Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (849) от 24 июня 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Для вас денег нет!

Анастасия Загоруйко

Зарплата в нашей необъятной растет, как на дрожжах, если верить бумагам, в которых все красиво: «25%-ная прибавка».
А на деле все банальнее, у работодателя в этой бумаге посредством чьей-то бурной фантазии появляется приписка «в случае наличия свободных денег». А как известно, денег всегда не хватает, а посему свободных точно нет.

Вот вам и прибавка, вот вам и дутая статистика о повышении зарплат. Хотя нет.. Портят тут некоторые своей активностью статистику – права свои, понимаешь ли отстаивают. Не понимают, что ли: ну нету свободных денег, чтобы вот так просто на зарплату раздавать...

Александр Захареев – один из тех самых «портящих статистику» и дошедших до победного в защите своего права на достойную оплату труда. Саша прошел долгий путь – пришлось изучить трудовое право и пройти многомесячные судебные тяжбы, чтобы доказать, что он имеет право на то самое повышение зарплаты, на пиар которого уже потрачены гораздо большие суммы.

Он пришел на арсеньевский завод «Аскольд» на должность электромонтера. Когда я спросила, какая у него зарплата на заводе, то подумала, что он шутит, называя цифру. Так, в период до 2007 года оклад равнялся 1900 рублям, то есть со всеми накрутками (районный коэффициент, северные надбавки) зарплата у Александра в среднем составляла 3300 рублей. Это при том, что на тот период в стране размер прожиточного минимума на трудоспособного человека равнялся от 3640 в первом квартале 2006 года до 4116 во втором квартале 2007 года.

Почему-то сразу на ум приходит заявляемая администрацией среднекраевая зарплата в более чем 10 тысяч рублей. Господин губернатор, а как же так статистика-то вывела цифру при учете зарплаты таких, как герой нашей публикации, электромонтеров, да и нянечек детских садов? Наверное потому, что слишком велик контраст между зарплатой ваших чиновников, да и депутаты со своими окладами не отстают? А как известно, если к 50 тысячам прибавить 5 и вывести среднее значение, то жизнь в крае у нас просто шикарна, только масло на бутерброде ни у нянечки, ни у электромонтера не появится от этого.

Но вернемся к ситуации на заводе «Аскольд». В 2006 году завод, входящий в оборонный комплекс страны, делегировал свои полномочия по разработке и подписанию отраслевого тарифного соглашения с Российским профсоюзом работников судостроения Федеральному агентству по промышленности. Тогда же в 2006 году данный документ, между прочим, обязательный для всех лиц, его подписавших, был принят.

Согласно тому же Трудовому Кодексу, «работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров».

В отраслевом соглашении, которое действовало с 2006 по 2008 года, заработная плата на предприятии должна была быть неоднократно увеличена. А само отраслевое соглашение полностью являлось основой для коллективного договора между работниками предприятия и руководством завода.

Так вот, пункт 2.1.1 отраслевого соглашения вполне внятно гласил: «Минимальный размер оплаты труда за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего дня, не должен быть менее величины прожиточного минимума трудоспособного человека».

Но, игнорируя эти положения администрация завода не повышает зарплату, и минимальная зарплата так и остается меньше МРОТа. Зато в коллективный договор вносится пункт, поражающий своим тонким юмором: «Стороны (прим. автора – работники и работодатель) договорились о ежегодном увеличении заработной платы по всем категориям работающих не менее чем на 25% при наличии средств». По принципу – главное написать о «возможном» повышении зарплаты, а там уже и не важно, будут деньги на эти цели или нет?!

При этом, как мы помним, отраслевое соглашение должно исполнятся полностью, но опять же только его куски, наиболее приемлемые работодателем, вносятся в коллективный договор, а в общей главе говорится о полном принятии договора. Комиссии по социально-трудовым отношениям из числа работников и работодателей были представлены только лишь выдержки из соглашения, где, естественно, не было слов об обязательности ежегодного повышения зарплаты.

Александр захотел полностью ознакомиться с документом, ставшим «яблоком раздора», но на руки его никто не давал, пришлось искать самостоятельно.

Чувствуя подвох в договоре, Александр обратился в местную арсеньевскую трудинспекцию с просьбой проверить соответствие документа соглашению. Но инспектора уверяли, что пункт о «повышении зарплаты» вовсе не обязателен к исполнению, а лишь рекомендует работодателю. Странно звучали эти слова с учетом того, что «отраслевое соглашение является правовым актом».

Дословно зарплатный пункт гласил: «Минимальный размер оплаты труда за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека по Российской Федерации. На предприятиях, где минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, работодатель совместно с РПРС разрабатывает программу поэтапного его увеличения, которая включается в коллективный договор, при этом первоначальный минимальный размер оплаты труда устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Правительством РФ, умноженного на коэффициент 1,5».

Может, конечно, до арсеньевской трудинспекции дошел другой текст документа, но факт остается фактом: только после обращения Александра в краевую инспекцию руководству завода было вынесено предписание устранить нарушение закона. Казалось бы, на этом недоразумение должно было быть исчерпано, но опять же нет.

Администрация завода ни в какую, повидимому, не желавшая поднимать зарплату до достойного уровня (а как же все красивые программы, вроде «За достойную жизнь»?), обратилась в суд с требованием отменить предписание. И пока там происходили разбирательства, Александр также обратился в мировой суд с требованием обязать выплатить ему зарплату с учетом обязательного повышения.

Но представитель ответчика в суде ходатайствовал об отказе в связи с пропуском срока подачи искового заявления. Мировой суд Арсеньева, не изучив фактов по делу, отказал в удовлетворении иска.

Тогда Александр обратился в городской суд Арсеньева и в своей аппеляционной жалобе доказал, что срок исковой давности не пропущен, так как его вводили в заблуждение в трудовой инспекции города. Суд учел доводы Александра Захареева и решил: «Взыскать с ОАО «Аскольд», расположеного в городе Арсеньеве Приморского края, сумму недоплаченной заработной платы в размере 51448 рублей 54 копеек, индексацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере 13946 рублей 45 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 тысяч рублей, всего 70 тысяч 394 рубля 99 копеек».

Потом были долгие, в несколько месяцев, переписки с судебными приставами из-за ошибки в судебном решении – был неправильно указан правовой статус завода, так как не существует в природе ОАО «Аскольд», а есть ЗАО «Аскольд». То судебный пристав в отпуске, то ее нет на месте, то исполнительное производство приостановлено. Всё, как всегда, бюрократия и волокита.

В период подготовки номера в печать мне позвонил Александр и рассказал, что наконец-то ему выплатили все деньги, выигранные по суду. Пример Александра Захареева показывает, что даже в нашей стране можно отстоять свои права, вне зависимости от того, кто стоит на той стороне «баррикады». Принципиального электромонтера, думаю, надолго запомнят на ЗАО «Аскольд». Ну что ж, господа и дамы, прецедент создан – дерзайте!

Зачем я так подробно пишу обо всех судебных перипетиях Александра? Чтобы показать, что с системой отписок и нарушений можно бороться посредством пусть долгого, но все же активного противодействия.

Анастасия Загоруйко.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100