Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 1 (772) от 1 января 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Дороже — не значит лучше

Евгений Саблин

Проезд в общественном транспорте подорожает
То, о чем так долго мечтали перевозчики Владивостока — свершилось. Уже с 1 января 2008 года плата за проезд в общественном транспорте Приморской столицы может вырасти до десяти рублей.

Расчеты и экономические обоснования об увеличении тарифов на перевозку пассажиров еще два месяца назад были направленны в Региональную энергетическую комиссию Приморья (РЭК ПК) транспортными предприятиями города. Раньше эти обоснования сначала подавались в мэрию и только после утверждения передавались в РЭК (именно поэтому проезд не подорожал еще весной).

Теперь у города забрали возможность влиять на ценообразование. В результате проверки финансовых документов было принято решение установить тариф на перевозку пассажиров автомобильным общественным транспортом в размере 10 рублей, о чем и было объявлено на заседании рабочей группы Департамента администрации Приморского края по тарифам.

По словам представителей компаний-перевозчиков Владивостока реальные затраты, в данный момент, на перевозку одного пассажира составляют 12 рублей 43 копейки и на эти деньги можно существенно улучшить качество перевозки горожан. Получается, что только подняв стоимость проезда до 12 рублей можно осуществлять провоз пассажиров, обновлять парк автобусов и сделать всех водителей вежливыми и корректными. В обоснованиях приводились цены на новые автобусы, стоимость техобслуживания, топлива и т.д. (интересно, а ежедневные откупные «крышующим» бандитам там тоже есть?)

Давайте вместе разберем это обоснование по пунктам.

Пункт первый — стоимость новых автобусов. Сразу становится неясным один факт — почему в ежегодных экономических обоснованиях представителями перевозчиков указываются цены на новые автобусы, а закупаются старые? Думаю, многие представляют разницу между новой вещью и бывшей в употреблении. Для несведущих, поясню — в среднем, отличие в цене составляет 40-50 тысяч долларов.

Ежегодно планируется закупка 20-30 автобусов. Все мы хотя бы один раз ездили на городских автобусах и прекрасно представляем, в каком состоянии находится наш общественный транспорт. Автобусы только что не разваливаются на ходу, хотя и такие случаи уже бывали. Получается, что на различии в ценах руководство компаний собирается положить в карман (вынув из нашего) от одного до полутора миллионов долларов.

Пункт второй — стоимость техобслуживания. Здесь ситуация практически полностью повторяет первую. В обоснованиях указываются цены на прохождение ТО на специализированных станциях, ежесезонная замена колес и т.п., все вплоть до ежедневной мойки автобуса и чистки салона.

Я стесняюсь спросить — вы когда в последний раз видели утром, на остановке, чисто вымытый автобус? Вот и я не припомню. Про ДТП, виновниками которых становились водители технически неисправных автобусов почти каждый день рассказывают в программах типа «Автопатруль». Как правило, все техобслуживание выполняет сам водитель (за свой счет, фирмы на эти цели деньги не расходуют)— о качестве можно только догадываться. Колеса вообще меняются только тогда, когда покрышки стираются почти полностью.

Пункт третий — стоимость топлива. Осмелюсь заметить, что бензин и солярка в отличие от хлеба, молока и колбасы с начала этого года только дешевели. В среднем снижение цен на топливо колеблется от 15 до 23 процентов. В последнее время цены начали подниматься, но... на 0,1 процента в неделю.

Чтобы стоимость поднялась до прежних пределов такими темпами, должно пройти не менее двух лет! Правда некоторые эксперты прогнозируют скачок цен после президентских выборов. Может быть тогда и стоит возвращаться к вопросу удорожания проезда? Получается, что горючее в цене падает, а расходы на его приобретение растут.

Мифы о мизерных доходах автобусников тоже не выдерживают никакой критики. Говорю не по наслышке — мой двоюродный брат работает водителем и ежедневно приносит домой не менее тысячи рублей (на «слэнге» водителей - «рубль»). Судите сами — даже если работать четыре дня в неделю, выйдет не менее шестнадцати тысяч рублей. Бюджетникам и пенсионерам такие доходы и не снились.

Многие водители ссылаются на то, что по стране давно уже проезд составляет не менее 15 рублей. Откуда такие цифры? Да, действительно, в Москве проезд в маршрутках(!) стоит 15 рублей, но за эти деньги можно проехать от центра города до Бутово (это как у нас, от центра до Артема), а на метро, за эти же деньги, можно пересечь столицу из одного конца в другой.

Теперь окончательное решение остается за губернатором, но мне почему-то кажется, что я знаю, какое решение он примет. Как сказал один знакомый водитель: «Если цена поднимется — уйду на неделю в отпуск. Не хочу выслушивать проклятия пассажиров». Но проклинать стоит не простых водителей автобусов, а их руководство (наживающееся на нас и на них) и чиновников, принимающих антинародные решения.

Евгений Саблин.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100