Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (980) от 27 декабря 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Гора меня, или я ее?..

Александра Набокова, Дальнегорск – Владивосток

Мировой рынок диктует свои права. Новому составу депутатов Государственной Думы, правительству Российской Федерации необходимо срочно оценить реальную социально-экономическую обстановку в горном деле и принять соответствующие законы, работающие на дальнейшее развитие горного дела на более достойную жизнь горняков.

Профессия горняка – думающая

Валерий Шапоренко, как пять своих пальцев, отлично знает проблемы горняков. Родился-то в горняцком поселке Тетюхе. Еще пацаном излазил все штольни, хотелось забраться и в забой. Эту мечту осуществил в 20 лет.

– Не страшно было? – спросила я у Валерия, и сама при этом поежилась от страха. Честно говоря, представить себя не могу под землей, да еще на глубине почти километр. Мне кажется, я бы там, в лучшем случае, в обморок упала…

– Какой там страх, наоборот, тайны земли притягивают. И, как спустился, как Вы говорите, «под землю», так 25 лет отдал проходке. Освобожденным председателем профкома «Дальполиметалла» я стал 4 года назад, – сообщает Валерий.

В душе я не верю Шапоренко, поэтому прошу его пояснить, что такое проходка, с чем ее едят и, что она из себя представляет внешне. Простите, то есть, внутренне. Ну, каково ее содержание, сердцевина, а может быть Душа?..

Тут Валерий начал чертить мне схему забоя, учить уму-разуму, нарисовал даже шпуры, которые, как я поняла, образуются после бурения.

– То есть, проходчик – это тот человек, который ступает там, где никогда не ступала нога человека? – спрашиваю опять у Валерия.

– Правильно вы всё поняли, – опять с улыбкой подбадривает свою ученицу нынешний председатель профкома ОАО ГМК «Дальполиметалл» Валерий Васильевич.

Затем любопытной ученице он доходчиво, схематично объясняет, что такое ствол и его предназначение.

О том, что это тяжелая, опасная работа, когда за 7 часов надо на глубине 400-800 метров пройти полтора метра, порой взять 2 и более метра горных пород, мне лично, представить трудно.

Как и трудно понять, что эту опасную работу можно настолько искренне любить, что, спустившись в забой в 20 лет, почти всю жизнь посвятить этому, для меня загадочному, делу.

– Это сейчас вы меня видите в кабинете. А так, каска, сапоги, спецодежда, фонарь, рукавицы, и под землю, идти на добычу руды… Конечно, тут вырабатывается характер. Кто кого победит, гора меня, или я ее…. Ведь идя под землю, ставишь определенную цель – пройти определенный неизведанный путь. А когда достигаешь цели и видишь конечный результат, получаешь настоящее удовлетворение.

На этот счет я бы назвал хороший фильм «Диверсант». Мысль опережает действия. Профессия горняка – ДУМАЮЩАЯ…

– Валера, и всё же то и дело слышно про различные завалы горняков со смертельными исходами, профессиональными, тяжелыми заболеваниями. Вам не страшно?

– Да, смерть шмыгала, не хватит пальцев. Горняцкий труд по определению тяжел и опасен. Но, об этом, идя в забой, не думаешь. Хотя, у меня друг под землей погиб… Да и что скрывать, самого приваливало. Правда, синяками отделывался. Технику безопасности надо безукоснительно выполнять и нормально оценивать ситуацию…

Кто-то приходит в забой, не выдерживает, уходит. А кто остается, тот врастает на всю жизнь. Например, горняк Сущенко Роман Родионович 26 лет отдал проходке! Мы одно время бок о бок работали вместе. Трудолюбивый и преданный своему делу горняк…

Вскоре в профком зашел и сам Роман. Внешне сдержан, вдумчив, и спокоен. Он включился в беседу с нами.

Еще до встречи с В. Шапоренко и Р. Сущенко от дальнегорских горняков слышала много хороших отзывов и о Валерии, и о Романе. Их характерной чертой назывались просто любовь к своей профессии, и человеческая порядочность.

Сколько я их ни пытала насчет правительственных наград, бесполезно, ни слова не проронили, молчали, как партизаны…

Хотя, мне известно, что оба их имеют. Настоящие мужики не хвастаются, поэтому из солидарности промолчим и мы.


Крутимся, как вошь на гребешке

Горняки-ветераны пришли к единому мнению: нужна нормальная, гибкая политика.

Мы регулярно пишем статьи о том, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», где руководитель член правящей партии «Единая Россия», генеральный директор, депутат краевого Законодательного Собрания Виктор Милуш, за электроэнергию дерет три шкуры, с населения и с предприятий, да еще львиную долю прихватывает за ОДН.

Однако отвечать на критику господин депутат Милуш либо боится, либо не хочет, а может, сказать нечего?

