Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 37 (705) от 20 сентября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Адвокаты в наручниках

АННА СЕЛЕЗНЕВА

ИЗБИТЫ ДВА АДВОКАТА
АДВОКАТЫ ВПЕРВЫЕ ВЫШЛИ В ПИКЕТ: 18 СЕНТЯБРЯ ОНИ ПРОВЕЛИ ПИКЕТИРОВАНИЕ У ЗДАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ…

АНАТОЛИЙ ЛАЙКОВ, председатель комиссии по защите прав адвокатов Адвокатской палаты Приморского края: «В течение последней недели без достаточных оснований задержаны и избиты адвокаты Приморского края Дмитрий ПЕКАРНИКОВ и Сергей МАЛЕВАННЫЙ.

При этом МАЛЕВАННОМУ причинены тяжелая черепно-мозговая травма и множественные гематомы…».

Борис МИНЦЕВ, президент Адвокатской палаты (из письма Уполномоченному по правам человека в Приморском крае): “Задержаны и избиты адвокаты Приморского края Дмитрий ПЕКАРНИКОВ и Сергей МАЛЕВАННЫЙ…. МАЛЕВАННЫЙ был задержан незаконно, помещен в застенок по ул. Марченко, 40, где над ним всю ночь с 13 на 14 сентября 2006 г. издевались оперативные сотрудники УБОП УВД Приморского края. Дважды они заковывали руки адвоката МАЛЕВАННОГО наручниками за спиной, натягивали ему на голову и лицо вязаную шапочку, чтобы он не мог видеть своих мучителей, и жестоко избивали. В результате этого адвокату были причинены тяжелая черепно-мозговая травма с кровоизлиянием в мозг и множественные кровоподтеки, возможны ушибы внутренних органов и кровоизлияние в брюшную полость. В настоящее время он госпитализирован в нейрохирургическое отделение ГКБ № 1, где ему оказывается неотложная медицинская помощь. По мнению врачей, состояние его здоровья вызывает опасения.

К избитому и находящемуся на больничной койке адвокату МАЛЕВАННОМУ прибыл член совета Адвокатской палаты, член комитета по защите прав адвокатов адвокат А.А. ПОЖЕТНОВ. Однако, вход в палату № 32 ему преградили работники УБОП УВД Приморского края во главе с КУЗНЕЦОВЫМ А.И., сославшись на указание старшего следователя БЕЛАНА К.А. и начальника отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры края РАДМАЕВА В.И. ПОЖЕТНОВ А.А. обратил внимание оперативных работников на то, что они грубо нарушают уголовно-процессуальный закон в части недопущения адвоката к задержанному лицу. Однако, несмотря на представленный им ордер и служебное удостоверение, оперативные работники, продолжая нарушать действующее законодательство, в том числе Закон о милиции, так и не допустили его к незаконно задержанному МАЛЕВАННОМУ. Таким образом, прокуратура Приморского края, на которую возложена обязанность по надзору за соблюдением законности, сама является застрельщиком и нарушителем этих законов.

Просим Вас предоставленными Вам Законом полномочиями принять меры по пресечению грубейших нарушений прав Человека и адвоката в Приморском крае и привлечению виновных к законной ответственности».

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ВОЗБУЖДЕНО ИРИНА НОМОКОНОВА,

Старший помощник прокурора Приморского края:

Прокуратура уже возбудила уголовное дело. «По факту причинения Малеванному С.И. телесных повреждений прокурором Приморского края возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий с применением насилия), расследование которого поручено отделу по расследованию особо важных дел прокуратуры края.

По данному делу в целях выяснения наличия и обстоятельств получения Малеванным С.И. телесных повреждений назначена судебно-медицинская экспертиза. Проводятся иные необходимые следственные действия».

Однако Ирина Номоконова специально подчеркнула, что «по представлению прокуратуры Приморского края 13 сентября 2006 года Ленинским районным судом города Владивостока дано заключение о наличии в действиях адвоката Малеванного С.И. признаков преступления, предусмотренного частью четвёртой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество, совершённое организованной группой в особо крупном размере. - От автора: речь идет о громком деле Будаева)… 14 сентября 2006 года ему предъявлено обвинение в совершении названного преступления».

***

Но данная статья – не о деле Будаева и не о необходимости задержания даже адвокатов, если они замешаны в преступлении, в частности, в деле о хищении более 144 миллионов рублей. Доказательство их вины - прежде всего, дело добросовестных следователей и добросовестных судей.

Наша статья – о другом. О том, что даже при задержании преступников необходимо соблюдать ЗАКОНЫ. О том, что адвокаты защищены Законом специально. И что нарушения законности в отношении адвокатов в Приморье стали достаточно часты. Что же тогда говорить о других – обычных гражданах, не разбирающихся в тонкостях законодательства, в защите своих прав?

«АДВОКАТ В НАРУЧНИКАХ»

«Адвокат в наручниках» – впервые такая формулировка стала темой пресс-конференции в Президиуме Приморской краевой коллегии адвокатов более года назад. Тогда тема казалась вопиющей. За год парадоксальность ситуации «адвокат в наручниках» перестала быть уникальной, она становится все более распространенной ситуацией. Во всяком случае, в Приморье. И адвокат, призванный защищать права граждан, разделяет теперь их судьбу – в глазах силовых органов адвокат от обыкновенного гражданина ничем не отличается. А и вправду, почему это он должен от них отличаться? Защищаешь? Ну и защищай на здоровье, но и мы к тебе относимся – как к ним.

Хотя есть тут одна закавыка: закон определил неприкосновенность как статус адвоката. В законе прямо, черным по белому, прописан особый статус адвоката: вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо воспрепятствование этой деятельности каким бы то ни было образом - запрещается.

