Вселенная
Снимите шляпы, господа! Вы в театре!
Татьяна КИВАЕВА
Еще известный писатель Зощенко, в свое время, высмеивал эстетическое невежество в нетленной от времени «Аристократке». И хотя воспитательный упор был сделан не на поведение во время представления, в целом оценку персонаж-герой получил соответствующую. Но достигло ли произведение должной цели, смогло ли создать требуемый эффект? И у всех ли?
Настоящее время
Буквально в прошлую субботу я решила пополнить свой культурный багаж за счет посещения такого объекта культуры, как театр молодежи. Да и, собственно, повод напрашивался: на сцене был представлен скандальный спектакль «Иногда они возвращаются» (напомню: именно он стал причиной недавнего конфликта между представителями партии КПРФ и актерами; по мнению первых, постановка оскорбляла авторитет Сталина, и дело чуть не дошло до драки).
Но вернемся к началу разговора. В зале присутствовали люди разных возрастных категорий и разного, как я полагаю, социального положения. Поэтому те, кто не умеет вести себя в общественных местах, очень мешали тем, кто умеет. Неравноценно и однобоко. Сидящие рядом со мной молодые девушки довольно громко хохотали, отпускали похабные шуточки, нецензурно выражались и комментировали речи актеров. Несмотря на многочисленные замечания, они продолжали вести себя, мягко говоря, неприлично, что очень затрудняло прочувствовать происходящее на сцене, оценить игру актеров, которые, между прочим, вложили душу.
И вот некоторые, с позволения сказать, зрители просто растоптали эти труды. Возможно, конечно, актеры не очень огорчились, или я не совсем верно оцениваю происходящее. Если разобраться, то я, разумеется, могу допустить, что в театре молодежи обстановка неформальная, актеры иногда обращаются к гостям, может быть, чтобы разрядить напряженную обстановку, может, это у них, прошу прощения, фишка такая, но не столь важно.
Пойдем от обратного. Сделаем аксиомой возможность допущения кой-каких вольностей.
А давайте по-взрослому?
Театр ТОФ, бесспорно, заведение для интересующихся интеллигентных людей. Пусть - это теорема, которую еще надо доказать.
В минувшие выходные одна любопытная парочка, отнюдь не юного возраста, решила посетить вышеназванное заведение. Но, видимо, так как на дверях нет таблички «Вход с маленькими детьми запрещен!», привела с собой (уточню: на взрослую постановку) 4-летнего ребенка, который, естественно, в силу возрастных особенностей не мог усидеть тихо на месте в течение 2-х часов.
Но и это не все, парочка постоянно выбегала, поднимая весь ряд, чтобы пройти, шумно обсуждала подробности пьесы и даже целовалась… Без комментариев. Хотя… Видимо, сии граждане попросту не знали элементарных правил этикета. А они, в свою очередь, гласят, что в театре (или любом другом подобном месте: филармонии, кино) нельзя разговаривать, шуршать бумажками или программкой, шумно выражать эмоции, делиться впечатлениями, ерзать, громко смеяться, чихать и кашлять (если вы не совсем здоровы, лучше воздержаться от театра). Как-то упустили этот момент.
Мы бы легко забыли этот неприятный инцидент, если бы он не был из разряда очевидных и даже, можно сказать, рядовых. Увы, мы часто сталкиваемся с людским невежеством и бескультурием. Циники и ханжи сказали бы: «Свиньям место в хлеву, а безграмотным - в начальной школе», но мы философы, поэтому будем более лояльны и просто оценим происходящее как виток рутинного жизненного процесса.
Опустим то, что люди давно не ценят чужой труд, а многие к тому же полагают, что если они платят деньги, то не просто должны получить все по максимуму, но и сверх, по возможности. (И это не важно, что зарплата актера около 5000 в месяц и что работает он практически на голом энтузиазме, «из любви к искусству», так сказать). К сожалению, отсутствие элементарного воспитания – настоящий бич нынешнего времени. А культура прививается старшим поколением, и если мама-папа «наградили» свое чадо такими вот задатками, а потом еще и воспитали соответствующе, то результат налицо. А нам приходится мириться с этими вот «издержками производства».
А бывают и вообще из ряда вон выходящие случаи, когда происходят потасовки между администрацией и гостями. Обычно получается так: «весельчаки» подвыпили в ближайшем кафе, как следствие – опоздали к началу, опять же как следствие – недовольство окружающих, и итог - взаимные упреки, переходящие в серьезные разборки. Порой даже с привлечением правоохранительных органов.
Возможно, существует некая вина обслуживающего персонала и хозяев, которые не обладают нужной психологической подготовкой и поэтому не могут спокойно урезонить бунтарей, не проводятся плановые мероприятия на тему этики и культуры поведения, в общем, не те специалисты работают.
Но если посмотреть с другой стороны, на содержание высококвалифицированного штата не может уходить мало средств, а театр живет за счет постановок, которые при любом раскладе не могут стоить больше (иначе зрителей станет гораздо меньше), а поэтому в реальность такой план воплотиться никак не может.
А согласно старой поговорке «если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе», видимо, стоит искать причину в себе и искоренять свои недостатки. Иначе, если персонал где-то груб, «не выдрессирован» (да, простите меня за такое сравнение), то, может, стоит самим проявить вежливость и мягкость? Попробуйте, и всем жить станет легче. Птичка по зернышку, как говорится, клюет…
Татьяна КИВАЕВА.
Другие статьи номера в рубрике Вселенная: