Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (812) от 8 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Лучезарные юбилеи Владимира Спивакова

Маргарита ПАРХОМЕНКО

4 октября в театре имени Горького состоялся Праздник высочайшего накала. У Спивакова с его «Виртуозами» грандиозный тур по России, который он начал с Владивостока, а вообще отсчёт ведётся раньше — с Канады, Америки, Европы. Его французский импресарио буквально рыдал, когда пришлось отменить 50 концертов ради российских городов, а их все невозможно перечесть.

На афише значатся: Хабаровск, Южно-Сахалинск, Анадырь, Магадан, Якутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону, Самара, Архангельск, Североморск..., всего 43 города. Заканчивается тур в его родном Санкт-Петербурге.

«Был ли я во Владивостоке?» - Спиваков смутно помнит, ибо это было очень давно, но вот Сахалин он запомнил. Тогда газета «Правда» напечатала фото, где он стоит с огромной рыбиной в руках. Это было как раз перед приглашением его в Испанию на 3 года, и в тексте под снимком была язвительная мысль, что его сманивают за границу «золотой рыбкой». Спасибо, что завлекли, а то многие грандиозные планы могли и... А сейчас они 30-й юбилейный сезон отыграли в Доме музыки в Москве, а потом в Калининграде было 2 концерта.

«Моё кредо — свет нести», - говорит маэстро.

Я вспомнила, что однажды Владимир Спиваков, выступая на благотворительном концерте в пользу детей, сказал: «В сущности, все мы понимаем, что живём только ради детей». Поэтому он организовал свой благотворительный Фонд, в котором уже 10 тысяч детей получили поддержку и помощь. Многие его воспитанники блистают на международных престижных музыкальных турнирах.

Владимир Спиваков уже 20 лет успешно руководит международным музыкальным фестивалем в Кольмаре (Франция). Каждый из них он посвящает ярчайшей артистической личности. Под руководством Спивакова кольмарский фестиваль «стал» музыкальной Меккой для многих тысяч меломанов всего мира.

Нынешний фестиваль стал не только юбилейным, но и эпохальным. Его освещал бессмертный гений Ростроповича. Здесь собралась целая плеяда блистательных виолончелистов, треть из которых призёры его парижского международного конкурса: Гари Гоффман, Ксавье Филипс, Татьяна Васильева, Георгий Кхарадзе.

Чтобы понять феномен музыкального гения Владимира Спивакова, надо видеть его на сцене, в зале. Он не только дирижёр, скрипач, он ещё и актёр, и микро-режиссёр, трепетнейший человек-оркестр. Он не один, его — много.

Диктор объявил Вивальди. Грациозно, изящно, с утончённым чувством доносит его Спиваков, и зал отвечает гармоничным восприятием знакомого и незнакомого Вивальди в интерпретации дирижёра.

И вдруг Маэстро говорит нам, не прибегая к диктору: «А сейчас я хочу, чтобы вы услышали «Молитву» Томмазо Альбинони». И заворожённый благодарный зал уже молится с самим Владимиром Спиваковым. В этот незабываемый вечер звучали великие композиторы и прошлого, и нашего времени — Моцарт, Глюк, Брамс, Россини, Боккерини, Шостокович. Маэстро и его «Виртуозы» завораживали нас не только высоким исполнительским мастерством, но и родством с композиторами разных времён и народов. Когда их слушаешь и наблюдаешь, то проникаешься непоколебимой уверенностью, что музыка может всё. Армию укрощать, горы передвигать, океаны успокаивать.

А ещё наш Маэстро — утончённый хулиган. Некоторые музыкальные юморески были мини-спектаклем, где Спиваков подходил, наклонялся к музыканту и перемаргивался с ним, строил глазки, гукал, а это всё тонко, с юмором, с огромным вкусом.

Не оркестр из N-го количества индивидуумов, но один организм во главе с душой и сердцем великого музыканта. Зал вставал, рукоплескал, кричал «браво!», и бисировал-бисировал. Усталость Маэстро (15 часов дороги и уже 2 часа с лишним выступления на сцене!) улетучилась. Он как мальчик, свеж, здоров и шаловлив.

«И последнее», - говорит он. Звучат мелодии Шостаковича, Андерсена, Брамса (1,5 — 2 минуты). Публика неистовствовала. Несут красивые, с великолепными розами букеты. Маэстро сражён.

«И уже последнее, - говорит он, - Мы счастливы, что приехали к вам». И звучит Глюк «Аллегретто» из балета «Дон Жуан». И опять обрушивается шквал благодарнейших аплодисментов. «Мы думаем о Провинции, оказывая ей предпочтение. И послушайте, это уже последнее. Танго. Посвящается всем женщинам, ибо они все прекрасны. Я счастлив, что я во Владивостоке».

P.S. В концерте нас всех изумил Никита Власов - аккордеонист, воспитанник Спивакова, обладатель Гран-при (Нью-Йорк), получающий стипендию фонда Спивакова. Это был дуэт нежный, озорной, влюблённый, когда большой и маленький — оба великие.

Маргарита ПАРХОМЕНКО, кинорежиссер.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100