Тогда жертвой силовиков стал адвокат Андрей Беловодский. Он потребовал прекратить обыск в офисе своего клиента, следователь Первореченского РОВД Ваев в ответ приказал оперативникам надеть на адвоката наручники и вывести из помещения! Оперативники надели на адвоката наручники – повторяю: при исполнении им служебных обязанностей! – и вывели в коридор, якобы– в целях обеспечения безопасности участников обыска (хотя там была единственная женщина, вызвавшая адвоката!). Эти действия - прямое нарушение ст. 182 УПК, с изменениями 2002 г. – по ней не требуется разрешения следователя. Два часа просидел адвокат Беловодский в коридоре в наручниках за спиной. Затем появился наряд вневедомственной охраны, снял с него наручники и на его собственной машине доставил в Первореченское РУВД. Никакого ознакомления с милицейскими рапортами, никаких копий протоколов доставления адвокат, конечно, не получил. Через три часа он снова был свободен. И более года безрезультатно добивается привлечения к судебной ответственности следователя Ваева. «Согласно пункту 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункту 1 ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом, следователь Ваев Д.А. нарушил мои личные права и свободы, закрепленные в Конвенции о защите прав и законных интересов и Конституции РФ. … Согласно пункту 1 ст. 18 Закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре” вмешательство в адвокатскую деятельность…, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается»… (из заявления А. Беловодского). Нарушений закона об адвокатах – десятки!

Публичная пресс-конференция о нарушении прав адвоката силовиками была первой. Но случай-то не единственный! Уже было известно о 10 случаях нарушения закона. А до этого были и убийства и нападения на адвокатов. Следователи Первореченского РУВД уже дважды за год надевали наручники (так назывемые «спецсредства») на адвокатов. До дубинок, правда, пока не доходило. Хотя сейчас адвокат Малеванный находится в больнице с тяжелой черепно-мозговой травмой, и адвоката к нему опять – в нарушение законов – не пустили.

Уже после принятия новой редакции УК РФ, который закрепил права адвоката, следователи приморских управлений внутренних дел вмешиваются в деятельность адвокатов. В Красноармейском районе провели обыск в адвокатской конторе, ставили звукозаписывающую и телеаппаратуру. УБОП задержал машину адвоката Хоботовой – женщину вытащили из машины и устроили обыск, отобрав документы. Находкинский адвокат Панченко заступился за клиента – оказался в распределителе для бомжей. Практически нормой стало нелегальное прослушивание разговоров адвоката и подзащитного, они вынуждены теперь переписываться.

Опытные въедливые адвокаты стали поперек горла для следователей. Суды, как правило, становятся на сторону силовиков. Адвокаты вспоминают единственный случай в Лучегорске, когда суд принял сторону адвоката, а не силовых структур.

Любое насилие над адвокатом бьет и по клиентам, и по правам граждан, и по Законности. Недаром в адрес Уполномоченного теперь поступают жалобы на действия силовиков и на нарушение ими законов и от адвокатов.

Как тревожный сигнал и очередное доказательство нарушения прав граждан в Приморском крае воспринял этот случай и Сергей Жеков, Уполномоченный по правам человека в Приморье, к которому обратились адвокаты.

ЗАЯВЛЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Прокурору Приморского края

Государственному советнику юстиции 2 класса Аникину А.А.

Уважаемый Александр Александрович!

Я обеспокоен тем, что растет количество обращений в мой адрес, содержащих жалобы на применение пыток и жестокого обращения со стороны сотрудников милиции к подозреваемым, свидетелям и иным лицам, каким-либо образом вовлеченным в ход следствия.

Чувствуя свою безнаказанность, правоохранительная система стала превращаться в профессиональное сообщество, ориентированное не на защиту прав граждан, а на самообслуживание. В нашем крае забыли, что применение пыток – международное преступление, которому не могут служить оправданием никакие исключительные обстоятельства.

Поступление Уполномоченному по правам человека по данному поводу обращений от рядовых граждан Приморского края, не знающих своих прав, процедуры расследования и многих других моментов следствия, - это одно. То, что произошло с членом адвокатской Палаты Малеванным, это иной факт.

В своем письме Уполномоченному президент Адвокатской палаты Приморского края пишет, что оперативные сотрудники УБОП УВД Приморского края Малеванному натягивали на голову и лицо вязаную шапочку, чтобы он не мог видеть своих мучителей, и жестоко избивали. В результате чего ему были причинены тяжелая черепно-мозговая травма с кровоизлиянием в мозг и множественные кровоподтеки. Привожу этот пример не для остроты ощущений.

Применение незаконных действий при задержании юриста, адвоката Малеванного, который по роду своей деятельности знаком с законодательством России, как раз показывает уверенность правоохранительных органов в безнаказанности в совершенных преступлениях; защите содеянного прокуратурами края всех уровней, проверки по жалобам которых заканчиваются одним выводом: «…доводы заявителей о превышении своих должностных полномочий сотрудниками милиции в ходе проведенных проверок не подтвердились, жалоба признана необоснованной…».

Государство дает органам правопорядка право ареста и задержания, но этими правами нередко злоупотребляют.

Осуществление надзора за предварительным следствием в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации входит в компетенцию прокурора, поэтому я обращаюсь к Вам с просьбой об усилении прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования. Считаю, что прокурор Приморского края должен относиться ко всем обращениям и жалобам такого рода более внимательно, держать их на своем личном контроле, а проводимые прокуратурой проверки должны быть объективными».

АННА СЕЛЕЗНЕВА


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100