Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (696) от 19 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Другая Россия

Марина ЗАВАДСКАЯ

На прошлой неделе я побывала на конференции оппозиции «Другая Россия». Причем это была настоящая оппозиция, а не «Яблоко» с СПС, решающие, что в этот раз они объединяться снова не будут.

В Москве, в конференцзале гостиницы «Ренессанс» собрались разные люди: и политики, и «общественники», и эксперты. Экспертов было особенно много. Они говорили о стране, в которой мы живем.

ПОЧЕМУ ДРУГАЯ

Почему «другая»? Лучше всех это объяснил, пожалуй, Андрей Илларионов, бывший советник президента Путина: «Сегодня в России две стороны и две страны. Страна принципиально потемкинская – и страна граждан. Все разное в этих двух странах».

Государственная власть, считает Илларионов, находится в руках корпорации. Ее главное правило – отсутствие правил. Ее идеология – «своизм» или «нашизм», идеология агрессии по отношению к «другим». Ее главный принцип – приватизация прибыли и национализация убытков. Пример? Далеко ходить не надо. До 1 января 2006 года газ в Украину поставлял «Газпром» по дешевке – получал прибыль и платил налоги в российский бюджет. Затем прошла грандиозная кампания под лозунгом «Спасем Россию, заставим хохлов платить за газ по полной!». Теперь газ в Украину поставляет компания «Росукрэнерго» в два раза дороже. Получает прибыли и платит налоги… не в российский бюджет! Компания зарегистрирована в Швейцарии, Россия не получает ни рубля. Какие государственные лица стоят за этим?

Или вот совсем свежачок: IPO «Роснефти». Везде говорится, что это государственная компания. Но, напоминает экономист Илларионов, ее акции переданы в «Роснефтегаз», а это по закону считается приватизацией. Кто приватизировал «Роснефть»? Неизвестно. Но от продажи ее акций государство ничего не получит.

То есть корпорация, находящаяся у власти, заботится о своем благе, а не о благе страны и граждан. Защищая свои интересы, корпорация ведет с гражданами войну.

Вы, читатели, этой войны не видите? Да полно! А монетизация льгот? Что это, как не война с пенсионерами и инвалидами? А жилищный кодекс? Что это, как не война с жильцами? А ведь жильцы – это все мы, граждане… А поправки в избирательный закон, о которых даже председатель Центризбиркома Вешняков сказал, что они превращают выборы в фарс? А новые выдумки Госдумы о борьбе с терроризмом и экстремизмом, по которым критика действующих чиновников будет считаться экстремизмом?

Да, видеть эту войну неприятно и осознавать не хочется. Но сделать это необходимо. Потому что если мы не знаем, в какой стране мы живем, то мы и ничего сделать для нее и для себя не можем, тогда в лучшем случае мы – игрушка в руках чиновничьей России, в руках правящей корпорации, а в худшем – ненужный, лишний, мешающий им человеческий материал.

Немного пессимистично? Ну что ж, в конце концов, пессимист – это хорошо информированный оптимист.

Конференция была приурочена к саммиту «большой восьмерки» в Петербурге как мероприятие, «идеологически альтернативное» официальному саммиту. Темы ее были таковы: «От России чиновников – к России граждан», «От России беззакония – к России права», «От России отсталости – к России процветающей», «От России авторитарной – к России свободной».

ОПАСНЫЕ РАЗГОВОРЫ

Та, корпоративная Россия, отнеслась к конференции с полной серьезностью. Людей, направлявшихся на конференцию, снимали с поездов, не пускали в самолеты, арестовывали за хулиганство (например, переход улицы в неположенном месте), им устраивали кражи паспортов и даже подбрасывали взрывчатку. В финале первого дня конференции к «Ренессансу» подкатили четыре машины, и «неизвестные» (документов они не предъявили) похитили четырех человек, а случайного свидетеля – немецкого журналиста – избили и отобрали сотовый телефон, на который он снимал похищение.

