Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (688) от 24 мая 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Послание президента впечатляет и... озадачивает

Валерий КУЦЫЙ

Золотые слова
Прослушав несколько раз аудиозапись выступления президента Владимира Путина с Посланием к Федеральному собранию, я готов присоединиться к аплодисментам, многократно звучавшим в зале.

Прежде всего, мне по душе безупречный русский язык Владимира Владимировича. Уверен, в случае необходимости он одолел бы даже слово “Азербайджан”, которое в послесталинский период было не по зубам многим руководителям нашего государства.

А главное, то, о чем говорил президент, было действительно важно для каждого из нас, и этого не мог оспорить даже лидер КПРФ Геннадий Зюганов, считающий антинародными все режимы за исключением тех, при каких перевыполняются планы по производству колючей проволоки.

Однако, с моей точки зрения, глава государства недостаточно осветил или вовсе обошел молчанием кое-какие вопросы, ответы на которые многое бы дали для понимания настоящего и будущего России.

Представляется целесообразным выделить четыре основных направления, заметно определивших характер и тон президентского Послания. Первое - это экономическое развитие страны, второе - социальная сфера, третье - строительство Вооруженных Сил, увязанное с обеспечением безопасности государства, четвертое - международная политика. По моему убеждению, экономическая и военная части Послания подготовлены блестяще, никаких претензий к ним быть не может.

Останавливаться на них подробно не вижу смысла, отправляю читателя к самому тексту Послания. Единственное пожелание - чтобы позиции руководства страны, четко и ясно изложенные Владимиром Владимировичем, не были восприняты российским чиновничеством как прекраснодушные мечтания и не остались без последствий. Ведь известно, что любая идея упирается в свою реализацию. В общем, как говорится, дай Бог нашему теляти волка съесть.

Несколько по-иному я смотрю на планы государства относительно некоторых других проблем.

Детям дадут конфетку...

Нет никаких возражений против того, что в блоке социальных вопросов президент поставил на первое место демографию. Она у нас действительно выглядит плачевно, и всяческая поддержка в семьях рождения двух, трех и более детей выглядит привлекательной не только с чисто человеческой точки зрения, но и как важное условие самого существования России.

Переломить губительную тенденцию сокращения коренного населения, без принятого у нас в таких случаях жлобства помогать родителям растить здоровых детей, давать им хорошее воспитание и образование - вот задача наипервейшей важности, и отрадно, что государство, кажется, начинает понимать это. Не зря мой командир отделения младший сержант Бербеницкий говорил в свое время: “Душа радуется, когда приходит молодое образованное пополнение - будет кому выполнять хозяйственные работы”.

Все так. Скажу больше: не мешало бы вспомнить кое-что из хорошо забытого старого, в частности существовавшую еще в довоенные времена в рамках Наркомздрава специализированную организацию под названием “Охматдет” - “Охрана материнства и детства”. Эта система включала в себя женские консультации, молочные кухни, детские ясли, садики, лечебницы, санатории и т.д.

... А пенсионерам - воздушные замки

Наверное, можно взять и что-то другое из отечественного и зарубежного опыта. Очень надеюсь, что так оно и будет. Но энтузиазм, вызванный обращением Владимира Владимировича к этому важнейшему разделу социальной сферы, быстро угасает, когда президент начинает вести речь о стариках. Полностью цитирую его высказывание:

“Занимаясь проблемой повышения рождаемости, поддержки молодой семьи, мы не вправе забывать и о старших поколениях. Это люди, всю жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а если нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать всё, чтобы обеспечить им достойную жизнь.

Вы знаете, в течение последних лет неоднократно, причем раньше запланированных сроков, производилось повышение пенсий. И в следующем году пенсии будут повышены в общей сложности еще почти на 20 процентов. Значительные ресурсы направляются государством на обеспечение социальных льгот и гарантий для пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан социальным жильем, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта “Доступное жилье”. Прошу и впредь рассматривать эту работу как один из ключевых приоритетов”.

