Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (614) от 16 декабря 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Маргарита Семёновна победила Россию

Ирина ГРЕБНЕВА

Впервые жительница Приморья выиграла иск в Европейском суде
Ещё в 1999 году мы делали две публикации по поводу насильственного выселения из квартиры Прокопович Маргариты Семёновны, прожившей в этой квартире десять лет вместе с мужем в любви и согласии. Выбросили её из квартиры (после внезапной смерти мужа) не бандиты, не хулиганы, а наша родная милиция, которая по должности обязана нас охранять.

Они просто схватили женщину за руки и вытолкали из квартиры, поставив тут же новую железную дверь с крепким замком. Маргарита Прокопович осталась на улице, в чём была.

Потерпевшая сразу обратилась в суд. Весной 1999 года Приморский суд не признал за Маргаритой Семеновной никаких прав на квартиру. Судья не вняла ни документам, ни письмам, ни свидетелям, все выводы записала исключительно со слов милиционера Валетова и его подчинённого, то есть тех самых лиц, которые так ловко справились со слабой женщиной. Эти молодцы заявили на суде, что Маргарита Семёновна вовсе не жила в этой квартире, и никаких даже вещей там её не было.

Осенью краевой суд подтвердил это решение. Надзорная жалоба также ничего не дала. Поэтому новый век для Маргариты Прокопович начался с обращения в Европейский суд. Четыре долгих года шла переписка с Европейским судом, а через него - и с нашим родным государством. За время своей четырёхлетней тяжбы Маргарита Семёновна развеяла мифы, которые были созданы в народе, а потому витали и в её голове.

Миф 1: это только приморские судьи могут так бессовестно передёргивать факты, Москва им всыпет за враньё по первое число. Вовсе нет! Государство Россия в лице федеральных судей было вполне солидарно с приморскими судьями. От лица страны в Европейский суд слали бумаги о том, что Маргарита Семёновна никаких прав не имеет на это жильё, а Маргарита Семёновна родному государству возражала.

Миф 2: Если почта и опростоволосится иногда перед нами, сермяжными, то уж перед другими державами срамиться не будет. Но и здесь Прокопович ждало разочарование. Однажды, ещё в 2003 году, для подготовки к заседанию суда Маргарите Семёновне выслали целый пакет из Франции, где надо было срочно ответить на несколько важных для суда вопросов. Но Прокопович М.С. ничего не получила. Вдруг звонок оттуда: где ответы? Я ничего не получала - заволновалась истица. Тогда ей срочно выслали все документы и вопросы на факс к её знакомым.

И только когда все ответы на вопросы были отправлены обратно во Францию тем же факсом, вдруг кто-то сбросил в её почтовый ящик злополучный конверт от Европейского суда, вскрытый и замусоленный. Почта заявила: ничего не знаем, мы вам давно уже, во-время положили в ящик!

Но здесь у редакции тоже есть опыт, и мы глубоко уверены, что все письма из-за рубежа (а скорее всего и те, что туда идут) вскрываются и прочитываются. Почта называет подобные действия элегантным словом “перлюстрация”. В зависимости от содержания и срочности письма могут и придержать его “в интересах государства”.

Миф 3: для разбирательства жалобы в Европейском суде нужно иметь много денег. Ничего подобного! Маргарита Семёновна к адвокатам не обращалась, все бумаги составляла сама, хотя все эти четыре года с неё требовали всё новые документы и ответы на всё новые вопросы.. Не пришлось ей платить и судьям. Они прекрасно поняли материальное положение Маргариты Семёновны, а потому без лишних слов предложили ей собрать документы, согласно которым Европейский суд рассмотрит её дело бесплатно. Потом Маргариту Семёновну пригласили на суд во Францию, но она вежливо отказалась.

Первое заседание суда было в январе 2004 года. Но вопрос не решился, поскольку представитель ответчика (России) в отсутствие истца яростно отбивался и сбрасывал с себя всякую ответственность за нарушения прав своей гражданки. Тогда Европейский суд вновь послал вопросы участникам процесса. И только 28 октября этого года было вынесено окончательное решение: права Маргариты Семёновны Прокопович были явно нарушены, и выселение её из квартиры до решения суда никакими законами не предусмотрено.

Один замечательный момент: Россия, в лице судей от районного до федерального масштаба, утверждала, что Маргарита Семёновна в этой квартире и не жила вовсе, даже вещей её там никаких не было - словом всё так, как утверждал милиционер Валетов. Четыре года Европейский суд разбирался в тех документах, в которых Владивостокский суд мог бы разобраться максимум в месяц, если бы захотел. Теперь Российское государство обязано возместить ей моральный вред за нарушение прав человека, выплатить сумму в течение трёх месяцев. На покупку новой квартиры этих денег не хватит, да и не возвращает суд Европы государственную собственность (квартира не была приватизирована на момент выселения, это потом её приватизировали и продали).

Никто из адвокатов не помогал Маргарите Семёновне, за исключением ответов на самые последние вопросы (Сергей Круглов). Таким образом Маргарита Семёновна практически одна, без юридического образования, победила российских правоведов мировой величины в суде Европы. Потому что она защищала правду.

Ирина ГРЕБНЕВА.

На рисунке: публикация в “АВ”.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100