Ну и, разумеется, перед зданием, где проходила конференция, правильно все понимающие молодые люди устроили пикет. Юная нацболка, моя проводница к зданию, устроила по пикету экскурсию – от и до, по всей дорожке. «А это наши клоуны!» - громко объясняла она. Что «Наши» - несомненно, но вот клоуны… Клоуны могли бы быть посмешнее. А у этих – серьезные, очень комсомольские лица, большие плакаты с фотографиями скверного качества и длинными текстами: кажется, наши клоуны перепутали пикет с библиотекой. Внимания на пикетирующих никто не обращал, но «Наши» честно отстояли свою зарплату.

А ведь люди собрались на конференцию всего лишь поговорить! Обсудить проблемы Другой России, предложить, может быть, решения этих проблем. С чего же такая бурная реакция власти? Да уж не от большого ума, конечно! Скорее – от большого страха за свои золотые яички. Много, видать, натырили.

Некто Шувалов, никому не известный до данного эпизода помощник президента Путина, провозгласил в конце июня: “Если в предстоящей конференции примут участие официальные лица из стран Запада, нами это будет расценено как недружественный жест”. Но «официальные лица из стран Запада не интересуются нашими расценками» и приняли участие в конференции. А вот наши о цене задумались: ни Григорий Явлинский («Яблоко»), ни Никита Белых (СПС), ни Геннадий Зюганов (КПРФ), будучи приглашены на конференцию, таки не явились.

Причем у них не хватило даже ума промолчать! Нет, пустились в объяснения (типа – «да гранаты у него не той системы!»). После чего по ним не потоптался только ленивый. Андрей Илларионов на пресс-конференции сказал:

- Главные политические силы здесь присутствуют. Администрация президента просила нас об аккредитации, и мы их аккредитовали. Администрация президента присутствует и - Другая Россия. А остальные… Всегда лучше разговаривать с хозяевами!

Михаил Делягин, исключенный из партии «Родина» за то, что на конференцию пришел, высказался не менее определенно:

- Кремль не расколол оппозицию, а отозвал из ее рядов своих явных и потенциальных сотрудников.

ТЯЖЕЛОЕ ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ

Никакого объединения оппозиции на конференции не произошло, никакой новый союз создан не был. Да это и не планировалось! Слишком разные люди собрались, со слишком разными взглядами. Цель была иная: при всей разнополярности убеждений найти общие непреложные ценности, ради которых можно действовать сообща. Например, сильная, свободная, процветающая Россия – это непреложная ценность? Для Другой России – да. А также политическая конкуренция, свободная информация, соблюдение Конституции, честные выборы… Общих ценностей оказалось очень много.

Наше общество очень долго было больно немочью под названием «Мы с ЭТИМ на одном поле … не сядем!» Эту фразу привел в своем докладе Александр Аузан и извинился перед иностранными гостями за идиоматическое выражение. Он не сделал паузу там, где в тексте стоит многоточие, но мы-то, в отличие от иностранцев, прекрасно знаем, какое там слово должно быть.

В конференц-зале гостиницы «Ренессанс» собрались люди, избавившиеся от непримиримости.

Можно ли было представить, что в одном зале соберутся бывший премье-министр Михаил Касьянов, писатель и председатель Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, председатель Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева, лидер движения «Трудовая Россия» Виктор Анпилов, председатель Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров, депутат Госдумы и лидер Республиканской партии Владимир Рыжков – и многие, многие другие очень разные люди? А ведь собрались – и не поссорились, а обнаружили, что у них – одни и те же непреложные ценности, о некоторых из которых они и не задумывались лет 10-15 назад.

Некоторых из них называют экстремистами и маргиналами. Да, когда-то так и было. Но с тех пор прошло слишком много времени. Пушкин писал:

Вращается весь мир вкруг человека – Ужель один недвижим будет он?

Люди изменяются. Дураки, конечно, остаются такими же, как были, а умные люди, внимательные к изменяющейся жизни, изменяются. Или, как говорил Лец, жизнь принуждает человека ко многим добровольным действиям. На конференции Виктор Анпилов (тот самый, с которым Н. Белых не сядет на одном поле, потому что Анпилов считает Сталина великим человеком) сказал: «Я, пожалуй, поддержу Гарри Каспарова». И добавил: «Держись за землю, Гарри». А Михаил Касьянов…

Кстати, о Касьянове. На конференции экс-премьер выглядел вовсе не так, как показывает его телевидение (вальяжным барином из тех, что «страшно далеки они от народа»). Нет, Михаил Михайлович выглядел вполне нормальным человеком, энергичным, вполне понимающим, какие проблемы и трудности ожидают его и Другую Россию, и готовым эти трудности преодолевать. Вот и верь после этого телевидению!

Так вот Касьянов в своем выступлении упомянул эпизод трехгодичной давности, когда юная нацболка кинула в него, премьер-министра, яйцо с криком: «Выборы – это фарс!» «Частично она была права», - признал Касьянов. Когда же он шел от трибуны к своему месту в зале, из-за стола президиума вскочил лидер нацболов Лимонов и пожал экс-премьеру руку, сорвав аплодисмент.

Ирина Хакамада сказала в своем выступлении: в России идет война, причем с самого низа, на уровне ТСЖ, до самого верха. Выступающий следом Александр Аузан воспользовался предложенным образом ТСЖ и так объяснил цель конференции:

- Жильцам пришлось собраться, потому что в доме вышла из строя основная система. Срастание исполнительной, законодательной и судебной власти – все равно что соединение водопровода и канализации… Или жильцы договорятся между собой, или им пришлют управляющую компанию. И к водопроводу и канализации подключат еще и электричество.

По мнению Андрея Илларионова, конференция «Другая Россия» - это воссоздание гражданского мира, начало это делать гражданское общество, а не власть. Страна нуждается в обсуждении проблем. В нормальных странах это происходит в парламенте, но наша Госдума – «не место для дискуссий» (спикер ГД Грызлов). Вот и пришлось создавать иную площадку для обсуждения.

С этой задачей участники конференции справились: впервые лет за 15 прошла свободная дискуссия очень разных людей – без драк и скандалов.

- Это исторический день! – воскликнул Эдуард Лимонов. – Я слышу тяжелое дыхание истории!

Некоторые наши писатели умеют очень красиво выражаться.

НАШ ПРИЗ

А как же я-то оказалась на конференции, напугавшей Кремль до… незаконных действий? А за особые заслуги нашей газеты, естественно.

Месяца за два до конференции Объединенный гражданский фронт объявил конкурс региональной оппозиционной прессы «Другое слово». «Арсеньевские вести», естественно, приняли в нем участие. И, естественно, победили. Нам позвонили из Москвы и сказали: «Приезжайте за призом!» Редакция за призом послала меня.

Победителей было пятеро.

1 место: «Арсеньевские вести».

2 место: «Арзамасские вести».

3 место: «Риск», г. Кызыл, республика Тыва.

4 место: «Российский репортер», Кемеровская область.

5 место: «Русский формат», Воронеж.

Мы пообщались с редакторами газет-победительниц, поделились опытом, обсудили свои проблемы, раскрыли секреты выживаемости, а вечером 11 июля получили свои призы из рук Гарри Каспарова. «Арсеньевским вестям» достался самый крупный, естественно, приз: ноутбук.

Но главным призом все-таки была возможность присутствовать на конференции, видеть живых людей, занимающихся живым делом, слушать их живые мысли.