Я бы сказал, пафоса много, реальности маловато. Нельзя говорить о пенсионерах и ветеранах как о некой монолитной социальной группе. Есть люди, пенсии которых составляют десятки тысяч рублей. Это проявившие трогательную заботу о себе депутаты Государственной думы и региональных парламентов, уходящие на покой крупные чиновники, судьи, прокуроры и еще кое-кто. Они представляют собой, образно говоря, сливки пенсионного общества, его аристократию.

Дальше следуют пенсионеры Вооруженных Сил и органов внутренних дел, за ними - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также приравненные к ним граждане, то есть те, кому на жизнь еще кое-как хватает. У подножья пирамиды - основная масса, обычные рядовые пенсионеры, вся заслуга которых состоит лишь в том, что они не покладая рук десятки лет трудились на родное государство в надежде на светлое будущее, которого так и не дождались. И уже в самом низу - изгои общества, получатели инвалидных пенсий, называть размеры коих столь же неприлично, как ругаться матом при женщинах и детях. Такой получается у нас расклад.

Президент прав: пенсии время от времени повышаются. У того, кто получает и так много, они возрастают более или менее заметно; у просто стариков и инвалидов - на чуть-чуть. А в промежутках между повышениями опережающими темпами лезут вверх цены и тарифы, с хрустом поедая мизерные прибавки. У меня вот каждый год пенсию повышают, а она как отставала, так и отстает даже от того официального прожиточного минимума, о котором в любой экономически развитой стране сказали бы: вы, наверное, шутите, на это жить нельзя.

И что же нам обещает президент? Опять повышение не в разы, а на жалкие “почти двадцать процентов”, ничего не решающие и ничего не улучшающие. Наши пенсии напоминают мне чахоточную улитку, которая с криком “Сейчас догоню!” изо всех сил гонится за скорым поездом, то есть пресловутым прожиточным минимумом, а расстояние между ними всё увеличивается.

И судя по Посланию президента, изменений в лучшую сторону ждать пока не приходится. Да и времени для ожидания у многих из нас уже нет - кукушка вот-вот прокукует 12 часов... И уж вовсе из области юмора высказывание о каком-то “доступном жилье” для пенсионеров. Для них пока строят только воздушные замки.

Где таится безопасность государства?

Да, я поддерживаю стремление президента укреплять обороноспособность страны. Обеими руками голосую за выполнение задачи, которую он ставит в своем Послании:

“Обращаю внимание: современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах. Должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России”.

Говоря об организации, вооружении и оснащении российской армии на самом высоком современном уровне, президент предостерегает от ошибок, допущенных в советские времена. Мы не должны втягиваться в гонку вооружений. Она бессмысленна по своей сути, заведомо проигрышна для нас и наносит чувствительный удар по народному благосостоянию.

И если анализировать причины крушения СССР, то далеко не последней из них следует считать наше участие в “холодной войне”. Мы должны исходить из принципа необходимости и достаточности - обладать мощью, необходимой для отпора любому агрессору, и не расходовать на содержание Вооруженных Сил больше, чем требуется для их высокой боеготовности. При соблюдении этого принципа у государства могут оказаться лишние деньги (если только деньги бывают лишними), чтобы поднять наши пенсии не на сколько-то там нищенских процентов, а в разы.

Уделив достаточно внимания безопасности государства, президент почему-то обошел стороной серьезнейшую угрозу, на которой, по моему убеждению, просто обязан был остановиться. Может быть, он имел и ее в виду, упоминая, например, об экстремизме, терроризме или еще о чем-нибудь в том же роде. Но мне кажется, назвать эту угрозу следовало прямо, без дефиниций: фашизм, или, если угодно, нацизм.

Горько, очень горько признаваться себе в этом, но мы, раздавившие фашистскую гадину на чужой земле, сами живем сейчас в стране, где безнаказанно ведется фашистская пропаганда, открыто распространяются нацистские издания, стали обыденным явлением нападения, избиения и убийства на почве расовой и национальной ненависти, в стране, где даже в высшем органе законодательной власти - Государственной думе - есть депутаты, чьи политические воззрения трудно отличить от идеологии полицаев, служивших гитлеровцам на оккупированных территориях.

