Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (511) от 26 декабря 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Бабусе о ЕГЭ

(без автора)

«Через два года моя внучка заканчивает школу. Несколько лет назад начала для нее откладывать кое-какие средства. Без денег сейчас ни в один институт не попадешь. Я уж точно знаю. Машенькин отец, мой старший сын, два года в Ленинградский университет поступал, пока его в армию не забрали.

Хотя не глупый был юноша. И Маша барышня смышленая. В прошлом году победила на областной олимпиаде по математике. Хочет поступать в экономический институт. Да только куда нам без связей, да без столичных репетиторов! Только на светлую головку внучки и мои сбережения надеюсь. Мы когда-нибудь выйдем из порочного круга «высшее образование только для тех, кто вовремя заплатил»?

Нина Макарова, 69 лет, пенсионерка, г.Выборг.

«В газетах пишут, что ЕГЭ - это независимость, объективность. В чем суть этой независимости и объективности? Мне интересно, как выглядит процедура сдачи ЕГЭ?»

Валерий Трубин, 53 года, юрист, г.Иваново.


Современному цивилизованному обществу необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имели высшее образование. В России эта цифра не достигает 20%. Чтобы сделать высшее образование более доступным, в рамках модернизации системы образования запущен эксперимент по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Он для того и задуман, чтобы помочь талантливым детям из регионов поступать в престижные вузы. Еще в первый год эксперимента в 2001 году организаторам ЕГЭ стало ясно, насколько сильно увеличится число поступлений в институты больших городов из самых отдаленных уголков России.

Для того, чтобы вступительные испытания стали более прозрачными, ЕГЭ проходит вне заведений, где учились выпускники, вне стен вузов, куда они собираются поступать, и в максимально обезличенной форме (в письменном виде). На основании полученных результатов, никуда не выезжая, будущие студенты смогут направить свои данные в пять-десять вузов страны, а те отберут по итогам экзамена лучших. Сдав пять экзаменов, два из которых обязательные (математика, русский язык-литература), а три дополнительные - по профилю дальнейшего обучения, выпускник может стать студентом.

Для начала в каждом субъекте федерации была сформирована региональная экзаменационная комиссия. Как правило, ее возглавляет вице-губернатор. Туда входят представители высшего и общего образования, общественности. В зависимости от транспортной ситуации и возможностей, в каждом из регионов, были созданы 80, 60, 40 пунктов, куда привозили детей из ближних школ для сдачи ЕГЭ. В принципе, единый госэкзамен может быть организован и в стенах родной школы. Но там правят бал не родные учителя, а люди из регионального и федерального центров.

Сами экзамены проходили следующим образом. В присутствии местных мэров, представителей из Москвы и региона, представителей родительских ассоциаций вскрывают пакеты. Потом, на время экзамена, с детьми остаются уполномоченные операторы (не из этого района). Дети заполняют свои экзаменационные материалы, сдают их. В присутствии членов комиссии бланки запечатываются и под хронометраж отправляются в столицу субъекта федерации.

Каждое задание состоит из трех частей, (исключение составляет экзамен по географии). В первой части заложен принцип игры «О, счастливчик» - выбрать из четырех ответов один правильный. Вторая часть - это тоже тест. В специально отведенном месте ребенок должен написать слово, цифру или формулу, используя при этом черновик, где выпускник отражает свои рассуждения или выводы. И третья часть - это «открытые задания» или привычные для всех ответы (в письменном виде) на поставленные вопросы.

Первая и вторая части проверяются сканером и использованием программы «Fine Reader» (распознание образов). Третью часть задания проверяет человек. Чтобы исключить его влияние, фамилии школьников на всех работах закодированы. В таком виде бланки попадают в столицу субъекта федерации, где их смотрят эксперты. Здание, комната с эксператами - все это строго охраняется. С момента поступления работ входить (выходить) в комнату экспертов нельзя. По каждому бланку эксперты ставят «плюсы» или «минусы» и после проверки подписывают документ. Затем все это (в электронном виде) отправляется в Москву, в центр тестирования, где плюсы и минусы переводятся в цифры, и получается так называемый «сырой балл».

На основании данных Центра, получив информацию со всех регионов, Министерство образования Российской Федерации, к примеру, объявляет: «Тройка» стоит 20, а «пятерка» - 75 баллов». Итоговая оценка выставляется по принципу накопления баллов. Можно что-то не сделать в одной из трех предлагаемых частей. Но, чтобы получить «пятерку», в экзаменационном бланке обязательно должны быть рассмотрены так называемые открытые задания, ответы на которые ученик пишет собственной рукой. Так решение одной сложной задачи (из третей части) оценивается большим количеством баллов, чем решение двух простых задач из первых частей.

Напоследок стоит обратить внимание, что Россия пока относится к числу тех немногих государств, которые сохраняют традиционную систему с раздельными школьными выпускными и вузовскими вступительными экзаменами. Однако существовать этой схеме в нашей стране осталось недолго - по словам министра образования РФ Владимира Филиппова, в 2004 году, самое позднее к лету 2005 года, все субъекты Российской Федерации перейдут на единые государственные экзамены.

Компания развития общественных связей


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100