Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 45 (504) от 7 ноября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Работать некогда, всё время занимаюсь оформлением бумаг

(Вы спрашиваете)

На ваши вопросы отвечает бизнес-юрист М.А. Лусников (www.lusnikov.com). Присылайте вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью, М.А. Лусников готов давать квалифицированные ответы на них.

2. В налоговой инспекции Первореченского района с меня требуют документы и книги для предоставления отчетности: книгу доходов и расходов; книгу регистрации исходящих счёт-фактур; книгу регистрации входящих счёт-фактур; кассовую книгу; журнал-ордер; и конечно, налоговую декларацию ежемесячно на НДС и НС; Помимо этого при продаже товаров и услуг оформлять: - счёт-фактуру; - приходные и расходные ордера; - накладные; - аты приемки-сдачи продукции; - счёт. Работать некогда, всё время занимаюсь оформлением бумаг. Какой минимум документов необходим для правильного ведения бухгалтерии ПБОЮЛ?

ЧП Миронов, г. Владивосток.


В силу статьи 169 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (плательщик налога на добавленную стоимость) обязан составить счет - фактуру, а также обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, индивидуальный предприниматель, освобожденный от уплаты НДС (не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость), не должен ни составлять счета-фактуры, ни вести вышеуказанные журналы и книги покупок (продаж).

Что касается ведения кассовой книги, то здесь нет однозначного мнения. МНС РФ считает, что предприниматель обязан вести кассовую книгу. А вот что говорят нормативные акты. Пункт 5 ст.1 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» устанавливает следующее: «Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций». Вместе с тем Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40, установлен, в силу прямого на то указания, в отношении юридических лиц любых организационно-правовых форм. Аналогичного порядка применительно к физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, до принятия порядка ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей вышеупомянутая норма Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» должна действовать применительно к организациям, перешедшим на упрощенную систему. Но это лишь одно из мнений, и с учетом того, что арбитражные суды не всегда поддерживают предпринимателей, можно рекомендовать индивидуалам вести кассовую книгу. В силу статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» его действие распространяется только на организации, но не на индивидуальных предпринимателей.

Совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.02 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог. Необходимо учитывать, что в силу пунктов 1 и 4 данного Порядка он определяет правила учета ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ индивидуальными предпринимателями, а не единиц товара, как иногда необоснованно требуют налоговые органы. Поэтому в книгу учета доходов и расходов нет необходимости переписывать весь товар из накладной, достаточно лишь записать ее номер, дату, наименование поставщика и сумму. Накладная является документом, подтверждающим факт передачи товара от одного лица другому, поэтому нет необходимости в составлении каких-то дополнительных передаточных актов. Счет выписывается, как правило, для бухгалтерии и служит основанием для расчетов через банк. Если предприниматель производит расчеты наличными денежными средствами, то достаточно выписать приходный или расходный кассовый ордер на основании одной накладной, если в ней имеются все данные о поставщике.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100