Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (524) от 27 марта 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Как испортить жизнь себе и ребенку

Марина ЗАВАДСКАЯ

(Отклик на отклик)
Начну симметрично: в отклике К. Якушевой «Вы не наш учитель - не имеете права делать замечания!» много противоречий и неясностей.

И главная неясность - во фразе автора: «В школе работать невероятно трудно», - поскольку за этой фразой не идет: «...потому что...»

Давайте поговорим вначале об этом - о трудностях.

Профессия учителя - массовая, а низкая зарплата не позволяет надеяться на то, что в результате конкуренции в школе будут работать самые умные, образованные, талантливые. Конечно, среди учителей есть именно такие, идущие в школу по призванию, по зову души. Такие люди есть в любой профессии.

Но профессия учителя сложна тем, что требует от человека двух талантов: преподавателя и воспитателя. И если хороших предметников, знающих и любящих свой предмет, много, то хороших педагогов, воспитателей - гораздо меньше.

К тому же с крахом советской педагогики, воспитывавшей детей только через октябрятскую, пионерскую и комсомольскую организации, воспитание из образования ушло. Даже детские сады сейчас называются дошкольными образовательными учреждениями. Впрочем, и образованческое начальство, и общественность, и родители в первую очередь требуют от школы знаний, твердых знаний, чтоб дитя без проблем поступило в вуз, а о воспитании вспоминают только при каких-нибудь исключительных обстоятельствах.

В новой концепции образования, правда, говорится о воспитании через предмет, но вот умеют ли это делать учителя, закончившие вуз 10-20-30 лет назад? Нынешних студентов этому, возможно, учат, а опытные учителя... Наверное, они и сами должны были этому научиться, ведь педагогический опыт что-то значит!

Но научились далеко не все.

Вот и К. Якушева говорит об обсуждаемой учительнице: «Если мой внук будет учиться у нее, за знания по ее предмету можно не переживать». О воспитании учительница Якушева не упоминает.

А ведь неумение воспитывать - это, строго говоря, показатель профнепригодности учителя. И воспитывать необходимо, поскольку и сама Якушева признает: «Дети - не ангелы». Вот это верно! Особенно подростки. Я вспоминаю наш девятый «а» (в нынешней «расклассовке» ему соответствует десятый). Первые экзамены позади, до выпускных еще о-го-го - два года! Можно расслабиться... А тут как раз прежняя физичка ушла из школы, и вместо нее нам дали молоденькую, только после университета... На растерзание дали, не иначе. Ух, как мы расслаблялись на физике! За первую четверть от нас сбежали три молодые учительницы - и от нас, и из школы вообще. А вот четвертая оказалась упрямой. Она не поднимала скандалов и не жаловалась, но по мере сил пыталась навести в классе порядок. Не получалось - она продолжала свое дело. Постепенно мы стали «расслабляться» меньше, а поскольку учительница ухитрилась, несмотря на наше безобразное поведение, не поссориться с нами, к середине третьей четверти в классе установилась тишина. Да и физику учить надо... Лет через десять я случайно узнала, что она стала директором школы.

Вот такие в школе нужны - упрямые. Не получается сразу - что ж, если постоянно нарабатывать мастерство, в конце концов все получится.

Дети, кстати, ангелочками бывают, подростки - нет. Конечно, у каждой эпохи - свои приколы, сейчас подростки другие, но ведь другие и учителя! «Схватить подростка невозможно, потащить тем более. Они сильные и ершистые, с места не сдвинешь», - утверждает К. Якушева - вероятно, основываясь на собственном опыте. Но многие учителя способны воздействовать так, как им надо, на этих «сильных и ершистых». «О, Инесса Николаевна! - говорит подросток о бывшей своей директрисе. - Она сделала... сделала не такую школу, как у всех. Она всех застраивала!»

Это умение «застроить», если говорить подростковым языком, умение без крика и рукоприкладства защитить свою точку зрения, постоять за себя, настоять на своем, - совершенно необходимо учителю, и подростки очень его ценят и уважают.

Ни К. Якушева, ни учительница из статьи Нескоблиновой этим умением не обладают - и потому не воспитали его в своих детях. И детям от этого очень плохо. Стоит ли гордиться тем, что «мой сын не получил ни одного замечания по поведению»? Он что, стал от этого счастливее? Одноклассники его били не за отсутствие замечаний по поведению, а за то, что «он никому сдачи не может дать». Это очень опасное неумение! Оно останется с ним навсегда. Конечно, коллеги по работе не будут его лупить, но уважать не будут. Он всегда будет на последних ролях.

И тем не менее даже эту ситуацию можно не доводить до крайности. Особое внимание у одноклассников к этим детям потому, что это дети учителей. А дети учителей всегда будут в школе на особом положении! Одноклассники не могут себя чувствовать свободно в их присутствии: вдруг да расскажет лишнее своей маме, которая для остальных —учительница! И не из вредности ведь может рассказать, а просто потому, что это так естественно и так необходимо для детей - рассказывать все своим родителям.

Ну почему, почему ребенок должен учиться непременно в той же школе, в которой учительствует его мать?

Бывают, конечно, «неострые» ситуации (говоря медицинским языком), например, если школа хорошая. Или если ребенок - девочка. Все-таки девочки - сами по себе, они легче переживают несходство с другими и отчуждение. Но мальчикам нужна стая.

Не приняли твоего ребенка в стае? Да переведи ты его в другую школу, облегчи ему жизнь! Судя по царящим в школе нравам, она - самая обыкновенная. Стоит ли ею так уж дорожить?

Но нет, матери-учительницы этого не сделали. Каков результат? К. Якушева ушла из школы сама, ее коллегу - «оклеветали и уволили».

Так почему же «в школе работать невероятно трудно»? Судя по тексту - жестокие дети, ибо вслед за фразой о трудностях идет вот что: «Считаю, что поведением и воспитанием таких детей родители должны заниматься, не устраняться и не валить все на школу. Неплохо было бы, чтобы они еще давали письменную гарантию о соблюдении устава школы, что их ребенок будет вести себя как положено, что он не опасен для других детей».

Давайте я эти слова, насчет письменной гарантии, не буду комментировать.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100