Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (618) от 13 января 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Старшина сказал «люминий»

Валерий КУЦЫЙ

С замирающим сердцем внимала Россия своему президенту Владимиру Путину, дававшему предновогоднюю пресс-конференцию. К величайшему сожалению, в газете не хватит места, чтобы прокомментировать все высказывания Владимира Владимировича. Поэтому, решив поделиться с читателями «АВ» своими впечатлениями о них, остановлюсь лишь на самых, с моей точки зрения, любопытных.

В частности, информируя нас об успехах, достигнутых под руководством партии и правительства, президент говорил:

«Первая цифра уже известна хорошо. Конечно, ее нужно будет посчитать еще, подвести, более точно сформулировать примерный ожидаемый рост, среднегодовой темп роста ВВП в РФ будет примерно 6,8 процента. Это примерно соответствует среднегодовым темпам роста российской экономики за последние пять лет. На душу населения в 2004 году ВВП составит около 4-х тысяч долларов США, если говорить в долларовом эквиваленте, это более чем в два раза больше, чем в 2000-м году и почти в три – превышает показатель 1999-го года».

Вероятно, по мнению Владимира Владимировича, показатели роста ВВП (внутреннего валового продукта) должны вызвать всенародное ликование. Тем более, что, как выясняется, на душу каждого из нас, от новорожденных младенцев до убеленных сединами старцев, приходится четыре тысячи долларов от этого самого роста. Если разделить на 12, то, по нынешнему валютному курсу, это получается чуть ли не 10 тысяч рублей в месяц. Неплохой прирост к нашим зарплатам и пенсиям, а? Но дальше президент хотя и констатирует, что «все это позволяет нам выйти на дальнейшие рубежи и в решении социальных вопросов», несколько умеряет возникшие было по данному поводу восторги:

«Как вы знаете, с 1 января 2005 года минимальный размер оплаты труда возрастет на 20 процентов - с 600 до 720 рублей и, соответственно, на 20 процентов повысится заработная плата бюджетников всех уровней. С 1 октября 2005 года минимальный размер оплаты труда увеличится еще на 11 процентов - до 800 рублей. Заработная плата работников бюджетных учреждений также возрастет на 11 процентов. В номинальном выражении за 2005 год мы планируем, что заработная плата бюджетников увеличится на треть при инфляции в 8,5 процентов, то есть на 22,9 примерно в реальном выражении. И должен сказать, что впервые мы начали планировать такие повышения на два года. К маю 2006 года минимальный размер оплаты труда должен вырасти до 1100 рублей, таким образом, рост в этой сфере за 1,5 года составит где-то 83 процента. Разумеется, хотелось бы еще больше, но, повторю, темпы, тенденция, на мой взгляд, является положительной».

Куда уж положительней! Добавьте к сказанному и рост пенсий – они повысились на целых 5 процентов (сопоставьте с повышением цен на товары и услуги для населения), а в наступившем году в два приема возрастут – с ума сойти! – аж на 235 рублей.

В этой связи мне вспоминается анекдот. У генерала Альберта Макашова звонит телефон, и происходит следующий диалог.

- Это Макашов?

- Да, Макашов.

- С вами говорит Рабинович.

- Что тебе надо… (опускаю эпитеты, которыми генерал обозначил личность позвонившего).

- Скажите, правда, что евреи продали Россию?

- Конечно, правда, кому же это не известно.

- А вы не подскажете, господин генерал, где бы я мог получить свою долю?

Мне тоже хочется спросить: где мои четыре тысячи долларов? Где те 10 тысяч в месяц, прибавив которые к своей пенсии в 2218 рублей, я смог бы без особых затруднений покупать пусть не зарубежные футбольные клубы, так дорожающие со спринтерской скоростью лекарства. Думаю, не лишней была бы 10-тысячная прибавка и для бюджетников, минимальная зарплата которых, даже после неслыханного ее повышения, вряд ли позволит, да еще с учетом коммунальных и транспортных расходов, надеяться на что-то большее, нежели обед из одного блюда через день.

Мне нравится наш президент своим оптимизмом. Похоже, он действительно верит, что жизненный уровень народа неуклонно повышается, тогда как на самом деле повышается только уровень вранья, которым указанный народ в изобилии потчуют федеральные, региональные и муниципальные власти. И это в условиях благоприятнейшей рыночной конъюнктуры, при захлестывающем российскую казну потоке нефтедолларов! Ну не парадокс ли: рубль падает, жизнь народа ухудшается; рубль крепнет – ухудшение не прекращается; ВВП снижается – просто беда; ВВП растет – еще хуже. И закрадывается мысль, что не туда, куда надо, нами рулят власти предержащие.

