Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (902) от 29 июня 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

А гайки закручивают…

Анастасия ПОПОВА

ЧТО НЕСЕТ ОБНОВЛЕННЫЙ ЗАКОН О ФСБ?
Правительство РФ решило расширить полномочия ФСБ, а директор ФСБ РФ Александр Бортников объявил о том, что структура собирается доплачивать за предоставление информации.

Поправки в «Закон о ФСБ» разработало правительство, сейчас они должны получить визу в Госдуме и отправиться в народ… Основной момент поправок, который активно муссируется в оппозиционных СМИ: объявлять физическому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности», и, в связи с этим, поправки в административный кодекс РФ:

«4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Другими словами, ФСБ имеет право выносить предупреждения о недопустимости каких-либо действий, которые ты ещё не успел совершить. Если ты не согласишься с этим предупреждением и выполнишь те или иные действия, максимальная мера против тебя – арест на 15 суток.

В беседе с The New Times адвокат Дмитрий Аграновский говорит: «Можно от всех людей, замеченных когда-либо на протестных мероприятиях, потребовать: «Не ходите на этот митинг, вне зависимости от того, разрешенный он или нет». Адресаты, скорее всего, это требование проигнорируют, более того, они его и должны проигнорировать, потому что свобода собраний и митингов закреплена Конституцией. После этого граждан можно спокойно оформлять на 15 суток за то, что они не подчинились узаконенному требованию чекиста. Просто за факт появления в такое-то время в таком-то месте.

До сих пор участие в массовых мероприятиях не требовало никакого разрешения. А теперь можно будет задерживать за сам факт появления».

По мнению Аграновского, аналогичные меры легко распространяются не только на реальных, но и на сетевых «несогласных»: «Все более-менее известные блогеры установлены, за ними закреплены соответствующие люди. Блогерам можно направлять те же самые предписания. Потребовать прекратить любую активность, которая не устраивает государство, а иначе «вы можете нарушить закон». И за последующие комментарии, которые могут быть расценены таким образом, или просто за интернет-активность – человека можно будет привлечь за все, что покажется чекисту предпосылкой к нарушению».

Если продолжать логику Аграновского, любую деятельность, направленную на отстаивание своих прав гражданином (посещение митингов, высказывания на форумах, написание публикаций о коррумпированной власти, дружбу с националистами или оппозиционерами и т.д.), можно объявить экстремизмом, направить человеку предупреждение. Не выполнил – привет на 15 суток.

О том, стоит ли опасаться этого закона, мы говорили с депутатом думы Владивостока, бывшим сотрудником КГБ, ФСК, ФСБ РФ Николаем Марковцевым.

– Николай Владимирович, в связи с этим законом возможно ли отправить человека за решётку после того как ему было вынесено предупреждение о недопустимости посещения митинга, например?

– По митингу не может быть вынесено предостережение. В посещении митинга нет ничего незаконного. Конституция предоставила право каждому гражданину посещать те мероприятия, которые он желает. Даже если вывернуть посещение несанкционированного митинга, как административное правонарушение, это не в ведомстве ФСБ… Предупреждение выносится тогда, когда гражданин намеревается что-то совершить, но не преступил грань закона.

Чтобы вы получили предупреждение, вас должны подозревать в намерении совершить уголовное преступление, которое подведомственно ФСБ. Если ФСБ выносит предупреждение о недопустимости посещения митинга, это противоречит закону. Зачем это ФСБ? Они просто не будут подставляться… Но если вы на митинге решили разбросать листовки экстремистского содержания, вас имеют право предупредить.

– Недавно в нашу газету УВД направило письмо, в котором просило не спекулировать на «приморских партизанах». Если бы аналогичное сообщение направило ФСБ после принятия закона, нам грозило бы наказание в случае продолжения темы?

– Никакую статью Уголовного кодекса вы не пытаетесь нарушить, публикуя эту информацию. А УВД… Это их хотелки, не более… Конечно, им хотелось бы объявить, что парни сами себя побили, а милиционеры хорошие… Пресса может писать всё – это законом не запрещено.

Кроме того, устное предупреждение – это особая процедура. Тебя вызывают, проводят с тобой беседу. После дают подписать документы. Никто не имеет права тебя обязать явиться или подписать предупреждение. Не хотите – не подписывайте.

