Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (848) от 17 июня 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Избирательное правосудие: статистика бессилия

Анна СЕЛЕЗНЕВА

В России с 1993 по 2009 год зафиксировано более чем 300 смертельных случаев и исчезновений журналистов (по мониторингу СМИ, проводимому Фондом защиты гласности и Центром экстремальной журналистики).

В Москве состоялась презентация доклада «Избирательное правосудие. Расследования смертей журналистов в России, 1993-2009», подготовленного Международной Федерацией журналистов в сотрудничестве с Фондом защиты гласности и Центром экстремальной журналистики, весомый вклад в работу внесли Агентство журналистских расследований (АЖУР) из Санкт-Петербурга и отдел расследований «Новой газеты».

В этот день никто ничего не исследовал, это было сделано ранее. От того и страшно – уже все всё знают. И мы продолжаем с этим жить, и сможем ли это исправить – вопрос. Причем не к журналистам, и не к Международной Федерации журналистов и Союзу журналистов России…

Ситуация с убийствами журналистов в России не улучшается. Предложения: внести поправки в российское законодательство и приравнять преступления против журналистов к преступлениям против государственных деятелей и представителей правоохранительных органов. По словам аналитика МФЖ Джона Кроуфута, этот доклад – лишь часть исследования. Всю базу данных, позволяющую отслеживать ход расследования случаев гибели журналистов, можно найти на сайте: journalists-in-russia.org

Российская статистика гибели журналистов на общемировом фоне выделяется очень сильно. В докладе представлены таблицы, по которым можно сравнить ситуацию в разных странах: треть общего МИРОВОГО количества убийств журналистов приходится на Россию. По данным МФЖ, в России погибли 96 человек. К примеру, в Австралии – 6, Бразилии – 27, Индии – 16, Италии – 6. Есть страны, где вообще ни один журналист не погиб за это время – Аргентина, Франция.

«У нас сейчас избивают до комы, до состояния, когда люди едва выживают и больше не возвращаются к журналистской деятельности. Проанализированы четыре конкретных случая. Выяснилось, что никакого специального расследования до конца проведено не было, виновные не найдены», – рассказал корреспонденту «Радио Свобода» председатель СЖР Всеволод Богданов.

Вот она, еще одна большая проблема. Нападают, убивают… и НЕ РАССЛЕДУЮТ. А вот здесь вопрос уж тем более не к журналистам, которые своими расследованиями-то занимаются. Вот только решения по закону у нас выносят не журналисты. А те, кто должны – не выносят. Причем они, похоже, порой, вообще не выносят журналистов.

Президент ФЗГ Алексей Симонов резко сбил темп мероприятия: «Говорить говорим, знать знаем, что-то пытаемся делать, но все присутствующие и так об этом знают. А вот те, от кого по закону требуется принимать меры, приглашение принять участие в мероприятии проигнорировали. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны совместные усилия. Но диалога с правоохранителями, с теми, кто должен заниматься расследованием, опять не получается».

Будем надеяться, что они так заняты противостоянием беззаконию, что даже не нашли времени прийти на оглашение доклада по гибели журналистов за последние 16 лет.

Прозвучавшее предложение увеличить ответственность за нападения на журналистов – идея хорошая. Хотя смущает тот факт, что заказчики убийств журналистов зачастую известны, но ни следствие, ни суды не хотят, боятся или просто не могут ничего сделать. И увеличив строгость наказания, победим ли мы старую русскую неформальную поговорку – «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения»?

Анна СЕЛЕЗНЕВА, по материалам Фонда защиты гласности.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100