Молчать мы не собираемся.

Интересно, с какого перепугу установлены такие цены на киловатт-час электроэнергии, особенно для предприятий?

О различных базах отдыха для «своих», а также безнаказанного воровства дизельного топлива на предприятии ЛуТэк мы сообщали нашим читателям, что, в конечном итоге, сказывается на себестоимости киловатт-часа электроэнергии. Но, судя по всему, Виктор Милуш, и в ус не дует.

С какой целью устанавливаются такие бешеные цены для предприятий на электроэнергию? Уж не для того ли, чтобы выпускаемую продукцию сделать неконкурентноспособной? Или для набивания себе карманов миллиардами?

Горняки просто задыхаются от сумасшедших цен на электроэнергию!

– Посудите сами, например, одна тонна свинца стоит 1900 долларов, цинка – 1840. И чем глубже мы идем в недра земли, чтобы добыть руду, тем больше, естественно, денежных затрат. Стоимость же добываемой продукции остается на прежнем уровне, поскольку мировой рынок диктует свои права. А электроэнергия всё дорожает и дорожает. Вот и крутимся, как вошь на гребешке, – возмущенно говорит Валерий Шапоренко.

Закономерен вопрос, как сегодня можно более достойно жить горнякам и получать более достойную заработную плату, если монополист-энергетик съедает с одного киловатт-часа электроэнергии, идущего на производство тонны продукции, ТРИ рубля?!

Откуда, господин депутат-энергетик Виктор Милуш, «родилась» такая такса? Это же откровенная обдираловка, в первую очередь, рабочих.

Да, ДЭК откровенно душит горняков, и никому до этого НЕТ дела!

Руководство ДЭК набивает себе карманы, считаю, за счет рабочих рук горняков, и до этого тоже никому НЕТ дела!

Да, за это в последнее время, перед очередными выборами в президенты страны всё чаще начал критиковать энергетиков претендент на пост руководителя страны В.В. Путин.

Но от этого горнякам не легче.

– Мы опасное производство, – говорят горняки. Этим тоже откровенно пользуются ловкачи, и в 500 раз страховые компании повысили страховку!

– И при этом, опять заметим, цена на свинец и цинк остается без изменения. Лондонская биржа цветных металлов цепко диктует свои условия. А как НАЛОГИ губят развитие производства! С тонны выпускаемой горной продукции остается с гулькин нос. Попробуй, выживи при этом. Если бы налоги были гибкими, а в горной промышленности без этого невозможно, то заработная плата рабочим была бы увеличена хоть завтра процентов на 25. Чтобы как-то, предприятиям выжить, при нынешней гнилой политике, приходится брать кредиты, опять же платить сумасшедшие налоги, – озабоченно говорит профсоюзный лидер горняков Валерий Шапоренко!

Ау, правители российские, ау, депутаты Государственной Думы новоиспеченные, поскольку ликвидировано министерство цветной металлургии, тогда вы обязаны обратить серьезное внимание на развитие цветной металлургии.

Не дело, когда 15 процентов от стоимости единицы продукции идет на оплату монополисту-энергетику.

Не дело, когда от добытой рабочими руками руды 14,9 процента уходит в бездонную бочку налогов.

С чего, с каких «шишов» тогда закупать горное оборудование под землю? Обновлять производство в горном деле особенно сложно. Представьте себе, если глубина ствола рудника «Второй Советский» 400 метров, а «Николаевского» еще больше – целых 800! «Эти работы очень трудоемкие, и требуют больших затрат», – говорят ветераны Валерий и Роман.

А динамика роста заработной платы горняков не впечатляет.

Если в 2007 году средняя заработная плата по забойной группе составляла 20 582 рубля, то к 2011 году равна 28 153 рубля.

При такой жизненно опасной работе горняк, на мой взгляд, должен получать не менее 100 тысяч рублей в месяц.

Труд горняков-забой-щиков, в большинстве своем получивших тяжелое профессиональное заболевание легких – силикоз, достоин приличной заработной платы.

И здесь тоже нужна гибкая политика правителей российских, вместе с правящей партией «Единая Россия».

Почему и чем думали думцы, к примеру, принимая решение о минимальной оплате труда россиян?

Почему, что в Москве, что и у дальнегорских горняков, живущих в северных условиях, минимальный размер оплаты труда, равняется 4611 рублям? А где оплата за отдаленность?

Горняки считают, что надбавки должны быть выведены отдельно, так как они влияют на тарифную ставку рабочих

Наша встреча и беседа с горняками, считаю, несет продуктивный характер, так как поставленные в ней проблемы глобального характера. И мы их донесем до нового состава депутатов Государственной Думы, ныне возглавляемой бывшим главой администрации президента господином Нарышкиным.

Александра НАБОКОВА, Дальнегорск – Владивосток


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100