Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (955) от 5 июля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Драгоценные камни священства

Консультант Д. НАЛОВ

Откуда пошел обычай украшать оклады икон, церковную утварь и одежду священнослужителей драгоценными камнями? Известно, что еще в дохристианский период фараоны и жрецы Египта, а также брамины Индии обильно украшали свои одежды и святилища драгоценностями, и знали в них толк.

Возможно, Моисей, автор ветхозаветного Пятикнижия принес знания о сакральных свойствах драгоценных камней из Египта? Ведь он был воспитан дочерью фараона, и обучен всей жреческой премудрости.

Так или эдак, но обычай этот уходит корнями в седые века, и немалое число исследователей относят его возникновение к тем временам Атлантиды, когда там правило светлое жречество. После гибели Атлантиды некоторые из спасшихся жрецов поселились в Египте и Индии. Все сакральные знания ушли «в подполье» и передавались исключительно посвященным. Таким посвященным, надо полагать, был и еврей Моисей.

Из Библии известно, что наперстник первосвященника был украшен самоцветными камнями. Камни в наперстнике располагались в четыре ряда «Сделай… наперстник судный искусною работою… и вставь в него оправленные камни (Исх. 28:17-21) в 4 рада. Сих камней должно быть 12 по числу двенадцати имен сынов Израилевых… на наперстник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Аронова (первосвященника – прим. авт.), когда он будет входить в святилище перед лице Господа. И будет всегда Аарон носить суд сынов Израилевых у сердца своего перед лицом Господа» – Исх. 28:15, 17, 21, 30.

Первый ряд: рубин, топаз, изумруд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвёртый ряд: хризолит, оникс и яспис.

Приведенные здесь названия камней весьма условны, поскольку существуют очень существенные разночтения названий камней в переводах с древнееврейского.

По мнению исследователей Торы (первых пяти книг Библии, именуемых еще Пятикнижием), вместе с этими буквами на камнях наперсника были выгравированы все буквы еврейского алфавита, что было необходимо для функционирования урима и туммима (буквально: свет и совершенство – прим. Д.Н.), описания которых нигде не приводится. Не известно и как ими пользовался первосвященник, но многие исследователи сходятся на том, что именно благодаря уриму и туммиму буквы на драгоценных камнях наперсника зажигались, составляя слова ответа Бога первосвященнику. Но за 200-300 лет до прихода Христа камни уже не зажигались.

Интересно, что есть и немало литературы с описанием того, что фараоны и жрецы Египта использовали перстни с определенными комбинациями драгоценных камней для наблюдения событий, происходящих на дальних расстояниях. Например, следили за передвижением своих войск в других странах.

Христианские священники не отказались от обычая библейских священников использовать золото, серебро и драгоценные камни. Так, например, каждый Папа римский на безымянном пальце правой руки носит «рыбацкий перстень» – печатку с изображением апостола Петра, с лодки вытягивающего рыболовную сеть. До 1842 года «кольцо рыбака» использовалось для печати на всех официальных документах Папы римского. На кольце выгравировано имя владельца. После смерти понтифика кольцо разбивают серебряным молотком на торжественной церемонии в присутствии кардиналов, а для новоизбранного главы Ватикана отливают личную печатку. Сегодня уничтожение «кольца рыбака» воспринимается многими католиками лишь как давняя традиция, однако возникла она для того, чтобы не допустить никаких подделок документов от имени усопшего понтифика во время конклава.

В РПЦ драгоценные перстни тоже имеют высокий статус. Недавно во время визита на Украину главы РПЦ президенту Януковичу был подарен перстень-печатка киевского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. И сами праздничные одежды патриарха обильно изукрашены драгоценными камнями. Но не существует ни одного свидетельства, что на одеждах современных православных и католических священников драгоценные камни зажигаются огнями.

Тем не менее, традиция использования драгоценных камней при священнодействах, пришедшая из седой старины, жива и ныне. В чем ее суть ныне? Этот вопрос лучше задать самим священнослужителям.

Консультант Д. НАЛОВ


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100