Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (585) от 27 мая 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Давать на лапу опасно для здоровья

Алексей АНДРЕЕВ

В нашей семье последний месяц жаркие дискуссии о взятке, взяточничестве, коррупции. Бурно обсуждаются две темы.

Первая тема: давать ли взятку?
Моя дочь учится на заочном отделении экономического института. И к третьему курсу поняла, что не на том факультете она набирается знаний. Нравится ей другая профессия. Потому решила перебраться на соответствующий факультет. Начинает разузнавать: можно ли? Выясняется: можно, но при условии... и ей открыто называют сумму за перевод - 20 тысяч рублей! Сумма очень даже немалая для нашей семьи.

Нашел знакомых, которые в свою очередь коротко знакомы с ректором института. Позвонили они ему, он обещает: никаких проблем, пусть студентка приходит с заявлением - подпишу. Так и получилось. Дочь пишет заявление: прошу перевести меня... Приходит к ректору. Он накладывает благожелательную резолюцию.

Она направляется к декану факультета, на который собирается переводиться. И тот говорит ей: у меня нет возражений, но для проформы нужна виза проректора. Дочь - к проректору, и вот тут-то начинается: не подписывает. Почему? Нет мест. Но декан факультета говорит, что есть. Да и подпись ректора разве ничего не значит? «Я говорю, что нет мест, значит, нет, - смотрит проректор на просительницу холодными глазами. И добавляет: - Но если...» И так многозначительно было произнесено слово «если», то сразу стало понятно: нужно дать.

Вот мы и обсуждаем в семье: давать или не давать взятку? Я за то, чтобы дать. Какие-то накопления у нас есть, остальное займем - и заплатим. Всё-таки выбор надежной профессии - это самое важное в жизни.

Жена тоже склоняется к тому, чтобы заплатить дань.

А дочка: нет! У неё с детства есть присказка: «Это несправедливо!» И для неё взятка - это проявление несправедливости. С чем я согласен. Но иногда обстоятельства выше нас, потому приходится считаться с жизненными реалиями.

Надо преодолевать обстоятельства
Дочь доказывает, что надо преодолевать обстоятельства. И если несправедливо, то не платить. И не платит.

Занималась она на автомобильных курсах, и перед сдачей экзамена на права в группе собирают деньги, чтобы стимулировать снисходительность экзаменаторов - общеизвестная практика. Не такая уж, кстати, и большая сумма. Но дочь тверда: «Это несправедливо, мы не должны платить». На нее смотрели как на ненормальную, все же платят. Она так и не дала денег.

Правила дорожного движения сдавали компьютеру, потому здесь у нее не было проблем. А вот вождение - тут уж сдавать человеку. Все-таки с третьего раза сдала. Но перед этим я её столько натаскивал, вставали рано-рано утром и ездили по городу, когда не очень много машин...

Но с переводом на другой факультет другая история. Уж если ректор бессилен помочь, то я могу быть полезным только одним - собрать необходимую сумму. Но дочь не согласна платить. Смотрю на нее и с печалью думаю: тяжело ей придется в жизни, в которой столько подобного рода несправедливостей...

207 тысяч рублей за поступление в вуз
С нас вымогали взятку, еще когда дочь поступала в институт. Сумма была для нас совсем неподъемная, так что мы не заплатили. Потому и оказалась дочь на вечернем отделении. Кстати, по данным социологических исследований, взятка за поступление в вуз составляет в среднем по стране 43 тысячи рублей. Аппетиты московских преподавателей выше: такса за поступление в престижные вузы столицы составляет, судя по ответам респондентов, 207 тысяч рублей.

Когда дочь не поступила на дневное отделение, мы, конечно, крайне расстроились. Но через год выяснилось, что расстраиваться не надо. Она пошла работать. Сначала секретарем в компании, которая занимается продажей строительных материалов. Потом её перевели менеджером. И теперь она вполне самостоятельный человек. Получает неплохие деньги.

