Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (546) от 28 августа 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Война дворцам?

Л. Козлов

Эта история, наверняка, подпортила нервы не одному провинциальному футбольному администратору.

«Предупредить футбольные клубы - члены ПФЛ, что в случае невыполнения ими требования по установке индивидуальных сидений (полное отсутствие сидений), на стадионах, где футбольные клубы проводят официальные «домашние» матчи российских соревнований по футболу, к ним с 25 сентября 2003 года будут применены санкции - проведение указанных матчей без зрителей (или на нейтральном стадионе).

На стадионах, где данное требование выполнено частично (индивидуальные сидения установлены не в полном объеме) билетная программа клубов по допуску зрителей на официальные матчи должна осуществляться с 25 сентября 2003 года в объеме количества установленных индивидуальных сидений. Начиная с сезона 2004 года, официальные матчи российских соревнований по футболу среди команд нелюбительских футбольных клубов ПФЛ на стадионах, не оборудованных в полном объеме индивидуальными сидениями для зрителей, проводиться не будут»

Из решения Совета Профессиональной футбольной Лиги на заседании от 25 июля.

Эта история, наверняка, подпортила нервы не одному провинциальному футбольному администратору. В последние годы российский спорт привлекает все возрастающее внимание инвесторов. Новые деньги дают возможность не только возвратить уехавших за рубеж звезд (и даже прикупать таланты из стран третьего мира), но и поправить порядком изношенную в годы реформ спортивную инфраструктуру. В самом деле, привлечь болельщика на трибуны с гнилыми лавками и разбитым освещением затруднительно.

Зона «Восток», в которой играют «Луч» и «Океан», была в этом плане особенно проблемной. К первому часу «Х», назначенному ПФЛ на август сего года, стадионы «Динамо» во Владивостоке и «Водник» в Находке не управились, при том, что предупреждены были об этом аж за пять лет. После личного визита Н. Толстых, президента ПФЛ, на Дальний Восток карательные меры были временно отложены, а дальневосточные клубы принялись срочно решать вопросы закупки и установки пластика.

Впрочем, благородное дело реконструкции спортсооружений, как это ни странно, может быть палкой о двух концах. Меньшее зло состоит в том, что «сидушки» далеко не вечны. К тому же столичные фанаты ввели в практику отламывать эти хрупкие конструкции, чтобы отбиваться от воинствующих «космонавтов» (прозвище ОМОНа в фанатской среде). В городах, посещаемых столичными гостями, пластик приходилось неоднократно восстанавливать. В Ярославле, например, после таких инцидентов для гостей просто оставили стоячий сектор. В провинции такое, конечно, редкость, но обольщаться не стоит: в августе Барнаул, где против болельщиков геройствовал только что вернувшийся из Чечни ОМОН, уже дал почин зоне «Восток».

Однако более заметная проблема - то, что новые дворцы не ждут в гости старого болельщика. Западная Европа, выступавшая образцом для тех, кто пытался сделать российский спорт коммерчески прибыльным, этого, собственно, не скрывала. Новые, современные стадионы с индивидуальными сиденьями, VIP-ложами, девичьими группами поддержки появились - первоначально в Великобритании - именно для того, чтобы вытеснить болельщика с пролетарским происхождением, который не отличался большой платежеспособностью, да и манерами не блистал.

Та же проблема встает сейчас и перед российскими любителями спорта традиционной закалки. «Среднестатистический московский болельщик - классический лузер нашего времени, социальный троглодит, гопник с двадцатью рублями в кармане. Этого как раз хватает на бутылку пива и на билет»,- так сочувственно пишет о них проправительственная газета «Известия» (2003), предлагающая ликвидировать эту группу как социальное явление. «У нас нет другого выхода, как устремиться за Англией, даже отставая на сто пятьдесят лет. Начать жестокую, в пиночетовско-чубайсовском стиле, войну за нового болельщика. Без милости к падшим и бедным».

Первыми в России тревогу забили спортивные фанаты, клубы которых справили новоселье. Нельзя не заметить, что хоккейные суперстадионы, выстроенные в Санкт-Петербурге, Ярославле, Подольске, отличает мертвая атмосфера. В сентябре похожий открывается у наших соседей-хабаровчан. Музыка мощно гремит, публика чавкает попкорном, шоумены-профессионалы развлекают, но к самому спортивному действу происходящее имеет мало отношения. Новый стадион, по выражению немецкого социолога Г. Пильца, есть парк спортивных, а также неспортивных развлечений, где спорт не обязан непременно находиться в центре внимания клиентов парка.

Болельщик, на которого ориентирована подобная стратегия, в понимании происходящего на арене не заинтересован. Посещение стадиона становится в таких городах, прежде всего, престижным мероприятием для обеспеченного слоя, где можно продемонстрировать свой статус и совершить ряд действий, соответствующих стереотипам масс-культуры о фанатах. «А поскольку представления о фанатах у обывателей сводятся к: 1) цветастый; 2) с пивом; 3) с дудкой (на выбор - с горном, трубой, барабаном); 4) порвет фаната другого клуба на части, - то сейчас дворец полон насосавшихся пива, в майках, с дудками (барабанами) и размалеванной рожей, постоянно быкующих на приезжих, колхозанов», - пишут об «Арене-2000» из Ярославля.

Фанаты и прежние болельщики присутствуют там в минимальном количестве. Неприятно поражает их поставленная во главу угла прибыль: каждое действие работников дворца направлено на извлечение выгоды из спортивного мероприятия, чем новые менеджеры искренно гордятся. Билеты ценой 200 рублей отпугивают многих, да и те в большинстве своем раскуплены фирмами на абонементы еще до начала сезона.

Вполне вероятно, что на изменение зрительского состава влияет также политический фактор. В 90-е годы большой спорт выживал, в первую очередь, при покровительстве местных властей, заинтересованных в своей электоральной поддержке болельщиками и потому более щедрых в предвыборные периоды. Перед бизнесменами, пытающимися коммерциализировать спорт, данная проблема не стоит, а состоятельный слой, который они пытаются привлечь на трибуны, на выборы, особенно региональные и муниципальные, вообще не ходит.

В России на открытых стадионах последняя категория посетителей пока находится в меньшинстве, но тенденция очевидна: улучшение удобств привлекает потребителей, а не болельщиков. Интересно, что давняя европейская традиция смотреть футбол стоя в Советском Союзе совершенно не прижилась. Есть, конечно, у нас стадионы без сидений, но там нет и самих трибун. А вот в европейских лигах, причем на самом высоком уровне (Бундеслига), еще можно встретить такой раритет, как трибуны со стоячими местами. На трибунах с индивидуальными сиденьями активно поддерживать свой клуб невозможно, особенно, если на важной игре она заполнена целиком.

Зато второй по посещаемости в России вид спорта - хоккей с мячом - смотрят именно стоя, правда, приучила к этому болельщика, конечно, зима. При этом отсутствие вышеперечисленных удобств не мешает хоккеистам собирать многотысячные трибуны в Иркутске, Кирове, Ульяновске и многих других городах. И эти стадионы «мертвыми» назвать никак нельзя. Поэтому при реконструкции трибун стоит вначале продумать, на какую категорию зрителей он будет рассчитан, и не доводить благое дело до абсурда.

Леонид КОЗЛОВ.
При подготовке статьи использованы материалы альманаха «Nordic Times»

Фото 1: Некоторые клубы позаботились о сиденьях заблаговременно.
Фото 2: Печальная участь "сидушек": Раменское-2002.
Фото 3: Рядовой футбольный стадион...
Фото 4: И нерядовая ледовая арена.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100