Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 30 (749) от 25 июля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Венецианские ипостаси Сергея Ларюшкина

Маргарита Пархоменко

– Хочешь, я поведу тебя в Праздник? – сказала я фотографу, ни с того ни с сего уверенная в дивном подарке. И мы скорыми шагами направились в картинную галерею «Арка». Меня-то точно встретила праздничная Венеция в изложении мастера-фотографа Сергея Ларюшкина, который любит рассказывать сказки.

На стенах вовсе не фото, а по сути картины, мощно передающие очарование царицы Адриатики. Она многих пленяла, но всем ли была созвучна? Джордж Байрон здесь лечил любовью свой сплин, жемчуг звонкой поэзии Александра Блока потускнел от хандры, Теофиль Готье говорил о Венеции картинно и изысканно. У Иосифа Бродского восприятие Венеции полифонично:

Только фальцет звезды
Меж телеграфных линий –
Там, где глубоким сном
спит гражданин Перми
Но вода аплодирует,
и набережная – как иней,
Осевший на до-ре-ми

И для Сергея Ларюшкина город – знакомая незнакомка, как аккорд многих прожитых пространств. И он, видимо, испытал неожиданное чувство, что он здесь жил когда-то. С детства в нас въелось несколько штампов, связанных c Венецией: гондолы, голуби и «Венеция умирает»… А художник Ларюшкин улавливает и передаёт вселенский праздник, дыхание пьянящего карнавала, в объятия которого он и угодил на сутки.

И когда я вошла в зал, то безотчётно устремилась к пламенной лазури полотна, где запечатлена пара в пленительных тонах бирюзы, которая остранённо-призывно приглашает тебя разделить их сопричастность к весёлой круговерти любви. Их фарфоровые белые лица не холодность, просто условность быть благожелательными ко всем. И многоцветные перья на роскошных шляпах – напоминание о божественных птицах-голубях, которые на ночь спрятались и уснули.

Вошёл человек в галерею и спросил меня:

– Почему художник аж трижды поместил своё фото между картинами? Очень себя любит?

– Подумай. У притчи 70 смыслов, говорят. А мы и к пониманию первого иногда не готовы.

Одна фотография – ипостась Сергея Ларюшкина – уводит нас в далёкий-близкий Санкт-Петербург, проявленный в Венеции.

И водные просторы основных каналов напомнили мне Санкт-Петербург, который недаром называется Северной Венецией.

Можно подхлестнуть воображение и представить, что в 810 году некий Анджело со товарищи вбил здесь первую сваю – и возникло рукотворное чудо – Венеция с Божьей помощью. 120 островов, укреплённых гигантскими усилиями, и почти 400 мостов, которые соединяют улицы-каналы.

Главный канал Венеции, Canale Grande, так же как Невский проспект в Санкт-Петербурге, погружает в атмосферу самого поэтичного города Италии.

Мимо проплывают дворцы и церкви. Город-мираж, из моря встающий. Промелькнет властно город на Неве в атмосфере Белых ночей у Сергея Ларюшкина. Нет монопространства, во Вселенной царит полимерность, и некоторые художники это подмечают и воплощают.

Здесь вспоминаешь Пушкина, невыездного поэта, тосковавшего в своём холодном Петербурге по «волшебному гласу адриатических волн…»

Адриатические волны!
О, Брента, нет, увижу вас.
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!

Какими загадочными путями провидел он очарование Венеции, в которой есть нечто Пушкинское, лёгкое, светлое…

Только человек, рождённый у моря, живущий на берегах Океана, может понять всеми фибрами души и тела, что такое вода. Блик на волне, радужная россыпь огней на лагуне и никогда не замкнутое пространство.

Как глубоко копнул Иосиф Бродский: «…я всегда считал, что раз Дух Божий носился над водою, вода должна его отражать. Отсюда моя слабость к воде, к её складкам, морщинкам, ряби и, поскольку я северянин, к её серости». Может быть, каждый и несёт свой окрас «своей» воды. У Ларюшкина свой окрас, но если об этом начнёшь размышлять, то перельёшься через формат этой статьи. Так что об этом – в следующий раз.

Но если вы хотите пропитаться мощью этого пленительного города, который никогда не затопит наводнение (точно так же, как Пизанская башня, которая никогда не упадёт), то зайдите на свидание с царицей Адриатики в изложении Сергея Ларюшкина в галерею современного искусства «Арка».

P.S. Венеция легка и свободна в общении, здесь не пожмут плечами недоумённо и не окатят холодком светского равнодушия, если вы обратитесь к незнакомцу с вопросом или поприветствуете встречную гондолу озорным: «Viva Venezia». Здесь за каждым углом ждут Вас чудеса, если вы в них верите. Так и Сергей Ларюшкин в первый день приезда встретил и сфотографировал известного художника Италии – Людовика де Луиджи.

Маргарита Пархоменко
(Проект «Пространство культуры»)


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100