Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 28 (591) от 7 июля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Религия пашни

И.М. МОЛЧАН

В мышлении человека сильно развито чувство родства, связывающее все живые существа.

Развитие логического мышления и материального самосознания привело в процессе эволюции к нарушению связи человека с духовными силами природы. Оказалось, что животные и растения сильнее людей и чувствуют, и видят, и слышат. Вот почему по поведению животных и растений даже нынешний земледелец предсказывает возможные изменения погоды и планирует время проведения сельско-хозяйственных работ. На народных приметах рождалась народная агрономия, когда каждый шаг земледельца был неразрывно связан с природой. «Как примета скажет, так и жито к мужику в закрома ляжет».

Какой-либо, даже очень важный показатель, например, установившаяся в течение нескольких дней температура воздуха или почвы, не может служить ориентиром начала полевых работ. Человек даже с его высокочувствительными точными приборами не может предсказывать возврата холодов или предстоящей засухи, так как не в состоянии учесть всего комплекса факторов, определяющих изменения погоды. Между тем об этих изменениях можно узнать у растений или животных, которые неизвестным нам способом учитывают неизвестный нам комплекс показателей.

Наибольшее количество примет, пословиц и поговорок народной агрономии связано с определением времени начала посева. Народная мудрость свидетельствует о том, что высеиваемая культура должна органически вписаться в процесс развития естественной природной среды (фитоценоза, биоценоза и биосферы). Вот почему о начале сельскохозяйственных работ можно узнать по многим природным явлениям и поведению многих живых существ.

Отмечено, что озимые зерновые культуры пора начинать сеять, когда на березе возникнут пятна из желтых листьев величиной с лошадиную голову. В этот период может быть сухая почва из-за отсутствия дождей. Однако дожидаться их не следует. Рожь говорит: «Сей меня в золу, но в пору».

Время начала посева яровых зерновых культур земледелец связывал с началом цветения березы. «Когда лопаются сережки у берез – время сеять хлеб», – говорил он. Об окончании посева свидетельствовало завершение формирования листьев на деревьях. «Лист на осине полон, так и сеять полно».

Самой капризной и чутко реагирующей культурой на изменение погоды является гречиха. Многочисленные многолетние исследования сроков посева этой культуры мало что прояснили. «Кто по календарю сеет, тот плохо веет». Поэтому бывалые агрономы до сих пор проводят посев гречихи в несколько сроков. Народная мудрость рекомендует сеять гречиху, когда прошли уже все утренники (заморозки), когда зацветет ольха или рожь, в тот день, когда рано утром на глухой крапиве появится обильная роса.

Представление об органическом единстве организмов фитоценоза, биоценоза и биосферы определяло действия земледельца и в уходе за посевами. Древний земледелец не стремился иметь абсолютно чистые одновидовые посевы и ориентировался не на борьбу, а на мирное сосуществование с другими видами в посевах культуры. Земледелец понимал, что хороший урожай обеспечивал пищей не только хлебороба, но и болезни или вредителей. «Когда сеешь, – говорил он, – то бросай несколько лишних зерен для птицы и саранчи, чтобы этим Божьим созданиям было чем покормиться».

Биосферно-целостный подход древнего земледельца обнаруживался и при прогнозировании величины урожая сельскохозяйственных растений. Урожай озимых культур земледелец связывал прежде всего со снегом. Если осенью снег идет на еще пожелтевшие листья, то зимой хлеб вымерзнет. Если снег будет идти чаще в первую половину зимы, то это предвещает обильный урожай, если больше во вторую – то плохой и так далее. Особенно поражают приметы, свидетельствующие о предчувствии животными урожайной или неурожайной осени. Места с будущим высоким урожаем отличаются высоким притоком животных при их миграции и их высокой плодовитости. «Обильный и дружный прилет птиц весной – к урожаю. Много майских жуков, оводов или божьих коровок – урожайное лето».

При надвигающемся возможном голоде животные, похоже, стараются насытиться про запас. «Если куры весной садятся на насест рано, будет год хлебородный, а если не садятся до позднего вечера – то плохой».

Генетическое единство всех живых существ Вселенной нашло свое мифологическое выражение в выделении общей Родительницы – Богини-Матери (Богини Геи, Матери-Земли), которая в античной Греции отождествлялась с землей и женским созидательным началом в природе.

Как видно, оживотворение природы распространялось и на землю, которая издавна представлялась человеку как живой организм со всеми его физиологическими функциями – дыханием, питанием, ростом, развитием и так далее.

Перед началом полевых работ грек, смотря на небо и обращаясь к Зевсу, говорил: «Проливай дождем», а затем просил землю: «Будь беременна». Поглаживание путем легкого боронования готовило почву к накоплению влаги и плодотворению.

Грек был убежден, что, охваченная стремлением к любовному сочетанию земля, вся жаркая и влажная, полная плодородных соков молодого или отдохнувшего организма, ждала оплодотворяющего начала плуга, проводившего брачные борозды. Эротическая значимость вспашки нашла отражение в отождествлении плуга с мужским половым органом. Основываясь на эротической значимости попадания семян в брачные борозды, к посеву приступали ночью при полной луне. В эту же ночь на свежевспаханном поле происходило культовое сочетание жреца, производившего вспашку, с жрицей.

Веря в защитные (целебные свойства земли для проростков и всего живого (как утробы матери для плода), греки нередко клали родившегося ребенка на некоторое время в борозду вспаханного поля. В жизни земли (как и в жизни женщины существуют времена в году (и в течение всей жизни), когда она находится в том положении, которое французские земледельцы охарактеризовали как состояние любви. Необходимость обновления, отдыха земли (свободного от беременности) для восстановления сил живого организма и воспроизведения полноценного потомства привела еще в древности к использованию пара и переложной системы земледелия, когда после нескольких лет сельскохозяйственного использования земля «гуляла» и накапливала силы.

Успешное ведение сельскохозяйственного производства древний земледелец связывал не только с землей. Ведь мать-земля немыслима без отца: «Земля – Божья постель. На земле свят Дух живет. Не земля родит, а небо и труд. Сей, посевай, да на небо взирай. После посева надо помогать Господу Богу хороший хлеб делать. Бог не зародит – и земля не даст. Бог не родит, не возьмешь ни семенем, ни племенем», – учит народная агрономия в пословицах и поговорках, обращая внимание на важнейшую созидательную роль космических ионизирующих излучений.

Природно-космические факторы растениеводства, согласно древнегреческой мифологии, находились в ведении Деметры – богини плодородия и земледелия (созревания хлеба, обработанных полей, брака и семьи), излучающей божественно-дивный свет и изображаемой обычно с факелом и колосьями в разных руках.

Существование нескольких богов, причастных к сельскохозяйственному производству, является свидетельством понимания древним человеком комплексного характера этого вида человеческой деятельности. Если богиня земли Гея связывалась с основными зримыми сельскохозяйственными орудиями и работами по вспашке земли, посеву семян и уборке урожая, то к Деметре люди обращались в связи с результативностью этих работ для того, чтобы удалась пахота, появились и сохранились дружные всходы, развились полноценные растения. Без хорошего настроения и благосклонности богини Деметры древний земледелец не рассчитывал на получение высокого урожая.

Вот почему проведение полевых работ связывалось не только с качеством орудий, семян, но и с настроем человека на работу, песней, вдохновенным добровольным трудом и молитвой. Сам труд считался молитвой, радостью и эволюционным восхождением, а энергия, порождаемая трудом, и выделяемый при этом пот – как могучее средство усиления роста всего живого: «За труд и пот земля прирождает. Без молитвы запашка – одна промашка».

Греческая мифология нацеливает нас на смену основной парадигмы земледелия и ориентирует внимание аграрной науки не только на питательные вещества почвы, но и на ионизирующие излучения космоса. «Только космос, – отмечал К.Э.Циолковский, – даст нам горы хлеба, могущество и новую философию».

А это значит, что важнейшей задачей агрономической науки является развитие биологических возможностей самих растений по максимальному использованию неисчерпаемой энергии космических ионизирующих излучений.

Растениеводство и селекция будущего обратят свои взоры на возможности протекания в живых организмах холодных термоядерных реакций с участием протонов клетки и излучений космоса.

Опыты, проведенные на Гаммаполе МОВИР (московского отделения Всероссийского института растениеводства), показали, что хроническое облучение растений может вести к эффектам (аналогичным гетерозису) повышения продуктивности. Такие радиостимуляционные немутационные изменения нередко оказываются наследственными и имеют массовый характер. Однако эти уникальные эксперименты в рамках зарождающейся волновой генетики прекращены.

В условиях неосознания агрономической значимости космических ионизирующих излучений основная стратегия развития агропромышленного производства и основные финансовые затраты по-прежнему связаны с потребительским холодно-расчетливым отношением к почве как основному источнику органического вещества при выращивании растений, а также с разработкой химико-техногенных (загрязняющих среду) технологий. Ориентация главным образом на почву, безудержное удаление из почвы того, что само собой в нее не возвращается, было уже (по мнению Ю.Либиха) одной из причин нарушения биологического круговорота и гибели древних цивилизаций. Вот почему синтез идей земледельческой религии, народной агрономии и сельскохозяйственной науки, отражающих различные стороны единой многомерной организации Вселенной, – необходимое условие выживания самого и человечества.

И.М. МОЛЧАН, доктор биологических наук


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100