Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (537) от 26 июня 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Выборы и выбор

Валерий КУЦЫЙ

Оказывается, иногда самое сложное явление объясняется удивительно легко и просто. Например, некая дама поняла принцип работы беспроволочного телеграфа лишь после следующего объяснения: «Представьте себе необычайно длинную собаку, у которой задняя часть находится в Лондоне, а передняя - в Петербурге.

Так вот, если лондонскую часть дернуть за хвост, то голова в Петербурге тявкнет. Теперь представьте себе то же самое, но без собаки».

Еще доходчивей, по-моему, можно рассказать о том, почему не следует, за редчайшим исключением, избирать депутатами любых уровней людей, работающих, как теперь принято говорить, в реальной экономике, иными словами - представителей бизнеса.

В свое время я высказал сомнение в правильности нашего выбора депутатов краевого Законодательного собрания, куда, на мой взгляд, вошло слишком много предпринимателей. Нет, нет, не подумайте, что я сторонник ограничения деятельности деловых людей рамками экономической жизни. Кому не известно, как много для русской культуры сделали Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, как широко занималось благотворительностью дореволюционное купечество. Театры и музеи, больницы и ночлежные дома, бескорыстная помощь сирым и убогим - все это на счету молодого русского капитализма конца XIX - начала ХХ веков.

Но было и другое, была волчья хватка в борьбе за наживу, когда в расчет не принимались никакие сантименты, никакие возвышенные чувства, - все приносилось в жертву прибыли. Убедительнее и ярче, нежели исторические труды, нам поведали об этом чеховский «Вишневый сад» и «Свои люди, сочтемся» А.Н. Островского.

И очень жаль, что путь развития нашего нового отечественного капитализма, пришедшего на смену бесперспективной затратной экономике, лежит в стороне от добрых свершений, продиктованных желанием сделать что-то хорошее, что-то полезное для города, для края. Может быть, меня подводит память, но из крупных проектов такого рода во Владивостоке я вижу только преобразование Спортивной Гавани, начатое и продолжаемое братьями Пацвальдами. Не знаю, выиграют ли они сами от этого, пусть даже и выиграют, но главное, что город тоже не останется внакладе.

Но вернемся к краевому Законодательному собранию. Новый его состав представляется мне гораздо более слабым в профессиональном отношении, чем прежний. Что с того, что новые депутаты ладят с исполнительной властью, а значительная часть старых, входивших в объединение «Наш город», находилась в оппозиции к ней? Не конфликтовать с известным аристократом, который тогда стоял у руля, означало идти против собственной совести.

Однако когда губернатором стал Сергей Дарькин, «единогородцы» быстро нашли с ним общий язык, профессионально же они были куда сильнее своих преемников, зато гораздо скромнее в аппетитах. Вдобавок занявших их места новобранцев, в основном из числа руководителей и крупных акционеров фирм, не очень-то заботила нравственная сторона дела.

Не испытывая стыда перед множеством земляков, прозябающих в бедности, они резко повысили себе зарплату, выделили изрядную сумму для приобретения жилья для себя же. В годовой бюджет заложено около 140 миллионов рублей на содержание Законодательного собрания, это едва ли не втрое больше прежнего.

Охотно верю, что наши крайдепы денно и нощно пекутся о том, чтобы повысить жизненный уровень приморцев. Непонятно только, почему они решили начинать с себя. Во всяком случае избирателям, голосовавшим за посланцев бизнеса, следовало бы задуматься над этим. И тут мне хотелось бы высказать свое мнение по поводу недавно прошедших выборов в городскую Думу нашего краевого центра.

Мне неизвестно, кто из кандидатов в депутаты представлял интересы администрации края, поскольку она, администрация, вела себя достаточно корректно и держала язык за зубами, чего, между прочим, не скажешь о градоначальнике Копылове. Наш говорливый мэр крайне отрицательно отзывался о прежних депутатах и призывал заменить их (всех до единого!) другими, а именно - людьми из общего списка городских советов ветеранов, женщин и по делам молодежи. Рассказ о результатах этого демарша звучит печальней, чем повесть о Ромео и Джульетте.

Итоги голосования показали, чего в глазах населения стоят ветеранское, женское и молодежное начальство. Не менее очевидной, по-моему, стала и цена авторитета самого Юрия Копылова.

Мне даже кажется, что его поддержка сыграла злую шутку с кандидатами от трех общественных организаций: не заявляй он громогласно о своих привязанностях, некоторые из них, возможно, прошли бы в Думу. А так, на мой взгляд, - оглушительный провал.

