Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (882) от 9 февраля 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Масленица

Ю. ФИЛАТОВ

Один из любимых праздников русского народа. Когда-то он длился две недели, но Патриарх Московский в 1686 г., считая этот праздник бесовским, сократил его до 8 дней. Он начинается с субботней всенощной в память родителей и завершается прощёным воскресеньем. В этом году владивостоцы празднуют Масленицу в 148 раз. Впервые пограничники, составляющие тогда гарнизон поста Владивосток, отпраздновали ее в 1862 г.

Вот как пишет об этом в своих «Воспоминаниях заамурского моряка» его первый начальник лейтенант Бурачек:

«В воскресение, после обеда, ко мне подошел фельдфебель:

– Команда просит позволения править Масленицу.

– Пусть себе делают, что хотят.

– Позвольте... взять быков?

– Для чего?

– Команда хочет на них кататься верхом.

В лазарете больные просили разрешения испечь себе блинов. Чтобы утешить их, я предложил им испечь молочные блины. Через час я застал больных за блинами, которые скорее были похожи на жидовские опресноки. Но больные были в восторге. Поздно вечером мне пришлось перецеловаться со всей пьяной командой, а на другой день, для чистого понедельника, я приказал истопить баню и дал шабаш». С тех пор Масленица стала обязательным элементом жизни города далекой окраины России.

Владивосток, по причине разноплемённости народов его населяющих, в смысле веры был городом прогрессивным, и праздники всех религиозных конфессий отмечал, как родные. И наша Масленица тоже стала праздником интернациональным. Она, как праздник кочующий, часто соседствовала с китайским Новым годом, праздником тоже постоянного места в календаре не имеющим. То совпадала с днём «Белых фонарей» – его началом, то с днём «Красных фонарей» – его завершением через 15 дней. А «власти придержащие», это даже радовало, поскольку способствовало соединению народов, пусть и в слободском кабаке.

В этом, 2010 г., 14 февраля соединились праздники: завершение русской Масленицы и наступление китайского Нового года. И празднуют его проживающие в городе китайцы достаточно спокойно.

Но это сейчас. А тогда, всего какую-то сотню лет тому назад китайцы, жившие в Корейской слободке, со свойственным великому народу размахом, праздник отмечали широко и шумно. Взрывались петарды, с шипеньем взлетали в небо ракеты, крутились огненные колеса фейерверков, восторженно ревела толпа. По её улочкам двигались процессии китайских циркачей. Вышагивали «великаны» на ходулях, акробаты то кувыркались посреди улицы, то гроздьями висели на шестах, удерживаемых одним силачом. На пустырях, а их в слободке хватало, молодежь бегала длинной шеренгой с громадным змеем на палках, который хотел догнать и проглотить красный шар – солнце. Это был знаменитый «Танец дракона». А русская, китайская и корейская детвора, все вместе, тоже играла в «дракона», но разрядом помельче. В «змею», которая хочет укусить себя за хвост. Играющие выстраивались в плотную колонну и каждый крепко держался за стоящего впереди. Передний, «голова змеи», пытался «укусить свой хвост» – схватить последнего. «Хвост» же пытался увернуться, и заворачивал «змею» в другую сторону. При удаче «хвост» попадал в «зубы» змеи; а иногда колонна разрывалась посередине или вся валилась на снег.

Обычному для россиян масленичному развлечению – катание на «своей собственной» по главной улице не позволяла её ширина. Зато на Первой Речке бывшим ямщикам вольной почты было раздолье. По старинке, с поддужным колокольчиком и бубенцами, раскатывали по улицам и казённому тракту аж до Второй Речки сани потомков первых владивостокских почтарей.

Россияне соседних слободок, первореченцы и подгородненцы, приходили в гости к китайским друзьям на пампушки и приглашали к себе на масленичные блина.

К ней начинали готовиться загодя. Выгоняли в лучинных коробках стрелки зеленого лука к икре и блинам, закупали провизию. Но главной заботой были дрожжи и мука. Мука-крупчатка Общества мукомольных заводов из России, мука желтая из Америки у Кунста, китайская у Чурина, гречневая у Янджоглу – главное, выбрать правильно. Заботы о закупке спиртного мужчины города великодушно брали на себя.

И вот пришла Масленица. В допетровские времена ее праздновали две недели. Но в конце ХVII века Патриарх Московский сократил ее до 8 дней. От воскресенья до понедельника. Масленица делилась на народную – с воскресенья до четверга, и гражданскую, с четверга, когда дни до понедельника в учреждениях объявлялись «неприсутственными», и к веселящимся присоединялась «вся королевская рать» областных и городских чиновников. Какое гастрономическое изобилие царило на столах! Рыба всякая, и во всех видах. Селедка маринованная, селедка под разнообразными соусами, селедка «под шубой», лососина, тающая во рту, свежекопчёные осетровые балыки от Чурина. Икру везли из Хабаровска. Серая белужья, черная и паюсная – ножом икринку разрезать можно. Для оригиналов отдельно немного красной. Лососевая – икра слободской бедноты, еда на каждый день. Её и продают не в банках или бочоночках, а из бочек, на вес. Шеренгой стоят водки: «Смирновская», «Завод вдовы Попова» и «Горилка». Но гордость хозяина – настойки: на черносмородиновых почках, на травах, ягодах и исключительно пользительные – на кедровых или зеленых маньчжурских орехах. Нальет человек стаканчик этого нектара, вздохнет благостно: «Видит бог, не пьем а лечимся», – да и еще один пропустит. Здоровья не купишь.

