Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (797) от 25 июня 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

В содружестве с природой

МАРК КЕЙН, «ORGANIC GARDENING»

Выполнив несколько арифметических действий, я установил, что для улучшения почвы на моем огороде площадью 9x12 м требуется около 180 кг органического материала, то есть, 10 тюков сена в год. Только в этом случае, а также при участии в облагораживании почвы самой природы, на моей земле можно будет выращивать овощи.

Когда я начинал, глинистая почва участка годилась разве что для изготовления глиняных горшков: весной она была тяжелой и липкой, а летом становилась твердой как кирпич. В первый сезон я запахал в почву 45 тюков соломы и сена. По моим расчетам после этого она должна была стать плодородной, но, увы, в середине лета огород был больше похож на пол в саманной хижине.

Через два года я заделал в почву 80 тюков сена и соломы и четыре тележки (почти полный самосвал) навоза – и опять впустую. Единственное изменение, которое я заметил, состояло в том, что теперь, проходя по участку, я таскал на сапогах не по 5 кг глины, как бывало, а меньше.

У меня всегда вдоволь сена, соломы и навоза, но лишь спустя некоторое время я понял, что этого недостаточно. В первые годы каждой весной я запахивал в почву органику, прокладывал борозды в соответствии с указанной на пакетике с семенами шириной междурядий 60 или 90 см и высевал семена. Потом наступало время рыхлить почву и производить прополку. После всех этих операций почва вокруг посеянных культур становилась голой, как спортивная площадка на школьном дворе. Все усилия по культивации участка завершались тем, что заложенный в почву органический материал просто сгорал. А все потому, что я заделывал его в почву даже в тех местах, где ничего не сеял – вместо того, чтобы сконцентрировать все усилия на той части участка, где выращивались культуры.

Хороший урок естественного восстановления почвы мне преподала полоска земли возле ограды, окружавшей участок. Старая ограда уже наполовину повалилась, заросла сорняками, травой и отпрысками деревьев. Почва у ограды была приподнята корнями, так что участок казался окруженным естественной насыпью около 8 см высотой. Нижняя часть проволочной сетки местами вросла в землю, была пронизана корнями и продырявлена, а почва была легкой и рассыпчатой. Она совершенно не походила ни на тяжелую почву моего огорода, ни на почву находящегося по соседству пастбища. Каким образом появился этот холмик хорошей почвы? Ее создали росшие у ограды растения.

Положитесь на природу

Растения являются единственными производителями органического материала и умеют им пользоваться. Они сами мульчируют почву своими листьями и поникшими стеблями, защищают ее от потери питательных элементов и обеспечивают постоянное поступление небольшого количества органического материала, необходимого для поддержания жизни почвы.

В среднем, половина всего свежего органического материала превращается в гумус за два месяца благодаря деятельности бактерий, грибов, насекомых и животных, обитающих в верхних 15 см поверхностного слоя почвы.

Численность этой живности сравнима с числом звезд на ночном небе. В одном грамме почвы может содержаться до 100 миллионов бактерий, а их вес в верхнем слое одного акра (0,4 га) земли достигает трех тонн. Почва живет за счет жизнедеятельности миллионов своих обитателей, каждый из которых имеет свою специфику. Например, земляные черви питаются опавшими листьями и затаскивают их в свои.ходы. Именно по этой причине мульча со временем исчезает с грядок. Каждую осень я насыпаю под растения спаржи слой мульчи и сена толщиной 15 см. К тому времени оставшийся от предыдущего мульчирования слой бывает настолько тонким, что сквозь него видна земля и проделанные червями ходы.

Мульча – не единственный восстановитель почвенного плодородия. Корни растений оставляют в почве огромное количество органического материала, даже в очень глубоких слоях, до которых я своей лопатой не дохожу. К тому же корни – важные помощники в деле улучшения структуры почвы, потому что в результате выделения корнями цементирующего вещества, которое они всасывают из гумуса, происходит слипание мелких почвенных частиц в прочные комочки, которые способствуют структурированию и повышению плодородия почвы.

В конце второго сезона я посеял на огороде озимую рожь в качестве покровной культуры. В конце марта, когда я ее запахивал, высота растений достигала 30 см, а корни были плотными, как щетина у швабры (один известный ученый, изучавший рожь, установил, что общая длина корней одного растения достигает 387 миль, а длина питающих волосков – 6000 миль).

При весенней вспашке я ожидал увидеть тяжелые комья холодной почвы, но она рассыпалась под плугом комочками. На незасеянных под зиму участках огорода почва по-прежнему налипала на сапоги, но там, где росла рожь, земля была готова к формированию грядок и посеву культур.

Сравнив состояние почвы после посева озимой ржи с тем, что формировалось естественным путем возле ограды, я понял, что огород не способен производить столько же органического материала, что и участок земли, оставленный на попечение природы. Мы, огородники, даже не вправе этого ожидать: наши огороды по законам природы произведут столько органического материала, сколько смогут, и выполнят ту работу по почвенному улучшению, на какую способны, но мы обязаны постоянно восполнять дефицит органического материала в почве.

МАРК КЕЙН, «ORGANIC GARDENING»

(Окончание в следующем номере.)


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100