И это потому, думаю, что люди возлагают на мэра ответственность за многое: за отрезание ради частного строительства кусков «легких» города - его лесопарковой зоны, за уничтожение зеленого наряда городских улиц, за то, что при удручающем состоянии жилищно-коммунального хозяйства, водопровода, расположенных подальше от центра города дорог, при отвратительном состоянии общественного транспорта, при бросающейся в глаза антисанитарии и отсутствии очистных сооружений бюджетные деньги расходуются на то, без чего мы вполне могли бы жить еще не один год, не ощущая дискомфорта или особого ущерба для своего здоровья.

В круг подлинной заботы о жизненно важных интересах людей не входит показуха в виде брусчатки и фонтанов, особенно если ей в жертву приносится часть троллейбусного маршрута, насущно необходимого для беднейшей части населения.

Все это вместе взятое плюс некоторые личные качества Юрия Михайловича, с моей точки зрения, предопределило неуспех тех, на кого он рассчитывал, и показало, что далеко не все решают безудержные дифирамбы и хвастовство в бесплатной газете, телевизионном и радийном эфире. Не сомневаюсь, что когда придет пора выбирать мэра, рейтинг нынешнего главы администрации будет на уровне температуры покойника, который покинул мир земной не менее сорока дней назад.

А вот команду, которая провела избирательную кампанию под знаменами Виктора Черепкова, можно, исходя из простейших арифметических подсчетов, назвать победительницей. Пусть она уже после выборов потеряла одного бойца, оставшаяся чертова дюжина во время голосования при двадцати пяти депутатах думы все равно составляет большинство. К тому же во многих случаях эта оппозиция Копылову могла бы рассчитывать еще на два голоса депутатов, избранных на второй срок.

Помимо них в любом выборном органе существует так называемое «болото» - те, кто не имеют взглядов явно выраженной направленности и каждый раз поступают в зависимости от обстоятельств. Отсюда черепковская часть думы тоже могла бы черпать некоторое пополнение. Я говорю «могла бы», ибо арифметика - это слишком просто, для реальной оценки ситуации требуется алгебра.

Начнем с того же, что мы отмечали, когда вели речь о краевом Законодательном собрании. В списке Виктора Ивановича немало представителей бизнеса. Поэтому не исключаю, что некоторые из них, а может быть даже большинство, будут вести собственную игру, не испрашивая благословения у Черепкова.

Особенно это касается тех, кто заинтересован в хороших отношениях с администрацией. С другой стороны, у мэрии достаточно много рычагов влияния на предпринимателей. Это и аренда помещений, и различные льготы, и проверки с нужными Серому дому выводами... А фирма-то - своя, даже если ты формально отказался от руководства ею. Нужно обладать большой стойкостью характера и твердостью убеждений, чтобы не опуститься на колени под давлением исполнительной власти или не поддаться желанию получить выгоду от своего депутатства.

Вот почему трудно предсказать, как будет вести себя попавший в думу бизнесмен, вот почему я не берусь прогнозировать, сколько вчерашних соратников Виктора Ивановича по предвыборной борьбе останутся верными ему завтра.

На фоне этой зыбкости, этой неопределенности есть однако факт, имеющий первостепенное значение. Выборы в Думу города Владивостока представляли в определенной мере схватку мэра бывшего с мэром ныне действующим. И эту схватку Черепков провел настолько сильно, что происходи дело на боксерском ринге, бой был бы выигран им ввиду явного преимущества.

Оказалось, что Виктор Иванович сохранил популярность у населения, причем у той его части, которая всегда ходит голосовать. Отсюда я заключаю, что если бы выборы главы администрации Владивостока состоялись сегодня, то главный кабинет в Сером доме занял бы именно Черепков. Ничего не могу сказать о его партии «Свобода и народовластие», но свой авторитет в городе он сохранил.

И это несмотря на то, что, работая в Государственной думе, бывал в Приморье лишь наездами, несмотря на поступки, от которых, по-моему, лучше было бы воздержаться (поездки к Арафату и Хусейну, защита нациста Эдуарда Лимонова), несмотря на грязные инсинуации некоторых давно разучившихся краснеть журналистов.

Постоянство черепковского электората дорогого стоит, и не надо быть оракулом, чтобы предсказать, кто в недалеком будущем станет первым лицом в краевом центре.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100