Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (814) от 22 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

К нам пришел санитар рынка

Марина ЗАВАДСКАЯ

Ну вот и на наш «островок стабильности», как называли Россию руководители государства, ступил кризис. И наступил разлад. Некоторые успокаивают взволнованную публику: ничего страшного, это мы переживем играючи. Другие наоборот: да этот мировой кризис будет покруче, того, что 500 лет назад случился!

На самом деле неправда и то, и другое.

Сначала мы про 500 лет ответим. Во-первых, кризисы органически присущи капитализму и являются «санитарами рынка», а 500 лет назад его еще не было. Во-вторых, то, что некоторые обзывают кризисом 500 лет назад, было не глобальной катастрофой, а затронуло в основном Испанию. И история эта поучительная.

500 лет назад Испания была супердержавой, сверхимперией, владычицей морей и богатейшей страной. У нее была неплохая база, а в результате открытия Колумбом Америки в Испанию потекло индейское золото. Много золота! Так много, что оно обесценилось – и случилась гигантская инфляция. Это была катастрофа. Испанцы обнищали, даже знать порой не могла себя прокормить. Выиграли два субъекта: Амстердам, куда перенаправились торговые потоки, и литература, получившая новый жанр – плутовской роман. Поскольку выжить в такой обстановке могли без проблем только плуты… И покончим на этом с Испанией ХVII века.

А о нашем современном кризисе разговор шел на прошлой неделе в пресс-клубе по экономическим вопросам (во ВГУЭС). Перед журналистами и всеми желающими выступили преподаватели института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС и глава Владивостокского филиала компании «Тройка-Диалог».

Александр Исаев рассказал о природе «мыльных пузырей». Есть, говорил профессор, реальные товары – продукт затраченного человеком труда. Поскольку ресурсы (человеческие, природные и производственные) ограниченны, количество реальных товаров тоже ограниченно. И есть квазитовары, иллюзорные товары. Например, человек передает в некую фирму станок и взамен получает акцию этой фирмы. А потом они вдруг решают это продать: фирма – станок, человек – акцию. И вот они, можно сказать, стоят рядом и продают. Фирма продает реальный товар, а человек – что? Обязательство фирмы, что за акцией стоит реальный товар. Реальный товар никуда не денется, а вот обязательства легко превращаются в «мыльные пузыри».

Собственно, финансовый кризис и начался с лопнувших «мыльных пузырей» - американской ипотеки.

Впрочем, наша ипотека и стройиндустрия ничуть не лучше. Александр Латкин привел пример: в Москве себестоимость квадратного метра жилья – 1000 долларов, а продают его за 6000 долларов. Вывод: не надо жалеть строителей, они свое наварили.

И не стоит радоваться проблемам США и ожидать, что они «рухнут» в результате кризиса: потенциал у них высокий, справятся быстро, «утешил» слушателей профессор Латкин. А вот о России он такого не сказал. Многие годы у России была только одна составляющая доходности экономики: нефть и газ. А надо развивать и другие отрасли промышленности, чего сделано не было.

Впрочем, кое-что утешительное Александр Павлович сказал: в Приморском крае влияние кризиса будет слабее – из-за Саммита АТЭС. Но, добавим, это в том случае, если деньги, предназначенные для строительства объектов Саммита, не понадобятся для строительства объектов Олимпиады. Владивосток и Сочи в неравных условиях: Олимпиада 2014 года ОБЯЗАТЕЛЬНО должна пройти в Сочи, а вот Саммит 2012 года – вовсе не обязательно во Владивостоке, такого условия никто не ставил. Если ресурсов не будет хватать, их, конечно, перебросят в Сочи, а Саммит проведут в городе, где уже существуют условия для такого масштабного мероприятия. Это будет зависеть и от глубины и продолжительности кризиса, и от вменяемого поведения наших местных властей. Если будут не много тырить, а много строить – может, и будут идти к нам деньги. А если наоборот – увы…

А вообще преподаватели-экономисты в один голос утверждали: кризис только начинается. Что последует за нынешними событиями? Падение деловой активности; за ним – сокращение штатов (в банках сокращения уже начались); за ним - сокращение производства и сокращение работников и/или снижение зарплаты; за ним – сокращение чиновников.

Вот насчет последнего пункта пока что есть сомнения. Но, сказал Александр Латкин, если нынешнее гигантское поголовье чиновников не сократят, - люди этого не поймут.

С точки зрения психологии наше население и без этого кризиса многострадальное. А после него (и в результате его) долго еще не будет верить банкам, акциям и, скорей всего, государству.

Был экономистам задан и животрепещущий вопрос: в какой валюте хранить сбережения? Александр Исаев долго рассуждал о рубле, о том, что юань – очень даже неплохая валюта, но потом сказал честно:

- Вообще-то старик доллар меня никогда не подводил.

Хотя бы потому, добавим мы, что со времен окончания гражданской войны Севера и Юга (а это вторая половина XIX века) никогда не «обменивали» доллары, не объявляли, что «со следующего понедельника» в ходу будут деньги другой расцветки и размера, и кто не успеет обменять старые, тот может хоть прикуривать от них – больше они ни на что не сгодятся.

Иван Попов (“Тройка-Диалог”), конечно, был более оптимистичен и призывал покупать акции сейчас, когда они так мало стоят. И привел аксиому фондового рынка: надо быть смелым и покупать, когда всех обуял страх, и быть осторожным, когда всех обуяла жадность.

Впрочем, рынок акция – не самая актуальная тема для подавляющего большинства населения. Уж после собрания пресс-клуба некая девушка очень взволнованно интересовалась ценами и перспективами акций, и наконец Александр Латкин спросил ее напрямую:

- У вас много акций?

- Нет, ни одной нет.

- Так о чем вы беспокоитесь?

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100