Экономика
Сколько стоит этот домик?
Владимир СВИРИДОВ
- Сколько стоит вот такой домик? - спрашивал Фумихико Ямада, просивший меня почаще прогуливаться по склонам владивостокских сопок между Орлиной горой и техническим университетом, а также цирком, который как бы «брал под козырёк» массивной крышей авангардистской архитектурной формы, приветствуя нас на прогулке.
Над Пушкинской улицей ютилось немало старинных деревянных домиков с игрушечными мансардами и традиционными российскими наличниками в незатейливых резных солнышках, волнах, белочках, оленьих рогах, ромбах и компасных стрелках... С уютными двориками - в черёмухе, калине, сирени над цветочными клумбами и крохотными овощными грядками. Своеобразный пояс из жилищ, уступающих постепенно место высокоэтажкам из бетона, кирпича, стекла и всяческого пластика с алюминием.
По ходу наших встреч у меня дома Фумихико Ямада просил показать очередной фрагмент продолжительного фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Смотрели и тихонько переговаривались на другие темы. В частности, я как-то спросил гостя:
- Ямада-сан, вы хотели бы приобрести себе именно старый деревянный домик?
- Конечно! Но ведь такие строения куда дороже, чем современные квартиры в каменном доме...
- Наоборот!
Для гостя данный факт показался странной сенсацией. Он даже стал чуть заикаться:
- Прекрасные де...ре...вя...нные до...ми...ки yasui-desne? Дешевле?! Не может быть! В них, видимо, живут самые богатые люди Владивостока.
Профессор, биолог, учитель, по его словам, имел неприхотливый кирпичный домик в тесном токийском квартале. И считал: его тамошняя развалюшная собственность ни в какое сравнение не пойдёт. Тем более от деревянных владивостокских домиков на склонах сопок открывается столь живописный вид на частичку Мирового океана: на бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный с Русским островом.
- А можно там побывать? - спрашивал японец, тыча обеими руками в экран с новыми уголками Уссурийской тайги. Мы «сбрасывались» на бензин и мчали к местам арсеньевских экспедиций и куросавских киносъёмок фильма «Дерсу Узала».
Мелькали деревни по трассе - с подобными владивостокским деревянными домиками. Только узоров на широких наличниках и карнизах встречалось значительно больше, а садовые дворики с летними кухонками переходили в просторные огороды, уходившие к подножию гор или под самый полог тайги. Здесь ещё чаще задавал вопрос Фумихико Ямада, явно мечтавший перебраться на жильё сюда:
-А этот сколько стоит?
Мне казалось: есть определённая связь между таёжным фильмом и тягой профессора-скитальца обрести уголок - пусть ветхого, деревянного домишки рядом с тайгой.
Яснее становилась съёмочная тактика Акиры Куросавы. Для режиссёра важнее было не просто показать, а убедить зрителей в настоящей человеческой дружбе строгого, всегда подтянутого, с петербургской светской воспитанностью белого человека - боевого офицера и неказистого на вид, обычного по внешности, таёжного туземца. Тридцать лет вынашивал Акира Куросава мечту экранизировать взволновавшую его личную писательскую историю. Он понял, что характер главного персонажа будет выглядеть гармоничнее в родной таёжной обстановке. Ещё на встречах в Москве Акира Куросава спрашивал меня:
- Свиридов-сан, если вы сами из тайги, то как чувствуете себя в ней?
– В настоящих дебрях - тигром!
Акира Куросава взял в руки свои традиционные чёрные очки и пристально посмотрел мне в глаза:
- Хотел бы я так себя почувствовать, когда начну снимать «Дерсу Узала» в вашей родной тайге...
Раньше Акира Куросава планировал экранизировать произведение «Дерсу Узала» со сценаристом Кусака Эйдзиро - с легендарным актёром Тосиро Мифунэ в главной роли, переводя место натурных съёмок с Дальнего Востока на остров Хоккайдо - север Японии. Но тут уже интуиция режиссёра не подвела: окончательный выбор сделал за Приморьем - по грандиозности природы.
Жизнь даётся для веселья сердца, но мало кто способен на него по-настоящему. Смотрю сквозь радужную листву на дуновениях южного ветерка, и сожалею: жаль, что веселье каждого, даже большого мастера, приходит, когда мы уже на том свете и когда нам уже абсолютно безразлично, кто, что и как напишет о нас.
И Фумихико Ямада, вернувшийся после учебного контракта из монгольского университета, с прикидкой оглядывает устройство моей дачи и, как ни в чём ни бывало, невозмутимо задаёт тот же самый сакраментальный вопрос:
– А сколько такая стоит?
Владимир СВИРИДОВ.
Фото Галины СМАКОТА.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: