Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (871) от 25 ноября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Неизвестная блокада

Борис Щеников

Уважаемые приморцы. несколько месяцев отделяют нас от 65-й годовщины Победы над фашизмом!

Радостного утра 9 мая 1945 года не дождались более 27 млн граждан СССР, погибших в оборонительных и наступательных боях Красной Армии, в партизанских отрядах, в концлагерях Германии и при бомбежках, обстрелах и карательных акциях фашистов на временно оккупированной территории. За эти послевоенные годы выросло уже третье поколение, не знавшее войны, горечи утраты родных и непосильного труда в тылу во имя Победы.

Власть СССР всячески скрывала истинные потери. Иосиф Сталин назвал их – семь миллионов человек. Никита Хрущев – 20 млн, а в период перестройки эта цифра выросла за – 27 млн погибших. К сожалению, в моей стране о подвиге народа и ее Красной Армии власть вспоминает только по юбилейным датам, стыдливо умалчивая, что десятки тысяч солдат победы влачат жалкое существование и лишены достойного внимания и крова. Многие засекреченные ранее страницы подвига стали известны обществу только в последние годы, а итоги героической обороны Ленинграда замалчивались властью на протяжении многих десятилетий.

Да и сегодня общество не знает о подвиге и трагедии жителей Ленинграда, в условиях блокады 900 дней защищавших город. Политика забвения нашего государства по отношению к этим героическим людям постыдна. Я обязан рассказать вам о неизвестной блокаде.

Вновь блокада меня

назначает связным,

Я несу донесенье от мертвых живым.

Я несу сквозь бои и затишье годов,

Под обстрелом газет

и научных трудов,

Сквозь заслоны речей,

директив рубежи,

Сквозь густую завесу забвенья и лжи,

Через мины измен, демагогии дым

Я несу донесенье от мертвых живым.

Чтобы голос погибших

сквозь время проник,

Чтобы знали потомки

всю правду про них

И гордились в открытую

прошлым своим,

Я несу донесенье от мертвых живым.

Довоенный Ленинград – город с населением порядка 3,1 млн человек. Это крупнейший в СССР научный, культурный и промышленный центр. На 520 заводах и фабриках работало около 800 тысяч человек. Ленинград выпускал до 10% промышленной продукции страны, 20 наименований инструментов, 58 паровых машин, 82 турбогенератора, 91 гидротурбину. Здесь были сосредоточены крупные текстильные, швейные, обувные предприятия, заводы по производству резинотехнических изделий, нефтехимии.

На балтийских верфях строили и оснащали боевые корабли и подводные лодки. На Кировском заводе был освоен выпуск тяжелых танков КВ.

Именно на Ленинград были направлены основные силы фашистов. Замысел гитлеровских генералов был таков: разгромить войска Ленинградского фронта, уничтожить Балтийский флот, перерезать Северную железную дорогу, по которой поступало вооружение и продовольствие от союзников, и со стороны Вологды взять Москву. Отчасти этот замысел удался. Уже в июле-августе фашисты были на подступах к Ленинграду.

Для обороны города было мобилизовано около 1 млн жителей в возрасте от 15 до 60 лет. Это они – женщины, студенты, подростки – соорудили тысячи километров окопов и ходов сообщений 760 км противотанковых заграждений, 15 тысяч дотов и дзотов.

В самом городе с 3 сентября 1941 года было создано 150 секторов обороны по 600 бойцов рабочих батальонов в каждом. Каждый уголок имел по 8 пулеметных дотов, 46 пулеметных гнезд, 10 противотанковых позиций, 2 огнеметные и 13 минометных позиций. Ленинград направил в действующую армию 330 тысяч человек и 137 тысяч в народное ополчение, а в период блокады еще 127 тысяч человек пополнили части и соединения Ленинградского фронта. На передовой сражались около 9 тысяч.

До начала блокады из города в Поволжье, на Урал и в Сибирь было эвакуировано оборудование 86 оборонных предприятий, туда же были перемещены 13 важнейших конструкторских бюро.

С 30 августа 1941 года пал Шлиссельбург и началась блокада Ленинграда. Город активно оборонялся. Во втором полугодии 1941 года заводы Ленинграда произвели 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 2 405 полевых орудий, 648 противотанковых орудий, 10 000 автоматов, 300 000 снарядов, более 8 000 бомб и ракет.

В октябре 1941 года свыше 1 000 орудий было отправлено из Ленинграда для обороны столицы. Из блокадного города с октября по декабрь 1941 года самолетами было вывезено более 17 тысяч самых квалифицированных рабочих, техников, инженеров, которые организовали производство вооружений и боеприпасов на эвакуированных в тыл заводах.

К станкам встали старики, женщины и подростки. За 900 блокадных дней заводы выпустили и передали фронту: танков и бронемашин – 1 253, орудий – 3 692, минометов – 11 800, пулеметов – 94 442, автоматов – 154 936, снарядов и мин около 10 млн штук. За эти же годы были достроены и переданы флоту: два морских охотника, 2 миноносца, 6 торпедных катеров, одна подводная лодка, а всего 38 боевых кораблей и сотни барж и плавсредств, на которых летом по Ладоге эвакуировали блокадников и раненых бойцов, а в Ленинград доставляли вооружение, боеприпасы, продовольствие, горюче-смазочные материалы.

