Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (911) от 31 августа 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

1 сентября первый день календаря

Ю. Филатов.

На календарях русской православной церкви с него действительно начинался год.
Но во всей России с него начинался и школьный год. На нашей далекой окраине он впервые наступил для 39 девочек порта Николаевск в 1862 г.

На свой страх и риск военный губернатор Приморской области контр-адмирал Петр Казакевич выделяет 3000 рублей на устройство Николаевской женской школы. По настоятельной просьбе адмирала ее заведующей становится Татьяна Сергеевна Урядова, дочь армейского поручика, закончившая Иркутский Ксеньевский девичий институт.

В 1866 г. школа реорганизуется в училище, в 1872г. в женскую прогимназию, а в 1873 г. вслед за Сибирской флотилией на берега Золотого Рога перебирается и прогимназия.

Вместе с Урядовой в новый порт приезжают несколько учительниц и ученицы, дочери морских офицеров. Обустройством руководит командир порта и флотилии адмирал Кроун. К двухэтажному дому, купленному у купца Гуммеля (сквер Лазо), пристроили кухню и баню, а всю школьную территорию оградили от нескромных глаз глухим забором. Для девочек из отдалённых гарнизонов и поселений при училище открыли пансионат. Так для сорока трех учениц 1 сентября 1873 г. начался первый в Приморье учебный год. Учителей, конечно, не хватает, и потому по программе «естественные науки» занятия проводят офицеры флотилии.

В 1890 г. прогимназия перешла в ведение Министерства народного просвещения, и обладательницы форменных коричневых платьев, фартучков и манжеток, чёрных в будние дни, белых в праздничные, стали именоваться воспитанницами Министерской женской гимназии. В ней обучение стало платным. Первоклас- сницам учеба обходилась в 30 рублей за год, 2 и 3 класс платили по 40, с 4 по 8 вносили 50. Отдельно оплачивались уроки иностранных языков. Обязательными и бесплатными они были только в мужских гимназиях.

Фирма «Кунст и Альберс» установила ежегодную субсидию для малоимущих воспитанниц в 6000 рублей.

Благотворительное общество, по традиции возглавляемое женой губернатора, учредило две гимназические стипендии. А многие состоятельные жители города просто передавали деньги начальнице гимназии на школьные нужды. И не было случая, чтобы жертвователи поинтересовались дальнейшей судьбой денег.

Честность госпожи Урядовой сомнению не подвергалась. В мае 1903 г. гимназия переехала в новое здание на улице Пушкинской. Просторные светлые классы, большой актовый зал с обязательным портретом государя; застеклённые овальные прорези в дверях каждого класса. Во время уроков по гимназическим коридорам прогуливались помощницы классных дам в туфлях на мягкой подошве и через эти стеклянные овалы следили за поведением воспитанниц в классе.

С 1910 г. гимназисткам запретили появление даже днем около гостиницы «Версаль». Ее владелец Лейба Радомышельский заказал проект с нишами на первом этаже, а в них установил греческих «венер» и «аполлонов» с такими подробностями, что редкий прохожий мог пройти мимо, не скосив глаза на гостиничный фасад.

Вот потому и запретили. Девушкам оставались балы в гимназии, зимой — каток, занятие гимнастикой в Общества спорта и участие в музыкальном, драматическом или хоровом кружках Общества любителей изящных искусств. Но без воспитанниц старших классов гимназии не обходилось ни одно городское мероприятие. Собирали ли вещи пострадавшим от наводнения в Анучино, или средства на лечение больных туберкулезом — всегда рядом с активистами Благотворительного общества были гимназистки. В 1908 г. за счет средств города открывается еще одна гимназия. Она получает название городской женской имени Цесаревича Алексея гимназии. Если министерская гимназия считалась классической, то городская занималась по программе реальных училищ. Её воспитанницы тоже носили форменные платья, но зеленого цвета, и потому её стали называть «зеленой», а министерскую – «коричневой». Плата за обучение в ней была ниже, программа обучения легче и менее жестки требования к поведению.

Да и какой смысл ограничивать жизнь воспитанницы, если в слободке напротив её дома кабак, рядом винная лавка и каждое воскресенье она ходит с матерью на Семёновский или Суйфунский базар за покупками.

С 1876 г. начались занятия в мужской прогимназии. Вначале, ей пришлось занять здание бывшей сухарной фабрики. В 1899 г. прогимназию реорганизуют в гимназию при Восточном институте, и она переезжает на Пушкинскую.

А в слободках открываются начальные школы. В Матросской слободке Пушкинская — только для мальчиков Матросской слободки, и Михаила Суворова — для девочек, построенная на его деньги. На Первой Речке, учитывая малонаселенность слободки и её отдалённость – городское смешанное начальное училище имени графа Муравьева-Амурского. До появления Народного дома на Океанском проспекте, оно было и культурным центром первореченцев. Там устраивались праздники слободской детворе, в ней собирались взрослые для обсуждения общеслободских проблем. Для них же её учителя и приглашённые артисты – любители устраивали литературно-музыкальные вечера. Охотно занималась школа и благоустройством слободки. До сих пор на остановке трамвая «Некрасовская» сохранились остатки парка, посаженного её учениками в День леса.

Приморью и его главному городу были нужны образованные, культурные да и просто грамотные люди. Поэтому владивостокская городская дума всегда одной из важнейших статей бюджета считала «расходы на народное просвещение».

Ю. Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100