Взяточничество стало нормой жизни
Но и на работе тема взяточничества её коснулась. Когда ведет переговоры с клиентами, ей часто предлагают: мы сделаем заказ на кирпичи или шифер, но за откат. Откат - это тоже взятка. Дочь отказывается. Причем, и ей предлагают какую-то долю отката. Дочь все равно: «Нет! Это несправедливо». Ну, заказ и уплывает. Ей опытный товарищ однажды дал такой совет: «Надежный способ извлечения максимальной прибыли в нашей стране - откат и взятка. Почему же им не пользоваться?»

Иногда кажется, что все берут взятки. Ну, не все, а подавляющее большинство тех, от которых хоть что-то зависит. В обществе господствует мнение о повальной коррупции и повсеместном взяточничестве. И раньше, в советские времена, брали взятки, но всё же не так открыто и не в таких размерах. Раньше брали тысячи рублей, теперь - миллионы. Раньше взятка ассоциировалась с конвертом. Теперь взятка ассоциируется у меня с пачкой банкнот, свернутых в тугую трубочку. Впрочем, трубочка - это, скорее всего, мелкая взятка, теперь не удивишь и чемоданом или коробкой из-под ксерокса, набитыми долларами.

Не сказать, что власть не борется этим явлением. Борется. Вроде бы энергично. Вроде бы не дает спуску нечистым на руку людишкам. Каждый день по телевизору репортаж, в газете заметка: с поличными взяли чиновника, а то и высокопоставленную шишку. Перед выборами в Госдуму громко рекламировалась акция по аресту банды «оборотней в погонах», которые выстроили эффективную систему по сбору взяток в милиции.

Но для меня на другой же день сценка на улице перечеркнула весь пафос этой акции. Недалеко от нашего дома, у автобусной остановки, стихийный рыночек - около десятка бабок продают зелень, сигареты, носки и прочую мелочь.

Стою, жду автобуса. И вижу: к ним подбегает женщина и говорит: «Бабы, ждет!» - и кивок в сторону. Я посмотрел в том направлении: стоит крепкий молодец в милицейской форме. Бабки, кряхтя, полезли в карманы, каждая отсчитала по 50 рублей... Всё очень просто и даже примитивно. Можно арестовать хоть тысячу обитателей высоких кабинетов, а внизу всё остается по-прежнему.

Кто ж виноват в разгуле взяточничества?
Одни обвиняют систему бесконтрольности, обосновавшуюся в России. Другие утверждают, что это свойство российской натуры - брать и давать взятки. Иногда высказывается мнение, что чиновника, выполняющего свои служебные обязанности, нужно дополнительно вознаграждать. Однажды известный экономист Гавриил Попов сказал, что не так уж и страшна взятка, если она помогает дело двигать. Есть в этом соблазн: ради дела на что только не пойдешь, и если бюрократическую стену можно пробить с помощью взятки, то почему это не использовать как инструмент? Но есть, как говорится, и другие мнения. Если власть держится на взяточничестве, то теряется доверие к власти - вот что самое страшное.

В последние годы обострилась проблема взяточничества в вузах. Ну, про то, что приходится платить за поступление - это общеизвестно. Это было и в те годы, когда я учился, то есть в 70-е прошлого века. Но мы никогда не платили за сдачу экзаменов. А сейчас это обычное дело. И дело не обходится цветами или коробкой конфет, есть установленные таксы. Исследования, проведенные специалистами фонда «Общественное мнение», показали, что около половины студентов вынуждены давать взятки преподавателям. Выяснилось также, что российские семьи ежегодно тратят на взятки преподавателям и руководителям вузов, оплату репетиторов и услуг по написанию курсовых и дипломных работ более 20 миллиардов рублей, что составляет десятую часть бюджета Министерства образования на 2004 год.

И вот думаю: как сложится судьба дочери? С одной стороны, это благородная черта характера - строить жизнь на честной основе. Так и должно быть. Но, боюсь, что она останется в одиночестве. Ну, пусть не совсем в одиночестве, но все же таких как она, мало. И она не сделает карьеру, если, чтобы добиться цели, не будет использовать рычаг взятки. Потому и возникла у нас с ней дискуссия: давать взятку или не давать за перевод на другой факультет. То есть выбора у нас нет: переведут, если дашь в конверте 20 тысяч рублей.

