Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (779) от 20 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Реформа ЖКХ – черная дыра для Россиян

Дмитрий Щедрин

Все течет, все изменяется, кроме жилищно-коммунальной сферы, которая была и остается черной дырой семейного бюджета россиян. И чем дольше она пребывает в таком “статусе”, тем труднее верится, что реформа ЖКХ затевалась для улучшения качества обслуживания населения, а не для повышения стоимости услуг “коммуналки” под “дымовой завесой” ее реформирования.

Как бы кто там ни плевал на прежний строй, но при прежней власти социальная составляющая была обеспечена бесплатными квартирами и самой мизерной, в пределах 2-5% от заработной платы или совокупного дохода, платой за квартиру. А сегодня россияне по квартплате превзошли всю планету, а владивостокцы давно обогнали москвичей.

К примеру, по заявлению руководителя комплекса экономической политики и развития г. Москвы Юрия Росляка, на сегодняшний день москвичи за услуги ЖКХ платят 64% от их общей стоимости, остальное компенсирует город. Заммэра добавил, что доходы москвичей пока не позволяют вводить 100% оплаты услуг ЖКХ!!!

А господа чиновники из администрации Владивостока и депутаты Гордумы ещё в 2005 году сочли, что доходы владивостокцев позволяют 100% оплату за содержание и ремонт жилья, и в 1,5–2 раза повысили оплату за коммунальные услуги.

Или другой пример. Постановлением Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 398-ПП “О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья…” в одном из пунктов прописано: «Префектурам административных округов, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечить в пределах своей компетенции содействие товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, принявшим многоквартирные дома в управление, в реализации их решений по проведению капитального ремонта и реконструкции общего имущества в многоквартирных домах (в том числе с надстройкой здания) с учетом законных прав и интересов собственников помещений в таких домах».

Схожие постановления муниципальных образований, решения депутатов есть в Мурманске, Тюмени, Омске, Новосибирске и других городах России. В том же Благовещенске, в котором составлена городская программа капитального ремонта на 2008 год. А вот во Владивостоке нет!!!

Как должно быть

Статья 16 Закона “О приватизации” говорит об обязанности бывшего собственника, (имеется в виду государства и органов местного самоуправления) по проведению капитального ремонта. То есть, государство до 2010 г. (до окончания действия данного закона) обязано привести в надлежащий вид весь приватизированный жилой фонд.

В каком состоянии находится жилищный фонд и как его передают органы местного самоуправления, - не ведают только младенцы и выжившие из ума старцы. За счет недофинансирования данной сферы многие годы образовался внутренний долг перед жителями страны.

Существуют разные оценки этого внутреннего долга, но он никогда не считался меньше, чем 5 триллионов рублей.

У многих россиян появилась надежда, что государство наконец-то заинтересовалось тем, чтобы его граждане жили достойно. Особо после посланий Президента федеральному собранию в мае 2006 года, когда он, цитируя Ф. Рузвельта, посулил наступать кое-кому на больные мозоли (“Арсеньевские вести”, статья «Жилищный Кодекс – кто кого?», 6 сентября 2006 г.), и когда после его послания депутатами был принят Закон РФ от 21 июля 2007 г. “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”.

Как есть

О том, что благая идея президента потратить средства от продажи ЮКОСа на ремонт и расселение ветхого и аварийного жилья может в реальности столкнуться с множеством проблем, эксперты предупреждали еще до принятия закона «О создании фонда содействия реформированию ЖКХ». Они опасались, что регионы не смогут выполнить все требования, необходимые для получения денег из фонда.

Что это за решения? Как они должны реализовываться? Что можно сделать самим гражданам? Ответ на эти вопросы попытаюсь осветить.

Государство признало за собой обязанность по финансированию улучшения жизни граждан. Это средства на капитальный ремонт либо на отселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Объем финансирования почти 250 миллиардов рублей. Проведено предварительное распределение данных средств. Надо сразу сказать, что этих средств не хватит на выполнение обязательств в полном объеме, и государство об этом сразу говорит. Поэтому данным же законом разработан механизм, как будут выделенные деньги выдаваться, кто на них может претендовать и на каких условиях, а кто их не получит никогда.

Как будет

Не получат никогда деньги из Фонда содействия две категории граждан, живущих в домах, где собственники помещений выбрали непосредственный способ управления, и там, где собственники не выбрали способ вообще, а управление домами будет осуществляться управляющими организациями, пришедшими по конкурсу, проведенному муниципалитетом. 250 млрд, которые обещал президент на ремонт и расселение ветхого жилья, еще не скоро поступят в регионы. Они будут идти постепенно, говорят в Минрегионе. Мало того, что деньги эти составляют лишь 5% от необходимой суммы, а регионам трудно выполнить все необходимые требования, чтобы получить их, так теперь из-за инфляции они еще и обесценятся.