Особенно тяжелое положение сложилось с обеспечением населения продовольствием. Часть его сгорела на Бадаевских складах. Под огнем и обстрелами к 20 сентября на полях было собрано 2352 тонны картофеля и овощей, а до морозов еще 7 300 тонн, поднято с затонувших барж 2 800 тонн проросшего зерна.

В первую очередь снабжалась действующая армия. Еще в октябре суточная норма бойца составляла 800 г хлеба, 150 г мяса, рыбы – 80 г, 140 крупы, 500 г картофеля и овощей, 50 г жиров и 35 г сахара.

Чтобы спасти армию от голодной смерти норму снабжения для населения снизили в 4 раза, а с 20 ноября 1941 года она составила для рабочих 250 г хлеба, для служащих, иждивенцев и детей – 125 г. Бойцы на передовой получали 500 г хлеба, горячий суп и кашу.

Блокадный хлеб – хлеб особой рецептуры. Только 40-50% – ржаная мука, остальное: солод, жмых (до войны сжигали в топках кораблей), пищевая целлюлоза (кора хвойных деревьев). Для сбора коры было мобилизовано 300 комсомольцев. В 900 дней блокады было использовано 16 тысяч тонн коры. Для борьбы с цингой использовался отвар хвои ели и сосны.

Город методически обстреливали и бомбили. В 1941 году не было обстрелов и бомбежек 12 дней, в 1942 – 20 дней. В некоторые дни в авианалетах участвовало от 200 до 280 вражеских самолетов.

Без отопления, отсутствия водопровода и канализации при сильных, до минус 30оС, морозах люди не сдавались. Одни тушили зажигательные бомбы, другие ухаживали за ранеными бойцами. С октября 1941 года по апрель 1942 года численность больных и раненых бойцов составила 353 424, или 1700 в день. Голодная смерть и цинга унесли жизнь 12400 солдат. Среди жителей смертность от голода была в 100 раз выше, чем в армии.

Иосиф Сталин не верил, что можно отстоять Ленинград, и дал устную команду адмиралу Кузнецову взорвать боевые корабли, мосты и заводы, а это неминуемая смерть бойцов и жителей.

Ленинградцы не выполнили этот приказ. Объединив усилия армии и флота, они дали достойный отпор врагу. Это дивизии народного ополчения задержали врага на месяц под Лугой, рабочие Ижорского завода отбросили фашистов от стен цехов, линия обороны проходила всего в 4 км от Кировского завода. В первые дни блокады на передовую можно было доехать на трамвае.

Для защиты любимого города и Отечества были мобилизованы все. Ученые создали и внедрили в производство около одной тысячи изобретений, артисты выезжали на передовую, по радио звучал голос поэтессы Ольги Берггольц. Директор Эрмитажа академик Орбели 10 декабря 1941 года организовал научные чтения к 500-летию поэта Алишера Навои. Композитор Д. Шостакович здесь же создал мощную 7 симфонию, премьера которой состоялась 9 августа 1942 года в филармонии на Невском проспекте. Дирижер – Карл Элиасберг.

Огромную работу по сбору пожертвований для создания танковой колонны Дмитрия Донского провели священники Ленинградских приходов. Сумма денежных средств, собранная верующими и духовенством, составила свыше 6 млн рублей.

В документах послевоенного времени часто указывалось, что с 25 декабря 1941 года норма снабжения хлебом для рабочих увеличилась до 350 граммов, а для служащих, иждивенцев и детей до 200 граммов. Шаг был смелым, но запасов продуктов осталось всего на 2 дня. Лёд на Ладоге был еще тонок, и надежды на то, что удастся организовать усиленный завоз, не оправдались. На 1 января 1942 года запасов было менее чем на два дня, и продукты (хлеб) выдавались выборочно.

Начались дни, о которых секретарь горкома Кузнецов говорил: «Было время, когда мы никому не давали хлеба; Не потому, что не хотели, а потому что его не было».

Голодная смерть настигала ленинградца у станка, на дороге к заводу, на пути к Неве за водой. В пищу пошли мясо раненых осколками лошадей, мясо собак и кошек, съели всех голубей, варили супы из кожаных ремней и портфелей, кисели из канцелярского клея и обоев, а летом – щи из лебеды и крапивы.

Ленинградцы умирали, но не выбросили белый флаг. Каждый ленинградец подчинил свою жизнь одной цели – защищать родной город, дать врагу сокрушительный отпор, выстоять и победить. Только 27 января 1944 года была полностью снята блокада. Это нам, непокоренным и не сломленным врагом, была адресована Грамота Президента США Франклина Д. Рузвельта:

«От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые будучи изолированы захватчиками от остальной части своего народа, и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течении критического периода с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических республик и всех народов мира, сопротивлявшихся силам агрессии».

Наши союзники высоко оценили подвиг ленинградцев. 31 января 1944 года газета New-York Times писала:

«Подвиг ленинградцев будет записан в анналы истории как своего рода героический миф», а М.И. Калинин 27 января 1945 года, вручая Ленинграду орден Ленина, сказал: «Патриотизм, который проявило население великого города Ленина, мир еще не видел. Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы – мужчины и женщины, старики и дети – это великое дело никогда не изгладится из памяти отдаленных поколений».

Вскоре после войны кремлевские интриганы сфабриковали «Ленинградское дело», и началась блокада забвения. Но об этом в следующем номере газеты.

Борис Щеников, житель блокадного Ленинграда.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100