И что прав был профессор Преображенский в «Собачьем сердце», категорически утверждая: «Разруха не в туалетах, она – в головах». Причем, смею заметить, в головах нынешних правителей, среди которых на кого ни глянешь – то Шариков, то Швондер.

Только слепой может не замечать нарастающего в обществе недовольства. Кое-кто уже высказывается в том духе, что не худо было бы расстрелять правительство. Другие с этим не согласны: нельзя, мол, расстреливать, надо вешать. Третьи же возражают и тем, и другим: если расстреливать или вешать только министров, то не почувствуют ли себя обойденными депутаты Государственной думы? Главным образом, разумеется, народные избранники из фракции «Единая Россия», которые смотрят в рот правительству и послушно голосуют за любую предложенную им гадость.

Их заслуги в нашем сегодняшнем житье-бытье тоже достаточно велики. И неправильно было бы недодавать им того, чем благодарные россияне хотели бы одарить правительство.

Между тем у меня имеется особое суждение по затронутому вопросу. Во-первых, ни расстрелять, ни повесить наших заботливых управляющих государством мы не сможем из-за наложенного на смертную казнь моратория. Во-вторых, даже если бы и смогли, то эта кара была бы слишком мягкой и не отвечала тяжести содеянного.

Поэтому я предлагаю более суровое наказание – заставить министров, депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации жить в течение года на минимальную зарплату, которую они же, заботливые наши, установили для всех прочих граждан, населяющих просторы нашей необъятной родины. А ежели кто, дабы избежать этого, попытается ускользнуть на пенсию, установить ее в тех же пределах, в каких она выплачивается большинству из нас, - чуть больше или чуть меньше двух тысяч рублей. И при этом – никаких привилегий и никаких побочных доходов.

Да, согласен, жестоко, да, бесчеловечно, но только прищемив дверью собственные пальцы, можно в полной мере осознать, что испытывают в подобных случаях другие. Полагаю, предложенная мною мера не только помогла бы правящей элите ощутить, почем фунт лиха, но и ускорила бы проведение административной реформы, которая, как сказал один из корреспондентов – участников пресс-конференции, движется в Кабинете министров чересчур медленно, на что последовал ответ президента:

«Вы знаете, она медленно идет не в Кабинете министров, она в целом в стране медленно идет. И в общем и целом я готов тоже вместе поулыбаться с теми, кто ожидал больших и резких изменений и не увидел этих изменений, резких и больших. Но давайте объективно посмотрим на состояние дел.

Наша страна в течение длительного периода исторического развития существовала и развивалась как суперзабюрокраченная экономика и суперзабюрокраченная государственность, где чиновники присвоили себе право решать все и вся за всех. Это в сознании широких масс не только чиновников, но и тех людей, которые не имеют отношения к чиновничеству.

Все привыкли ждать решений от начальника. Вы знаете, это не быстрый процесс, но мне кажется, что мы идем по правильному пути. То, что сделано в правительстве – конечно, совершенно недостаточно, но указание направления движения правильное.

Теперь что необходимо сделать для того, чтобы и дальше двигаться по этому направлению. Нужно выработать критерии оценок деятельности различного уровня власти и управления от федерального правительства до муниципалитета. Нужно начать, как мы многократно говорили, оценивать не по тому, сколько денег получает тот или иной орган управления, а по результатам его деятельности.

Надеюсь, что к этому мы еще вернемся, во всяком случае, речь идет о том, чтобы платить не за факт существования, а за качество и количество выполняемых услуг населению.

Вот сейчас правительство занимается достаточно сложной работой, которая направлена на то, чтобы выработать критерии этих оценок. Причем по всем направлениям, включая, в том числе, и правоохранительную деятельность. Это первое.

И второе, что обязательно нужно делать и без чего нам не добиться реальных успехов в этой сфере: нужно, как я уже неоднократно говорил, постепенно выводить государство из тех сфер экономики, где оно присутствует необоснованно.

Это, кстати говоря, одно из основных направлений в борьбе с коррупцией».

Прекрасно сказано, готов подписаться под каждым словом. Не хватает малого – чтобы словам соответствовали дела. А то как получается?

В России сейчас примерно полтора миллиона чиновников, это больше, чем было во всем Советском Союзе. На государственные и муниципальные должности вместо пожилых и малоподвижных умом товарищей пришли энергичные молодые люди, жаждущие переустроить все и вся согласно своим представлениям о совершенстве мироздания.

