Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 23 (742) от 6 июня 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Ресторанная арифметика

Валерий КУЦЫЙ

Да простят меня читатели за анекдот «с бородой», который, несмотря на свой более чем солидный возраст, мне очень нравится. Рассказываю. Стоят на Красной площади два милиционера. К ним подходят иностранцы и начинают о чем-то расспрашивать по-английски.

Стражи порядка только пожимают плечами. Не добившись толка, гости нашей столицы уходят.

- Эх, неплохо бы нам знать иностранные языки! – говорит один милиционер.

- Чего хорошего? – возражает другой. – Вот они знают, - он указывает на удаляющихся англичан, - так разве им это помогло?

Иногда я думаю, не понапрасну ли на протяжении многих лет забивал себе голову тем, что мне никогда в жизни не пригодится. Ну для какой надобности, например, держать в памяти десятки стихотворений, знать, что «Вечерний звон» написал Иван Козлов, а «Пару гнедых» - Алексей Апухтин?

Зачем мне разбираться, хотя и на дилетантском уровне, в теории относительности и в теории вероятностей, помнить, что, учредив орден Андрея Первозванного, Петр Великий одним из первых наградил этим орденом украинского гетмана Мазепу, ставшего впоследствии его непримиримым врагом? Или что орден Красного Знамени №1 был вручен одному из виднейших полководцев гражданской войны Василию Блюхеру, которого затем в кровавые 30-е годы объявили «врагом народа» и расстреляли, как и многих других талантливых военачальников? И уж совсем глупо до сих пор помнить пресловутую 4-ю главу книги под названием «История ВКП(б) (Краткий курс), вносившую ясность в вопрос о трех источниках и трех составных частях марксизма.

Сегодня я твердо знаю, что всё это лишнее, ничего с собою на тот свет не унесешь, и прав был мой командир отделения младший сержант Бербеницкий, когда говорил: «Хороший солдат всякую свободную минуту употребляет на изучение уставов, а не на художественное чтение про то, как утопили Муму».

Особые отношения у меня складываются с математикой. Когда-то я ни капельки не сомневался, что дважды два обязательно будет четыре, а Пифагоровы штаны на все стороны равны. Ха-ха-ха!

Недавно, отчитываясь перед населением Приморского края, губернатор Сергей Дарькин приводил впечатляющие данные. Оказывается, в минувшем году рост валового продукта по краю составил 8,2 процента, в абсолютных цифрах – 226 миллиардов рублей. Ура! А темпы инфляции у нас - всего лишь 7 процентов. Это просто замечательно в сравнении со многими другими регионами страны. Еще раз ура!

И вообще, наши экономические показатели – лучшие на Дальнем Востоке. От третьего «ура!» я все-таки воздержусь, ибо оперируя этими и другими столь же обнадеживающими показателями, Сергей Михайлович не отвечает на некоторые весьма существенные вопросы.

Как получается, что темпы инфляции, если верить официальной статистике, у нас сравнительно невысокие, а цены на продукты питания и на лекарства, если верить собственным глазам и ушам, в то же время безудержно растут? Как это выходит, что мы обогнали все прочие дальневосточные субъекты Федерации по развитию экономики, а по уровню жизни плетемся где-то в хвосте? Наверно, именно последнее обстоятельство удерживает соседей от того, чтобы удавиться из зависти к приморцам. Ну и особый разговор о зарплатах.

По словам Сергея Михайловича, средняя зарплата у нас составляет 10 тысяч 885 рублей. Эта цифра бурного ликования не вызывает, и потому, наверное, сравнения с другими краями и областями губернатор не приводит. А какова средняя зарплата медицинского работника, учителя, воспитательницы и нянечки в детском саду, библиотекаря, коммунальщика, музейного работника и т.д.? Информация такого рода тоже обойдена молчанием. Чтобы, надо полагать, средняя температура по больнице выглядела менее удручающей.

Но есть один факт, которым я хотел бы дополнить жизнерадостный доклад губернатора.