– Если наказание в виде 15 суток будет только в том случае, когда человек совершит уголовное преступление, о котором его предупреждали, что такие действия – уголовное преступление, зачем тогда нужны эти поправки?

– Например, стало известно сотрудникам ФСБ, что где-то граждане собираются в группы, обсуждают, что власть надо уничтожить, их вызывают, проводят беседы, дают предупреждения, что эта деятельность незаконна. Этот закон нужен для профилактики.

– Допустим, какой-нибудь дед перед бабулями на лавочке толкает речи о том, что власть надо уничтожить. Деда вызвали, предупредили. На следующий день он продолжает те же речи. Деда посадят?

– Просто так ФСБ никого не вызывает. Сначала смотрят – есть ли у этого деда реальная возможность совершить то, что он говорит. Если такой возможности нет, просто пишут у себя – «рассуждения деда – бред». Так было ещё в брежневские времена. Никто этого деда вызывать не будет. А если у человека лежит оружие со времён войны, он сам по себе решительный и прочее, здесь есть повод для беседы. В таком виде, в каком есть эти поправки, они служат для профилактики, но мы живём в нашем паханском государстве, где любой закон, даже самый благой, можно вывернуть так, чтобы он работал против народа.

– Какую опасность несёт этот закон, если его вывернуть?

– По этому закону можно будет хватать всех с так называемыми случаями бреда. Того же деда, о котором мы только что говорили. По приказу сверху сотрудники ФСБ смогут привлекать лиц, которые высказывают намерение что-то сделать, но реальной возможности не имеют, как это было неоднократно у нас в истории.

В США, например, совсем по-другому. В одном из штатов решили принять закон, что полицейский имеет права проверить документы у человека, которого считает подозрительным. В этом штате очень много нелегальных мигрантов, которые заехали по туристическим визам и остались нелегально жить. Теоретически такой гражданин может прожить в США хоть всю жизнь – пока он не совершил преступление. И никто не имеет права проверить у него документы.

Конгресс подал в Конституционный суд, чтобы этот закон был отменён, поскольку он нарушает Конституцию. У нас такого не может быть. Меня самого однажды задержали на митинге, когда я спросил: «На каком основании», мне сказали, что я похож на особо опасного преступника.

Если соблюсти нашу Конституцию на 100%, удастся избавиться от коррупции, но в нашей паханской стране все законы подстраивают под себя власть имущие так, как им угодно. В этом плане закон несёт опасность.

– Как следует понимать сообщение, что ФСБ будет платить информаторам?

– А вы думаете, ФСБ сейчас не платит информаторам? Всегда платила: и в царское время, и в советское, и в ельцинские времена. Так было со времён зарождения спецслужб. Агенты формируются по трём способам – платная агентура, идейная и на компрометирующей основе.

Во всех ОПГ есть свои агенты. Естественно, были агенты ФСБ и у Николаева. Но в ОПГ обычно не засылают идейных людей или на платной основе. Очень тяжело подготовить человека, чтобы он говорил на том же жаргоне, вёл бандитский образ жизни. В основном, вербуется кто-то из членов ОПГ. Ловят такого человека, объясняют: «или ты сотрудничаешь с нами, или садишься на 10 лет…» Человек становится сотрудником.

Кстати, агенты правоохранительных органов есть и среди ТИГРов. Я был сочувствующим этой организации до определённого момента. Прихожу с какого-нибудь мероприятия, а мне звонят знакомые из правоохранительных органов: «Николай Владимирович, а вы не знаете, кто говорил…» И цитирует то, что говорил я. То есть, информатор уже поработал… Поэтому я стараюсь не посещать общественные организации, верить сейчас никому нельзя.

– Если ФСБ всегда платила информаторам, почему эта информация появилась именно сейчас?

– Если они именно сейчас это афишируют, значит, именно сейчас это надо афишировать. Например, чтобы напугать экстремистов. Скажем, едет он в Москву с гранатой и знает, что его могут сдать свои… И хотя сдать могли всегда, именно сейчас ему напомнили, что за ним следят.

Анастасия ПОПОВА


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100