Они невероятно деятельны, охвачены по выражению Салтыкова-Щедрина «административным восторгом», от которого населению только слезы. К примеру, нет такого уголка в любезном отечестве, где не слышали бы о господине Зурабове. Когда-то непослушных детей пугали козой-дерезой, теперь их пугают Михаилом Юрьевичем. Возглавляя Российский пенсионный фонд, он с блеском провалил пенсионную реформу.

Президент, исходя из каких-то неясных для общества критериев, высоко оценил труды Зурабова и повысил его, назначив министром здравоохранения и социального развития. Не откладывая дела в долгий ящик, новоиспеченный член правительства быстренько разработал систему так называемой «монетизации льгот», о которой мы еще поговорим, и, не будучи не только врачом, но даже акушеркой, всерьез вознамерился реформировать здравоохранение. Можно себе представить, как оно, имевшее и доселе бледный вид, будет выглядеть после хирургического вмешательства Зурабова.

Так вот к вопросу о критериях оценки. Беру на себя смелость утверждать, что по отношению к вышеизложенному здравоохранителю и двигателю социального прогресса они у президента и у народа российского диаметрально противоположны. Как быть в этом случае?

То же наблюдается и на местном уровне. Введенная в крае новая система субсидий по коммунальным услугам, в которой никто не может толком разобраться, надо полагать, нравится губернатору и со всей очевидностью не нравится населению.

О грабительской системе коммунальных платежей, которую придумал для владивостокцев не известный мне умник, и говорить нечего. Не возьму в толк, посредством каких логических построений он сумел убедить главу администрации, что мусор производят квадратные метры квартир, а не жильцы, ездят в лифтах и пользуются водопроводом тоже квадратные метры, и следовательно, плату нужно начислять, исходя из площади жилья, но ни в коем разе не из числа граждан, на этой площади проживающих.

Подписав соответствующее постановление, мэр тем самым оценил инициативу положительно; автору же новой системы я посоветовал бы до конца жизни оставаться анонимом, чтобы горожане не знали, в чей конкретно адрес они должны выражаться нехорошими словами.

Пусть это будет управление ЖКХ в целом. Это оно, с головой погрузившись в меркантильные расчеты, наглядно продемонстрировало, что очищать карманы жильцов от денег куда проще, чем дворы от снега и мусора.

По слухам, впрочем, это еще не вечер, говорят, в голову жилкомхозного начальства пришла мысль брать плату не по количеству квадратных, а по количеству кубических метров квартиры – это позволит повысить тарифы в пять-шесть раз. Краевое и городское чиновничество, как видите, не дремлет. Оно совместно с послушными ему депутатами берет с федерального правительства и Государственной думы пример неусыпного попечения о сирых и убогих, дабы вокруг раздавались только благодарственные возгласы.

Дело это нешуточное, имеется даже программа, разработанная, думаю, не без участия Михаила Юрьевича Зурабова. Президент говорит о ней:

«В этой среднесрочной программе ставятся крупномасштабные социальные задачи, такие как уменьшение бедности. Кстати сказать, количество людей, проживающих за чертой бедности, с доходами ниже прожиточного минимума у нас в этом году тоже сократилось с 22 процентов до 18 процентов. И, если вы помните, в 2001, 2000 годах таких людей у нас в стране было 30 процентов. То есть тенденция постоянно улучшается. Но все-таки это - непозволительно много для такой богатой ресурсами страны, как Россия, богатой интеллектуально.

В этой же программе говорится о перспективах увеличения так называемого среднего класса, а количество людей, которые проживают за чертой бедности, должно сократиться до пяти процентов».

Нетрудно сообразить, как при нынешних не статистических, а реальных темпах инфляции, при очевидном отставании зарплат и пенсий от цен на продукты питания, тарифов на коммунальные и бытовые услуги, на пользование любым видом транспорта, на лекарства и медицинскую помощь государство добивается впечатляющих успехов в борьбе с бедностью. Гадать не приходится – чем интенсивней вымирают малоимущие, тем быстрее снижается процент бедноты.

Пройдет еще какое-то время, и пятипроцентный результат, о котором говорил президент, несомненно, будет достигнут. А там, глядишь, людей, ухитряющихся жить при доходах ниже прожиточного минимума, и вовсе не останется.

Размышляя по этому поводу, невозможно обойти тему пресловутой монетизации льгот. Позиция президента здесь однозначна:

«Конечно, я понимаю людей, они настороженно относятся к этим предложениям правительства, потому что очень часто государство либо подводило, говорило одно, а делало другое, либо совсем ничего не делало. Но сохранять прежнюю систему льготировния людей, которые нуждаются в поддержке государства, тоже было уже нецелесообразно, потому что средства выделялись большие, но до людей не доходили. В значительной степени не доходили.

