Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (538) от 3 июля 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Автострахование: принуждение к гуманизму и цивилизованности

Марина ЗАВАДСКАЯ

1 июля вступил в силу закон об обязательном автостраховании. Этому событию был посвящен «круглый стол», прошедший 27 июня в Дальневосточном филиале института развития прессы.

В работе «стола» принимали участие Игорь Ворноков, директор по продажам, и Константин Шугай, заместитель генерального директора компании «Росгосстрах ДВ», Валерий Мариенко, председатель Союза автотранспортников Приморского края, и Юрий Оборин, начальник приморской ГИБДД. Вела заседание Ольга Макарова, директор Дальневосточного филиала ИРП.

МЫ ПРОДАЕМ НЕ ПОЛИС, А ЗАЩИТУ

«Сама идея закона - гуманна, - сказал начальник краевого ГАИ Юрий Оборин. - Человек сегодня пострадал - завтра получил страховку. Никаких проблем». Представители Росгосстраха также подчеркивали направленность нового закона на защиту прав потерпевших: «Закон принуждает автовладельцев давать гарантии потенциальным потерпевшим в размере 400 тысяч рублей». Ущерб здоровью оценивается в законе в 160 тысяч рублей - за эти деньги действительно можно получить хорошее медицинское обслуживание.

Юрий ОБОРИН:
По плотности транспортных средств на душу населения мы лидируем, находимся в первой пятерке по России, так же как и по удельному весу ДТП.
В 2002 году у нас произошло почти 3800 ДТП, где пострадали люди, и в пределах 10 тысяч ДТП, где зафиксирован материальный ущерб. Около 40 процентов ДТП - наезды на пешеходов, остальные - столкновения.
К тому же - неизбежное приближение к «цивилизации». Стратегическое положение страны сейчас таково, сказал Константин Шугай, что заключено много международных договоров, в том числе связанных с транспортными вопросами. Поэтому законодательство страны должно быть приведено в соответствие с этими договорами.

В общем, благодать.

Почему же слышны (и очень слышны!) голоса недовольных? Чем недовольны эти люди - гуманизмом и цивилизацией?

ВРЕМЯ С ПОПРАВКОЙ НА ДЕНЬГИ

Первая поправка - на нас, любимых. «Не будем забывать, что автолюбители не кинутся 1-го июля оформлять страховку: это были бы не наши российские граждане», - с этого начала «круглый стол» Ольга Макарова. И привела простейшую цепочку рассуждений.

Самые добросовестные начнут заниматься этим в лучшем случае с сентября. Пик следует ожидать в последние два месяца. И вот простой подсчет. У нас в крае порядка 200 тысяч автомобилей. Страховка оформляется на каждый. Сделать это можно будет, допустим, в 10-ти компаниях. С человеком надо поговорить хотя бы 30 минут. В таком случае одна компания может пропустить за 4 месяца работы 800 человек, 10 компаний - 8 тысяч. А нужно, чтобы 20 тысяч - одна компания!

А с 1 января 2004 года водитель, не застраховавший свою гражданскую ответственность, будет подвергаться штрафу от 5 до 8 МРОТ (500-800 рублей) - причем, как разъяснил главный гаишник, хоть каждый день, если будет выезжать на машине без талончика обязательного страхования.

Правда, представители Росгосстраха уверенно заявили, что они готовы к «пику»: для реализации этого закона по Владивостоку у них порядка 50 пунктов продажи полисов, 500 агентов, по всей территории Дальнего Востока - 2 тысячи. Открываются 12 центров, где будет юрист, специалист, круглосуточно диспетчер, аварийный комиссар, от 1 до 3 машин на центр. Соответствующие договоры будут с медицинскими учреждениями, с автосервисом.

Следует к тому же уточнить, что Росгосстрах - не единственная компания на рынке автострахования.

ДЕНЬГИ С ПОПРАВКОЙ НА ТАРИФ

Итак, суммы компенсационных выплат в законе фиксированы, а тарифы - нет. Базовые тарифные ставки определены в подзаконном акте, т.е. постановлении правительства. Правительство же может уточнять тарифы - не чаще двух раз в год.

К базовым тарифным ставкам применяются коэффициенты. Один из коэффициентов связан с территорией использования транспортного средства, и для Владивостока он ниже, чем для Москвы. Есть и другие коэффициенты: связанные с возрастом водителя, с его опытом, т.е. стажем, с мощностью двигателя, с аварийностью страхователя. То есть если водитель ездит без аварий, то платит он за страховку меньше.

Итак, по всем расчетам, для жителя Владивостока полис будет стоить 3-3,5 тысяч рублей.

ЭСКАДРОН КУБОСАНТИМЕТРОВ

А это наша специфика. В Приморье ездят в основном на японских автомобилях. Мощность их двигателей указывалась раньше в кубических сантиметрах, а с 1 января надо указывать в лошадиных силах или киловаттах, и все «кубики» перевести в «коников».

Существуют соответствующие сборники, справочники производителя. Эти справочники есть у налоговиков. Экспертные же права имеет таможенный брокер, он-то и указывает, что в соответствии с такими-то справочниками такой-то двигатель такого-то года выпуска имеет мощность столько-то лошадиных сил. Страховщики сами пересчитать мощность двигателя не могут, а ведь это коэффициент, повышающий или понижающий базовую тарифную ставку. «Теоретически мы не можем оформлять полис, если не знаем лошадиные силы. А практически мы не можем установить, какие там лошадиные силы».

ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС И ТЕМНЫЙ ЛЕС

Страховщики осознают, что уровень страховой культуры в Российской Федерации очень низок в целом, а особенно что касается страхования ответственности. Эта тема сложна и для страховщиков, признаются они. Но в процессе правоприменения нового закона они надеются и сами научиться, и людей просветить.

На «круглом столе» им во многом удалось просвещение. Например, они разъяснили, что такое «регресс». Это обращение взыскания к виновному лицу. То есть если страхователь совершил ДТП в состоянии алкогольного опьянения, страховая компания выплачивает пострадавшему положенную сумму ущерба, а с виновного эту сумму взыскивает. А вот если на пьяного водителя наехал трезвый, то деньги в порядке регресса взыскиваются с трезвого: ведь он виновен в ДТП, а моральный облик водителей страховую компанию не интересует.

В общем, страховщики с оптимизмом смотрят в будущее и призывают к тому же автовладельцев.

А вот во взгляде Юрия Оборина в будущее оптимизма гораздо меньше. «Нам выпала не очень приятная функция, - тяжко вздыхая, говорил главный гаишник. - Мы должны не пущать и не давать. 2-го июля человек придет к нам, будет круглыми глазами на нас смотреть, и враг № 1 на первых порах будет, конечно, работник ГАИ».

Что ж: он реально смотрит на вещи.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

На фото автора: Так выглядит полис и талончики автострахования.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100