Так что, уважаемые коллеги, поменьше прогибайтесь, не стесняйтесь оказаться в оппозиции – и, глядишь, вам тоже однажды удастся оказаться в исторический момент в историческом месте.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

О конференции – изнутри и снаружи

Попробуем представить себе нанятого нами приказчика, которому мы доверили торговать в нашем магазине. И вот он говорит: «Что-то мне сложновато со всем управляться. Теперь будет так. Всякой вашей всячины мне не надо. Я теперь буду торговать только перочинными ножами, в магазин буду пускать только мужчин, а цены будут 10 и 100 рублей». Долго ли мы терпели бы такого приказчика? Смешной вопрос! Либо надо гнать такого приказчика, либо мы разоримся и пойдем по миру.

А вот приказчика под названием «Российская власть» мы терпим, несмотря на то, что эта власть всеми силами упрощает нас и нашу жизнь, желая облегчить свою.

Вместо гражданского общества – Общественная палата, вместо разделения властей и федерализма – вертикаль, вместо развитой экономики – нефтегазовая империя, вместо права – приказы из администрации президента, вместо выборов – срежиссированный карнавал петрушек.

Они хотят иметь прозрачное для власти общество и голеньких граждан, но категорически отказываются быть прозрачными для нас. Они думают, что занимаются социальной инженерией, но получается, как и у их предшественников – социальная таксидермия. Вместо общества им нужно его чучело, вместо граждан – радостные зомби, вместо России – Курочка Ряба, несущая для них золотые яички.

Георгий Сатаров, президент фонда ИНДЕМ

Мы собрались здесь для того, чтобы защитить Владимира Путина и его окружение. С учетом того, что эти люди сделали с Россией, как они воспользовались данными им возможностями и полномочиями, их изобильным жизням правильно было бы закончиться в краснокаменских колониях. Мы будем молиться за них, чтобы их коллективная старость прошла где-нибудь у аргентинских атлантических берегов, в окружении благодарных потомков лабрадора Кони и пони Вадика, под немолчный рокот выживших членов Общественной палаты. И нынешние правители России, хоть они в Бога и не веруют, должны молиться за то, чтобы именно мы пришли к власти: потому что только мы гарантируем им милосердие. Если президентом станет полковник Владимир Квачков, он повесит их всех на Лобном месте вниз головой.

Станислав Белковский, политолог

Как отнестись к «Яблоку», СПС, «Родине» и КПРФ, не явившимся на форум? Каждый выступил со своей «суммой слов» — Белых долго оправдывался в «Известиях», Явлинский вместо ответа тихо свалил во Львов (мог бы, конечно, прислать кого-то вместо себя, но этот вопрос почему-то не обсуждался), «Родина» по-простому объяснила, что в канун саммита ей не по пути с «клеветниками России». Что там вымолвил Геннадий Андреевич, я даже и не понял.

Так почему не явились? Тоже мне бином Ньютона… Ну дрейфят – вот и не явились. Хотят в Думу – вот и не явились. Не желают портить свою анкету в Кремле – вот и не явились.

Леонид Радзиховский

Кремль – если умеет слышать – мог бы услышать одну малоприятную для него (хотя и без того известную) вещь.

ЛЮДЕЙ ТОШНИТ – от «ЕР», от этой «КПСС второй свежести», от этой огромной, робкой в мыслях и наглой брюхом компании. А тошнота, скука, раздражение, СТЫД, наконец – о, это великая сила! Чем выше и серее эта стена, которую – с безумными откатами! — строят на грязном пустыре, тем очевиднее, КАК ЖЕ БЫЛ ПРАВ Ленин. «Стена? Да гнилая – ткни, и развалится!»

Леонид Радзиховский

На местах остались вурдалаки, уверенные, что народ все стерпит, потому что это терпит его величество президент.

Виктор Анпилов.

Почему не может летать российский экономический самолет? Топлива-то полно! Да потому не может летать, что это не самолет, а насос.

Александр Аузан.

Как в СССР не было секса, так в России сейчас нет политики.

Евгения Альбац.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100