И потом - очень много государство чего пообещало, на самом деле этого не происходило. Ну возьму только лекарственное обеспечение. Система была такая: деньги через региональные бюджеты из федерального направлялись часто напрямую по различным каналам и различными способами фармацевтическим компаниям, а точнее – тем, которые занимались куплей-продажей лекарств. А люди по бесплатным рецептам нужных лекарств так, как правило, и не могли получить.

На практике что происходило: приходит пожилой человек в аптеку, приносит бесплатный рецепт. Ему говорят: «Нет, по бесплатному рецепту мы вам дать не можем. Нету по бесплатному рецепту. А на деньги есть, - деньги человек платит, - но рецепт вы все равно оставьте».

Что правда, то правда, государство столько раз самым жульническим образом обманывало народ, что любое его начинание вызывает тревогу: на чем оно в этот раз хочет провести нас? И касательно бесплатных лекарств все точно – они частенько оказывались в дефиците, на них нагревали руки нечестные аптекари.

Однако каждый раз, когда речь заходит о несовершенстве системы льгот, чиновники непременно приводят в пример проблему бесплатных лекарств. Не избежал этого и президент.

При всем к нему уважении должен возразить: обязательно ли отменять все, что плохо организовано? Мы же не отменяем трамвайное движение из-за того, что трамваи ходят нерегулярно. Так не лучше ли и здесь вместо отмены заставить чиновников строже контролировать реализацию бесплатных лекарств, проводить проверки в аптеках, опрашивать льготников, пользующихся бесплатными рецептами, и т.д.

А главное, отменены ведь и другие существенные льготы, такие, как оплата коммунальных услуг и телефона. На них-то серьезных нареканий не было, но правительство вынесло свой вердикт, парламент утвердил его, и – пожалуйте бриться. Попробуйте после этого доказать, что государство не надуло нас в очередной раз и что оно борется с бедностью, а не с беднотой. Но слушаем дальше:

«Знаете, я буквально на днях встречался с одной дальней родственницей, она уже пенсионерка, и она мне говорит:

«Я еще ничего, ты знаешь, у меня сын есть, а вот у меня приятельница, она тоже пенсионерка, у нее такая пенсия, ну это люди из среды интеллигентской, как говорится. Преподаватель ВУЗа в прошлом. Ей, во-первых, самой медицинская помощь все время нужна, все время платить, да даже проезд на городском транспорте для нее становится непомерно высоким». Вот в этом смысле на такие категории людей власти всех уровней - и федеральные, и региональные - должны обратить внимание.

Но нужно сказать, что я упоминал о том, что федеральный бюджет увеличивает в шесть раз расходы, но это побуждает и региональные власти увеличивать расходы на эти цели. Мне вот сегодня сказали, что даже в такой не очень богатой территории, как Ульяновская область, в три раза увеличиваются расходы на поддержание этой категории людей. Надеюсь, что и в других регионах на это обратят внимание».

Здесь армейский анекдот:

- Товарищ старшина, надо говорить «алюминий», а не «люминий».

- Ишь ты, какой грамотный, учить меня вздумал! Старшина сказал «люминий», значит, «люминий» и есть, а особо умные пойдут грузить чугуний.

Я не настолько самонадеян, чтобы пытаться чему-то учить президента. Хочу только заметить, что в данном случае в роли старшин выступают губернаторы.

Вон у нас в крае администрация предложила вместо льгот выплачивать ветеранам труда и пострадавшим от репрессий аж по 60 рублей в месяц. Законодательное собрание повысило эту смешную сумму до немножко менее смешной – до 200 рублей. Понимаете, Владимир Владимирович?

Выдавать будут столько, что после уплаты за телефон у бывшего льготника останется денег только на две буханки хлеба. И какие бы вы надежды на благоразумие местных старшин не питали, все равно они будут твердить свое: «люминий», «люминий», «люминий»… Потому что выпрыгнуть можно даже из штанов, но из местного бюджета, будь ты хоть чемпионом мира, ни за что не выпрыгнешь.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Сегодня мы с вами, уважаемые читатели, обсудили лишь одну из тем трехчасовой беседы президента Путина с представителями средств массовой информации. Рассчитываю еще вернуться к этой пресс-конференции. Пока же передаю пламенный привет экс-мэру и любителю кузнечного дела Юрию Михайловичу Копылову, который, по слухам, в данный момент где-то вдали от шума городского перековывает мечи на орала.

В.К.

Рисунок Олега Хромова.

<< вернуться в список статей

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100