Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 45 (504) от 7 ноября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Школа на тарелочке

(без автора)

В ближайшее время сельские школы ждут большие перемены. Начиная со следующего года, практически все сельские школы обзаведутся собственными тарелками. Нет, не столовыми приборами, а новейшими спутниковыми антеннами.

Как заявил 25 октября на парламентских слушаниях в Совете Федерации заместитель министра образования Виктор Болотов, «с января 2003 года начнется оборудование сельских школ тарелками спутниковой связи для синхронного доступа в Интернет». Информационный прорыв школ российской «глубинки» - лишь одно из направлений новаторских инициатив министерства образования. В ближайшее время сельские школы ждут большие перемены.

С сентября в семи российских регионах начался эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В качестве полигона для «обкатки» выбраны Краснодарский и Красноярский края, Московская, Новгородская, Новосибирская, Псковская и Ленинградская области. Что же кроется за этим сложным названием и зачем затеяно очередное преобразование?

По словам Виктора Болотова, «основная цель нововведений - создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся в сельских школах». Нельзя не согласиться с заместителем министра: особой гордости состояние школ в «глубинке» не вызывает. В настоящее время происходит процесс стихийного сокращения системы сельских образовательных учреждений. Причем уменьшается число как самих школ, так и учеников с учителями. Четыре года назад в стране было 46,1 тысяча сельских школ, сегодня - 44,6 тысячи. Количество учащихся уменьшилось с 6,3 млн. до 5,9 миллионов, учителей - с 695,4 до 685,4 тысяч. Сегодня в России 5604 школы с численностью учеников менее 10 человек. Однако, несмотря на все сокращения, нагрузка сельского учителя осталась неизменной. Порой один преподаватель ведет одновременно английский, математику и географию. О каком качестве обучения в этой ситуации можно говорить?

Тем не менее, у руководства Министерства образования есть предложения и способы решения того, как исправить сложное положение деревенских и поселковых школ, как сделать так, чтобы абитуриент из села не выглядел ущербным, а мог свободно конкурировать при поступлении в вуз со своим городским сверстником. Очевидно, что «вытянуть» все школы не получится. На это не хватит ни средств, ни педагогических кадров. Однако нововведения не предполагают закрытие школ. Планируется лишь изменение их структур. То есть ресурсы будут не размазываться, а - концентрироваться. Так, уже сегодня в качестве эксперимента создаются сети базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся. Например, такие школы могут функционировать в районных центрах, куда детей из близлежащих сел будут доставлять специальные школьные автобусы.

По словам Виктора Болотова, особое внимание уделяется развитию центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью. Главное, как считает заместитель министра, что дети не должны чувствовать своей оторванности от «большой земли».

Рассматривается и модель по созданию сетевого взаимодействия школ. Это нововведение, по словам Виктора Болотова, будет выглядеть следующим образом: создается головная школа и вокруг нее сеть филиалов, что позволит учителям-предметникам работать в определенные дни в разных филиалах. Плюс к этому будут задействованы передвижные лаборатории, оборудованные приборами для изучения физики, химии, биологии, благодаря чему школьники смогут ознакомиться с современным техническим оборудованием и поработать на нем. Особенно привлекательным выглядит создание комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями профессионального и среднего профессионального образования. Пользуясь рекламной терминологией, два в одном: «школа - ПТУ», или, например, «детский сад - начальная школа».

Вместе с тем, остается главная беда, из-за которой все благие начинания могут остаться лишь мечтой - недостаток муниципальных бюджетов для финансирования учебных заведений. Решить эту проблему, по мнению заместителя министра образования, может перевод школ из ведения местного власти на уровень субъекта Федерации. Но и этого мало. Участники слушаний обратились к Правительству с просьбой изыскать возможность повысить с 1 июля следующего года зарплату учителям на 33 процента, а также разработать и принять федеральную целевую программу «Сельский дом», предусматривающую возможность льготного строительства жилья для учителей.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100