Первые выплаты из фонда содействия реформированию ЖКХ поступят в регионы России в течение первого полугодия нынешнего года, сообщил заместитель министра регионального развития Сергей Круглик в ходе брифинга в феврале с.г.: «Средства будут поступать по мере готовности заявок из регионов, – заявил он. – В феврале будут определены первые 4–5 регионов, в которые будут перечислены средства». По его словам, на сегодняшний момент из регионов поступило 75 заявок на получение средств фонда. «35 из них удовлетворяют всем условиям закона о фонде, остальные отправлены на доработку», – сказал Круглик.

Таким образом, получение регионами 250 млрд рублей, обещанных президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, затягивается. К тому же эти средства будут поступать в субъекты федерации постепенно. То есть к тому моменту, когда, например, в Чеченскую республику будут перечислены около 500 млн рублей, которые ей полагаются, эти деньги из-за высокой инфляции сильно обесценятся. При том, что уже сейчас 250 млрд рублей – это всего лишь 5–7% от суммы, которая необходима для решения накопившихся проблем в российском ЖКХ.

А в многострадальный Приморский край и Владивосток, скорее всего, никогда не поступят и эти крохи.

Потому что субъект, претендующий на средства фонда, должен взять на себя обязательство достичь 20% ТСЖ к 2011 году и 5% (?) к началу 2008 года. А что имели в 2007 году во Владивостоке? Из 5398 домов ТСЖ организовали в 51, а по краю всего в 128 домах из 54 208 домов (“Владивосток”, № 2145, 22.05.2007).

Легко посчитать и убедиться, что ни Владивосток, ни тем более города и поселки края, не являются претендентами на получение денег по означенным в законе условиям.

Вторым условием, необходимым для получения денег из фонда, является наличие утвержденного перечня домов, нуждающихся в капитальном ремонте и признанных аварийными и подлежащими сносу. Таких списков в большинстве регионов просто нет. У нас во Владивостоке тоже.

Вот списки по продаже подвалов и цокольных этажей с аукционов разных - давно есть. И распродажа их идет бойко с 1999 г., несмотря на протесты жителей домов. И об этом не писал только ленивый журналист. А «Васька слушает» и продает подвалы с общедомовыми коммуникациями в домах, где абсолютное большинство квартир в собственности у жильцов. При этом «Васька» ссылается на решение малого Владивостокского совета, в соответствии с которым МУПы г. Владивостока приняли на баланс дома вместе с жителями.

Администрация города, как руководитель этих самых МУПов, на выбор продает или сдает в аренду подвалы, и даже подсобные помещения в многоквартирных домах (колясочные, лифтовые и др.). Хотя, кому посчастливилось раздобыть решение малого Владивостокского совета от 25.03.1992 г. № 182, ознакомившись с ним, без труда уяснили, что при регистрации права на подвалы в жилых домах, чиновники совершали подлог, потому как в упомянутом решении речь идет «Об утверждении перечней ПРЕДПРИЯТИЙ муниципальной собственности г. Владивостока». С каких это пор и с чьего ведома чиновники администрации города отнесли к предприятиям подвалы и технические этажи в жилых домах?

Сегодня сложно регионам выполнить и другое условие, а именно – исключить дотации, выделяемые из региональных бюджетов предприятиям ЖКХ. В Москве, например, такие предприятия субсидируются на две трети. У нас эту цифру чиновники держат втайне.

Вот и оказались «повисшими» между небом и землёй льготы для инвалидов на оплату содержания и ремонта жилья, которые по-прежнему являются одним из главных аргументов против создания ТСЖ (“Владивосток”, 29.01.2008). И, как справедливо подметила журналист: «А ведь именно эту форму управления многоквартирными домами правительство называет самой перспективной. Не будут создаваться ТСЖ – край рискует оказаться без финансирования из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, который начинает работать в стране с этого года, и где предусматриваются средства на капитальный ремонт жилья и переселение семей из ветхого и аварийного фонда».

Однако администрация Владивостока и по радио, и в прессе уже пудрит мозги населению: «…Начали поступать заявки от жилищных объединений, которые претендуют на получение средств на капитальный ремонт домов… В её адрес поступили 30 заявок на соискание федеральных средств. Документы подали представители 18 ТСЖ и 12 жилищно-строительных кооперативов. (“Владивосток”, статья «Ремонт не за свой счет», 22.01.2008).

Еще одно требование вызвало возмущение самих жильцов: закон обязывает их софинансировать ремонт в размере 5%. При этом в домах, нуждающихся в капитальном ремонте, как правило, живут бедные люди.

Тем не менее, Госдума одобрила законопроект. Ведь создать фонд для расселения и ремонта ветхого жилья поручил президент, и депутаты спешили выполнить наказ до ухода на летние каникулы. И, как ни странно, 35 регионов все же смогли выполнить все условия.

Но теперь выясняется, что старались они зря. Поэтому скорого улучшения ситуации в сфере ЖКХ ждать не приходится, уверены эксперты.

Но это и не является целью правительства. 250 млрд будут использоваться властями как приманка. «Мотивируя» людей тем, что нужно обеспечить 20% ТСЖ, чтобы получить доступ к средствам фонда, власти будут просто заставлять их подписывать нужные бумажки о создании товариществ собственников жилья.

Председатель ТСЖ «Оптимист» Дмитрий Щедрин.

Рис. Виктора Богорада.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100