Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 45 (504) от 7 ноября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Физик» или «лирик»?

(без автора)

Круглый стол «Эксперимент по введению профильного обучения в старших классах», проходивший 30 октября в Москве.

Старшеклассник должен иметь возможность выбора

Министр образования Владимир Филиппов утвердил «Концепцию профильного обучения», и с 2005 года она начнет постепенно воплощаться в жизнь. Постепенно, потому что сразу, одним лишь росчерком министерского пера всех проблем, накопившихся в российской школе, не решить. Нужны педагоги, к которым в скором времени будут предъявляться совершенно новые требования, нужны новые учебники, нужны компьютеры, особенно на селе, повсеместно нужны новые программы по отдельным предметам.

Традицию широкого и открытого обсуждения этих проблем продолжили 30 октября в Минобразе РФ. За «круглым столом» «Эксперимент по введению профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы» собрались министры, педагоги, журналисты, академики, депутаты.

Профильное обучение - одно из важнейших направлений модернизации школы. Оно востребовано в первую очередь старшеклассниками и их родителями, интересно учителям.

Заблуждается тот, кто думает, что старшие классы всех российских школ вдруг в одночасье, 1 сентября 2005 года, станут профильными - «гуманитарными», «естественно-математическими», «социально-экономическими» или «технологическими», как предложено концепцией. Останутся и непрофильные старшие классы и школы. В них будут учиться те ребята, кто не смог или не захотел определиться к 15 годам со своими жизненными планами. Как показывает практика, таких учащихся примерно треть. Они-то и продолжат изучение всех предметов на базовом уровне, без «углубления», так сказать.

Однако нельзя забывать о том, что две трети их ровесников, как правило, уже либо «физики», либо «лирики». Им-то профильное обучение и необходимо. Как отметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, «если старшеклассник собирается поступать, скажем, на исторический факультет, то ему недостаточно прочитать только учебник, а необходим еще и определенный «фон» знаний». Но на чтение дополнительной литературы, на исследовательскую работу, создающие этот самый «фон», у нынешних старшеклассников времени нет, потому что их стремятся, говоря словами А.С.Грибоедова, «всему учить, всему». К концу школы общее образование подпадает уже под пушкинское, печальное, определение: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Родителям приходится отправлять детей на платные подготовительные курсы или нанимать репетиторов...

Профильное обучение в старшей школе призвано подготовить ученика к поступлению в вуз, разгрузить его, ликвидировать пропасть между вузом и школой. Как отметил академик-секретарь Российской академии образования Александр Кузнецов, «95 процентов школьников сегодня идут в старшие классы для того, чтобы подготовиться к поступлению в вуз». Отчего же не дать им такой шанс?

Как отмечалось на «круглом столе», базовое девятилетнее образование останется прежним и обязательным. Ничего из него «выкидывать» не собираются. Девятый класс уже с 2004 года станет «предпрофильным». Это очень важный аспект концепции. Девятиклассника будут знакомить с возможностями профильного обучения, которые есть в его школе и других школах города, района. Дадут возможность попробовать себя на каком-то конкретном направлении, подготовят к сдаче итоговой аттестации и более уверенному переходу к профильному обучению через год. «Эксперимент по «доводке» всех вопросов, связанных с девятым классом, начнется с сентября 2003 года в некоторых регионах и муниципалитетах», - отметил советник министра образования РФ, директор школы № 1060 города Москвы Анатолий Пинский.

В старшей профильной школе все учебные предметы поделят на базовые и профильные курсы. Например, ученику, избравшему естественно-математический профиль обучения, русский язык и литературу все равно будут преподавать, но только в меньшем объеме - 6 часов в неделю. Не останется он невеждой и в области истории. На этот предмет будет отведено для будущих химиков и математиков 4 часа. Зато на любимые науки - математику и физику - времени останется больше - 12 и 8 часов!

Как отметил первый заместитель министра образования Виктор Болотов, профильное обучение существует в нашей стране давно в виде многочисленных спецшкол, лицеев, гимназий. Однако сегодня за дополнительные образовательные услуги родителям школьников приходится платить. Профильное обучение в старшей школе делает дополнительные знания бесплатными и доступными для всех.

Между тем, как отметил председатель думского комитета по образованию и науке Александр Шишлов, «в свете перехода на профильное обучение в школе необходимо разработать новую систему государственного стимулирования учителей». Депутат выразил озабоченность тем, что сегодня федеральный центр, по сути, отказывается обеспечивать достойную оплату учительского труда, необходимую для создания единого образовательного пространства в стране и единой образовательной политики государства.

По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, пока не совсем ясно, в каком виде будет присутствовать специализация в сельских школах, в которых порой обучается чуть более десятка человек. Для решения этой проблемы ректор ВШЭ предлагает активней внедрять интернет в школы российской «глубинки», вводить там дополнительные ставки педагогов-наставников. Не только на селе, но и в городах не хватает квалифицированных преподавателей информатики, права, экономики.

Министр Филиппов заявил, что ко всем замечаниям по концепции профильной школы будут прислушиваться, любое мнение интересно. Проблема модернизации образования настолько волнует общество, что ее открытое обсуждение будет продолжаться как в столице, так и в регионах.


«Профильное обучение должно «залатать дыру» между школой и вузом», -
заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на круглом столе в Москве. «Дыра эта возникает из-за отсутствия необходимого фона знаний у старшеклассников», - подчеркнул он. «Если старшеклассник сегодня собирается поступать, например, на исторический факультет, но при этом успевает читать только учебник, то этого явно недостаточно. Согласно существующей программе, старшеклассники изучают порядка 12 обязательных предметов, а после введения профильного обучения число обязательных предметов сократится, например, до 5», - пояснил он.
Ярослав Кузьминов считает, что таким образом старшеклассник получит возможность получать дополнительные знания по предметам, которые будет необходимо сдавать в выбранный им вуз.


95% школьников сегодня идут в старшие классы, чтобы подготовиться в вуз
40% из них выбирают гуманитарные специальности, 29% инженерные, эту устойчивую тенденцию необходимо учитывать при выборе типовых профилей обучения», - сообщил академик-секретарь Российской Академии Образования Анатолий Кузнецов.
Эти данные он привел, выступая на круглом столе «Эксперимент по введению профильного обучения в старших классах», проходившем в Москве.


Введение профильного обучения сопряжено с рядом рисков, степень которых необходимо реально оценивать, -
считает министр образования России Владимир Филиппов. «Профильное обучение вводить надо, но возникает вопрос, как это грамотнее сделать», - подчеркнул он.
Особое внимание, по мнению Владимира Филиппова, необходимо обратить на введение профильного обучения в сельских школах, в которых существует ощутимая нехватка высококвалифицированных педагогических кадров для преподавания в профильных классах. Нельзя исключить вероятность того, что старшеклассник может не определиться с выбором профиля или ошибиться в своей специализации. В то же время, - заверил министр, - всеобщий переход к профильному обучению в старших классах средней школы планируется начать с 1 сентября 2005 года, годом раньше, в 2004 году, будет вводиться предпрофильное обучение в 9-х классах.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100