Но главное украшение стола – блины. Специально для них греется на спиртовках прямо на столе сливочное масло, стоят мисочки со сметаной и горками зеленого лука. За первыми блинами – уха с расстегаями, потом опять блины, потом рыба паровая, потом опять блины. Блины, обильно намазанные икрой, посыпанные зеленым луком, щедро политые маслом или сметаной. И не забывались напитки. Рюмочку перед блинком выпил, рюмочкой после блинок проводил. Водка прозрачная, ледяная. А блины горячие, пышные – как перина молодой купеческой вдовы. Хороший праздник Масленица.

Тех же, кого застолье не увлекало, ждали другие развлечения. Молодежь шла на каток, который Владивостокское Общество спорта устроило на льду бухты рядом с Адмиральской пристанью. Горели гирлянды электрических лампочек, играл военный оркестр и медленно скользили по кругу пары. На середине катка спорт-смены секции фигурного патинажа (фигуристы) вырисовывали на льду узоры.

Поклонники театрального искусства спешили на спектакли «Русской оперы» в театре «Золотой Рог». На Великий пост театр для оперы закроют. Поклонники камерной музыки шли в Пушкинский театр на концерты пианиста Казаника. Любителей живописи ждала выставка местных художников в залах музея Общества изучения Амурского края.

Масленичная неделя была последней, балы и карнавалы, то есть танцы и маскарады. Надо сказать, что в те времена масками назывались карнавальные костюмы. На лицо надевалась шелковая полумаска. Каких костюмов только не было! Украинские казаки и итальянские разбойники, испанские гранды и русские ямщики.

У дам неожиданно в моду вошли героини Льва Толстого и Чехова. Среди изящных домино и кринолинов появились Катюша Маслова в арестантском халате и Нина Заречная, грустно-просветленная и с чайкой в руках. Все торопились как следует поразвлечься перед долгой скукой поста.

Объявления в местной газете: «Пушкинский театр приглашает на вечер-бенефис распорядителя балов и дирижёра танцев г. Соломина. В программе: концерт лилипутов. Новинка в развлечениях – электрические качели под музыку Ференца Легара. Большой маскарад с четырьмя призами: женский и мужской за лучшие костюмы, и женский и мужской за лучшее исполнение танца «Дирижабль». Стрелково-охотничье общество устраивает в коммерческом собрании бал-маскарад. Будут представлены живые картины из охотничьей жизни и стрелковый тир для желающих. Призы за лучшие костюмы и меткую стрельбу выставлены в магазинах братьев Вирт и Резентори».

А для желающих отдохнуть душой мужчин в ресторане «Золотой Рог» играл настоящий венский дамский оркестр. А в ресторане «Лондон» даже два оркестра: один под управлением мадемуазель Бржевской, другим дирижировала мадам Заржицкая. Естественно, как и полагалась, обе играли на скрипке.

Надолго осталась в памяти горожан Масленица 1913 г. Она совпала с празднованием 300-летия дома Романовых. Городская управа и горожане по случаю юбилея царствующего дома получили возможность выказать всю полноту своих гражданских чувств. Город украсился флагами, гирляндами и иллюминацией. На фасаде управы среди хвои сияли электрические буквы «Н» и «А» (Николай и Александра – августейшие супруги).

Городской голова отменил переводные экзамены в городских начальных школах, чем вызвал у обучаемых взрыв неподдельного восторга. Свободные дни молодое поколение решило потратить на урегулирование земельных споров. Не один десяток лет владельцами долины Первой Речки считались мальчишки слободки Каторжанка, которую городская дума за хорошее поведение населения в 1906 г. переименовала в Первую Речку. И хотя позже в долине появилась слободка Подгородненская, затем Рабочая, а потом, несколько в стороне, и Голубинка, права первореченских до последнего времени никто не оспаривал. Они решали, где кому удить рыбу, где ставить западёнки и силки на чижей и щеглов, в изобилии водившихся в приречном кустарнике. Но в последнее время на их исконные места стали вторгаться ребята Рабочей слободки, и свои права первореченцам все чаще приходилось отстаивать кулаками. Приближалось Благовещенье, когда спрос на птичью мелочь огромен, и потому разборка не терпела отлагательства. Разведка донесла, что в этом году мальчишки с Голубиной пади будут драться на стороне Рабочей слободки. Как всегда, свою помощь первореченцам предложила Корейская слободка. Но на корейских мальчишек надежд не было. По натуре незлобивые, они были плохими бойцами.

Вот китайчата дрались лихо. Но если хоть один из них удирал, то удирали разом и остальные. Вот и решали первореченские стратеги, брать ли их в союзники. Или всё же самостоятельно отлупить работяшек, а заодно вздуть голубинковских за подлость и предательство.

А празднование шло своим чередом. В кафедральном Успенском соборе состоялось торжественная литургия. У храма разместились сводный оркестр и большой хор, в который кроме хоров частей гарнизона вошли хоры Певческого кружка и женских гимназий. Вдоль Светланской у памятника адмиралу Невельскому выстроились сводные роты крепостных полков и флотского экипажа. Ниже него, на Береговой, разместился дивизион полевой артиллерии. И когда вышедший на паперть после литургии архидиакон провозгласил «многолетие дому царствующему» и высоко поднял горящую свечу, зазвучало «Славься» Михаила Глинки. Оперный гимн, посвященный воцарению Романовых, торжественно гремел над городом. А к заключительному «ура» присоединили свои голоса роты на Светланской, зазвенели колокола собора и городских церквей, на берегу ударили пушки дивизиона, но всё перекрыл гром корабельных орудий Сибирской флотилии.

Так закончилась Масленица 1913 г., последнего мирного года России.

Ю. ФИЛАТОВ


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100