Из телепередачи «Час суда» мне стало известно, что в Москве (и не только в Москве, полагаю) существуют гостиницы для домашних животных. Уезжает, скажем, человек в отпуск, в командировку, на заработки, в гости к тете, проживающей в другом городе, - он может на любой срок оставить в такой гостинице свою любимую собаку, кошку или еще кого-нибудь вплоть до попугая.

И знаете, сколько там берут за содержание кота, независимо от его породистости? Не так уж много – всего 400 рублей в сутки. Получается 12 тысяч в месяц. Это на 10-15 рублей больше, чем средняя зарплата по Приморью.

Понимаю, животное требует и кормежки, и ухода, но когда я прикидываю, что моя пенсия чуть ли не в 4 раза меньше, чем расходуется на содержание некоего Васьки, который, может быть, даже мышей не ловит, то становится немножко не по себе. Появляются разные мысли, начинаешь жалеть, что ты не кот, а всего лишь человек.

Не лишне, кстати, припомнить, что минимальная зарплата по стране, претерпевшая недавно очередное повышение, составляет 2400 рублей, то есть 80 в сутки против 400 котовьих. Причем из человеческой минизарплаты надо еще вычесть на одежду, обувь, белье, зубную пасту, иголки, нитки, резинки для трусов и многое другое, чего нашим четвероногим друзьям не требуется. А ремонт телевизора, холодильника, покупка электролампочки для замены перегоревшей, водопроводного крана взамен вышедшего из строя? Можно перечислить множество других расходов, от которых избавлены братья наши меньшие.

Анализируя высказывания губернатора, я поймал себя на мысли, что недавно уже слышал нечто подобное, хотя из уст другого человека и относительно всей страны, а не одного отдельно взятого края. Ну да, этим другим, предварившим откровения Сергея Михайловича, был не кто иной, как президент Владимир Владимирович Путин. В своем очередном ежегодном Послании к Федеральному Собранию он сообщил, что российская экономика, преодолев известный спад, вошла в число десяти сильнейших экономик мира. Услыхав это, присутствовавшие при оглашении Послания едва ли не бросились в объятия друг к другу.

Я тоже ощутил прилив радости и гордости за свою страну, захотелось выйти на площадь и объявить, что стоящая у власти партия «Единая Россия» - наш рулевой, и под ее мудрым водительством достигнуты объявленные президентом успехи. Остановило одно: Владимир Владимирович забыл обнародовать сведения о том, в какое число мы вошли по уровню жизни населения, причем не тех десяти его процентов, которые купаются в роскоши, а остального, состоящего из людей среднего достатка и бедноты. Есть основания подозревать, что по этому показателю мы не входим не только в первую, но и во вторую, в третью и т.д. десятку.

Тут, мне кажется, имеет место быть недоумение. Экономика, рассуждая логически, существует специально для того, чтобы народ не испытывал нужды в самом необходимом, не прозябал в бедности и унижении. Поэтому нельзя ее рассматривать в отрыве от прожиточного минимума, от возможности большинства людей нормально существовать в условиях постоянно растущих цен и тарифов.

Если же экономика сама по себе, а жизненные реалии сами по себе, то такое хорошо лишь для ресторана, где мухи должны быть отдельно, а котлеты отдельно, но не для государства, которое не может, не имеет права делить своих граждан по тому же принципу, по которому плохие родители делят своих детей на более и менее любимых. О неприемлемости ресторанной арифметики говорят и результаты последних социологических опросов. Выяснилось, в частности, что каждый пятый молодой россиянин не прочь перебраться на постоянное место жительства в одну из европейских стран. Привожу выдержку из комментария газеты «Труд»:

«Для любой страны, ее будущего это очень ценные молодые кадры. У них нет зашоренности, консерватизма, зато много сил, энергии, творческих планов, инициативы. Вкусив свободы, увидев во время поездки за рубеж, как живут немцы, французы, австрийцы, как относятся там к своим гражданам власти, государство, многим нашим людям уже не нравится произвол российских чиновников. Это тревожный сигнал для властей».