Не хочу преувеличивать эту опасность, но и преуменьшать ее нельзя. Из прошлого надо извлекать уроки, а история говорит о том, что недооценка фашистской угрозы оборачивается трагическими последствиями. Происходящему ныне в Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве и в меньшей степени в других городах надо противопоставить жесткие и решительные меры, и президент обязан был сказать об этом.

Борьба с коррупцией или бег на месте

Расплывчато, на мой взгляд, прозвучали высказывания Владимира Владимировича относительно коррупции в государственном аппарате. Он не стал делать вид, будто ничего такого у нас не происходит, очень к месту процитировал президента США 30-40-х годов Франклина Делано Рузвельта, а затем отметил:

“Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом.

Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ”.

Ну да, спорить тут не с чем, однако погрозить пальцем (в который уже раз!) не означает повести настоящую борьбу. Который год в Государственной думе тормозится принятие соответствующего закона, который год богатеют невесть из каких доходов чиновники, до предела обнаглевшие по причине полной безнаказанности.

Казалось, почему бы не сделать то, что давно сделано во многих демократических странах: узаконить декларирование не только доходов, но и расходов, предусмотрев одновременно суровое наказание за приобретение имущества на подставных лиц. И тогда существенно потеряют свою привлекательность казнокрадство и лихоимство - какой смысл воровать и брать взятки, если потом придется объяснять, откуда что взялось, и в конечном счете пересесть из вертящегося кожаного кресла на жесткую скамью подсудимых.

Эта волна предвыборная?

Справедливости ради надо заметить, что сразу после выступления президента началась чистка в рядах правоохранительных органов. Каждый честный человек одобрил эти меры, понимая, что если не освободить от “оборотней” прокуратуру, ФСБ, милицию, то вся борьба с коррупцией в государственном аппарате и органах муниципальной власти по-прежнему будет сводиться к совещаниям, конференциям и симпозиумам.

Кой-кого попросили выйти вон из Совета Федераций, а Генеральный прокурор Владимир Устинов разразился такой громовой речью, что у большинства подчиненных ему прокуроров наверняка появилось жгучее желание объявить войну организованной преступности, уже представленной во многих органах власти и навязывающей обществу свои воровские понятия.

Вот только есть опасения, что, не будучи в достаточной степени подкрепленным законодательно, всё это выльется во временную кампанию - пофонтанировали, нанесли точечные удары и на том дело кончилось.

И еще, по-моему, следовало бы навести порядок в судебной системе. Ну не смешно ли, когда слышишь: надо поднять им зарплату, тогда и не будут брать. Поднимают, а они берут. Поднимают еще больше - берут еще больше. И так до бесконечности. Порой в наших судах принимаются такие решения, после которых уместно было бы сказать: снимите мантию, господин хороший, вам больше к лицу лагерная телогреечка.

Что осталось “за кадром”?

Безусловно, я не мог, да и не ставил перед собой целью прокомментировать все, о чем говорил президент. К тому же, повторюсь, немало из того, что он, мне кажется, должен был сказать, вообще осталось “за кадром”. Перспектива наших отношений с Украиной и Грузией, с Латвией, Литвой и Эстонией, наша крайне опасная позиция относительно возможного производства ядерного оружия в Иране - всё это и многое другое остается недостаточно проясненным, не получившим однозначной оценки.

Вот почему Послание президента представляется мне не совсем полным, хотя и гораздо более интересным, чем предыдущие документы такого же рода. И это греет, вон даже Жириновский одобрил, а раз самый главный либеральный демократ сказал “да”, президент может спать спокойно.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Очень расстроился, когда узнал, что главный санитарный врач России Геннадий Онищенко запретил к употреблению минеральную воду “Боржоми”. Сам я ее, правда, давно уже не пил - не по карману, но любил, а платоническая любовь пока бесплатна. И меня не покидает мысль: может, не запрещать эту воду, ведь от нее пока еще никто не умер, а приравнять к владивостокской питьевой, которую без специальных мер предосторожности пить не рекомендуется? У нас ведь то, что поступает из крана, надо сперва хорошенько отстоять, потом прокипятить и уж вслед за этим употреблять. Лучше всего - пополам со спиртом.

В.К.

Рис. Михаила Ерофеева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100