Тема два: брать ли взятку?
Теперь о другом вопросе: брать ли взятки? Это тоже относится к нашей семье. Жена моя работает в администрации района. До того, как два года назад она устроилась туда, я и не подозревал, что руководители так хорошо живут. Глава администрации, его замы, главный бухгалтер разъезжают на крутых иномарках. Имеют дачи - не убогие домики на шести сотках, а чуть ли не дворцы. Ездят на отдых в Испанию и на Мальдивы. И это на зарплату не больше 18 тысяч рублей.

Ежу понятно, откуда денежки на машины, дачи и поездки. От подписи руководителя района многое зависит - дать разрешение на открытие магазина, распределить подряд на уборку улиц или вывоз мусора, оформить заказ на ремонт подведомственных зданий и так далее.

Жена у меня экономист высокого уровня, профессионал, ответственный человек. На работе не разгибается с девяти до шести, и все это за 7 тысяч. Ну, еще премии иногда выпадают. И вот однажды приходит с работы и говорит: «Мне глава администрации предложил возглавить отдел договоров». Есть такой отдел, который оформляет договоры с арендаторами нежилых помещений. Я говорю: конечно, надо соглашаться, и зарплата выше, и все-таки будешь руководитель, а не рядовой исполнитель...

Но возникает одно «но»: надо брать взятки. Арендаторы, если хотят получить площадь под магазин или какую-нибудь мастерскую, будут выкладывать определенные суммы как миленькие. Причем жене надо будет брать в обязательном порядке - даже если не хочешь. Дело в том, что большую часть взяток надо отдавать начальникам, тому же главе администрации. Вот и получается, что честным быть ну никак не получится.

Если дают, то почему не брать?
Потому у нас в семье опять дискуссия: соглашаться на новую должность или не соглашаться? Дочь, конечно, говорит, что ни в коем случае. Я и жена в больших раздумьях. Конечно, соблазнительно улучшить своё материальное положение. И машину хорошую хочется иметь. Но страшно. Брать взятки - это ведь и опасно. А что, если вдруг кто-то донесет? И жена окажется крайней. Руководители-то останутся в стороне.

Да к тому же мы не умеем брать взятки. Не приспособлены к этому занятию. Надо ж иметь специальную натуру, чтобы брать. Надо, мягко говоря, наплевать на совесть.

Есть у меня приятель, вместе учились в институте, он на небольшой должности в таможне. Он к этому относится легко и просто: если дают, то почему не брать? Рассматривает взятку как вознаграждение за услугу. Как-то с улыбкой сказал: «Первая взятка - это как первая любовь. Не забывается. Правда, не романтично все было - второпях, в холодном помещении на товарной станции...»

Не знаю, наступят ли такие времена, когда все будет делаться за конкретную плату. По прейскуранту. А не за взятку. Наверное, окончательно это явление никогда не удастся выкорчевать, но все же не хочется сталкиваться со взяткой на каждом шагу.

Как бороться со взяточничеством?
Одни предпочитают мириться, чем загоняют проблему в область неразрешимых. Другие - борются, чем осложняют себе жизнь, но, может быть, их действия все-таки что-то изменят. Беда и в том, что в обществе сложилось терпимое отношение к взяточничеству. Все проклинают это явление, жалуются на него, но терпят. А где-то внутри жажда дожить до того времени, когда в России всё будет делаться правильно, красиво, честно. Чтобы всё было интересно и в радость. И чтоб деньги получать честно...

Как-то мне попалась на глаза растяжка поперек улицы, на которой были такие слова - «Взятка опасна для вашего здоровья». Я сначала не понял её смысла, при чем здесь здоровье? А потом дошло: в рамки нашего душевного равновесия получение взяток не втискивается. Как говаривала артистка Раневская, «деньги проем, а стыд останется».

Алексей АНДРЕЕВ, г. Москва. Специально для «АВ»


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100