Не менее любопытные результаты дал социологический опрос об отношении граждан к «маршам несогласных», тем самым маршам, разгон которых нанес серьезный ущерб международному авторитету российских властей. Оказывается, 50 процентов опрошенных не имеют понятия вообще об этих маршах. Численность сторонников их проведения составляет 17, а противников – 26 процентов.

И что характерно, больше всего недовольных маршами среди тех, чей жизненный уровень сравнительно высок. Естественно, это – москвичи и петербуржцы. Многих из них акции протеста, создающие помехи работе транспорта и движению автомобилей, только раздражают. Другое дело провинция, несравненно более бедная, нежели обе столицы. «Несогласным» вне зависимости от того, на что направлен их протест, недовольная условиями жизни периферия в основном выражает свою поддержку. Это уже не ресторанная, а социальная арифметика, отражающая истинное положение вещей.

Не могу, однако, согласиться с широко распространенным мнением, что народ всегда прав. Если было бы так, разве победили бы в 1933 г. на выборах нацисты в Германии? Разве у нас в сталинскую эпоху принимались бы на многолюдных митингах и собраниях резолюции, требовавшие «уничтожать как бешеных собак» выдающихся военачальников, политических и хозяйственных руководителей, ученых, деятелей искусства и литературы?

В этой связи меня как журналиста настораживают и более того – тревожат результаты опроса об отношении людей к прессе. Около 70 процентов опрошенных считают, что пресса у нас независима и вполне свободна. И это тогда, когда большая часть СМИ, особенно электронных, кормится, как прирученная белочка, с ладони властей или богатых спонсоров, открыто или опосредованно пропагандируя их взгляды и деяния.

Мало того, 4/5 респондентов не возражают против возвращения цензуры. Разумеется, некоторые имеют в виду борьбу с заполонившей телеэфир пошлятиной, откровенным цинизмом, бездуховностью, с открытой или замаскированной пропагандой расовой, национальной и религиозной нетерпимости.

Но немало и таких, кто жаждет возобновления политической цензуры, направленной на реализацию законопроекта незабвенного Козьмы Пруткова о введении единомыслия в России. И тогда повинные во всех недостатках журналисты не просто перестанут мутить воду, а наоборот, станут хором поддерживать любые начинания начальства, воздавать хвалу чистоте помыслов и мудрости лиц, стоящих у кормила. И наступит в стране благоденствие и благолепие, и чиновничество перестанет воровать и брать взятки, зарплаты и пенсии пойдут вверх, а стоимость жизни вниз, в аптеках появятся льготные лекарства, можно будет безбоязненно прогуливаться в парке по вечерам и перевозить в одной лодке волка, козу и капусту.

Тут все поставлено с ног на голову. Смею заверить, что без истинной свободы слова, без независимой – по-настоящему независимой! – не прикормленной государством или жирными котами прессы, не только отражающей, но и формирующей общественное мнение, мы никогда не покончим ни с чиновничьим беспределом, ни с безнаказанной коррупцией, ни с той вопиющей несправедливостью в распределении материальных благ, которая осточертела всем, как министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов. Знать все это точно и досконально, уверяю вас, не менее существенно, чем разбираться в системе взглядов психоаналитика Зигмунда Фрейда.

Вот такая она, настоящая, не ресторанная арифметика.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. В бытность Юрия Копылова градоначальником краевого центра автор этих строк взял на себя смелость написать, что во Владивостоке закрывают существующие детские садики вместо того, чтобы открывать новые. Написал – и стал ответчиком по иску гражданина Копылова о защите его чести и достоинства. Насчет чести и достоинства у меня есть некоторые сомнения, а вот по поводу садиков сомнений нет, потому что сегодня очередь в них состоит из 16 тысяч детишек. Это столько же, сколько в 10-миллионной Москве. Юрию Михайловичу Копылову мой пламенный привет!

В.К.

Рисунок Евгения Меркурьева.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100