задолжали более 20 млн. рублей ресурсоснабжающим организациям – ДЭКу и Водоканалу. А это значит, что те могут просто «повернуть рубильник». Пока ситуацию удается не доводить до крайних мер. Но сколько продлится это «пока»?

А что же говорят в самом КГУП? А тамошнее руководство являет собой пример лаконизма:

– Денег нет! – генеральный директор КГУП «Примтеплоэнерго» Алена Григорьева выразила свою позицию недвусмысленно. – И будут ли – неизвестно.

Интересно, что в обосновании своего «денег нет» руководство «Примтепла» ссылается на… жителей муниципальных образований. По данным КГУП, общая задолженность жителей Находки за тепло составляет полмиллиарда рублей.

То есть, денег, действительно нет?

Руководство «Примтепла», наверное, лукавит. Дело в том, что в нашем регионе социальный тариф для населения в несколько раз меньше реальной стоимости услуг. Это значит, что жители платят за тепло, максимум 30% от его реальной стоимости. Все остальное – компенсация из краевого бюджета. То есть, получается, что деньги есть? Тогда, где они?

И если они есть, почему речь уже конкретно идет о срыве отопительного сезона? Почему КГУП не платит зарплаты своим сотрудникам, почему не оплачивает услуги поставщиков? Почему не рассчитывается за потребленную воду и электричество?

И сколько еще должно пройти времени, чтобы об этом заговорили?

А так, да. Подготовка к отопительному сезону идет полным ходом. Вот только куда она идет – интересно было бы знать. И кто, в октябре, окажется виноватым – еще один риторический вопрос.

20% или 70% – разницы не имеет. Тем более, что «ноль», сколько на него не умножай, не дели – всегда остается «нолем». Уж это правило математики должно быть известно руководству «Примтеплоэнерго». И представителям власти.