Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (524) от 27 марта 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

«Будьте любезны, обманите нас»

Валерий КУЦЫЙ

Что значит - охаивать историю?
Не так давно в популярной телевизионной передаче выступал известный приморский журналист, имени которого я называть не хочу из уважения к его прошлым заслугам и почтенному возрасту.

Излагая свои взгляды, он клеймил позором тех, кто, по его мнению, «охаивает нашу историю».

Как я понял, «охаивать историю» - значит не скрывать своего отрицательного отношения к массовым репрессиям 30-50-х годов минувшего века, ставить в вину Сталину и его окружению тот факт, что наша военная доктрина была ошибочной, советские вооруженные силы вступили в войну неподготовленными, в результате чего гитлеровские войска в невиданно короткий срок заняли Прибалтику, Белоруссию, Украину, дошли до Москвы и Ленинграда.

«Охаивать историю» - значит с болью говорить о том, что из-за непростительных ошибок политического руководства страны миллионы наших бойцов, командиров, политработников были убиты, попали в плен, 80 миллионов советских граждан оказались на оккупированной врагом территории. И что обидней всего, телезрители стали звонить в студию, солидаризуясь с соображениями выступавшего.

Две кровавых дани - войне и диктатору

Кто-нибудь скажет: ну вот, опять он о Сталине, неужели не надоело? Нет, не надоело. Недавний социологический опрос показал, что 53 процента населения видят в деятельности вождя всех народов и корифея всех наук больше положительного, нежели отрицательного. О чем это говорит? О том, что одни забыли, другие не знают, третьи не хотят знать не только о реках крови, пролитой в мирное время, но и о непомерно высокой цене, заплаченной советским народом за победу в Великой Отечественной.

Цена эта могла быть гораздо меньше, если бы все происходило не в стране с тоталитарным режимом и хладнокровным убийцей во главе. Вот сухие, документально подтвержденные цифры: в конце 30-х годов, т.е. незадолго до начала войны, из пяти маршалов Советского Союза было репрессировано три (осталось двое самых бездарных - Ворошилов и Буденный); из четырех командармов 1-го ранга - два; из двенадцати командармов 2-го ранга - все двенадцать; из двух адмиралов флота 1-го ранга - два; из шестидесяти семи командиров корпусов - шестьдесят; из ста девяноста девяти командиров дивизий - сто тридцать шесть; из трехсот девяноста семи комбригов - двести двадцать один и т.д.

Человек, знающий, сколько времени и средств надо затратить, чтобы подготовить хотя бы командира полка, легко поймет, что Гитлер и мечтать не мог о таком ударе по командному составу будущего противника, причем без малейших потерь для вермахта. Скажете, ошибка? Допустим, хотя, думается, такой масштабный террор по отношению к командирам, большинство из которых обладало большим опытом гражданской войны, Халхин-Гола, сражений с франкистами и немецкими летчиками в Испании, тяжелой войны с Финляндией, был осуществлен вполне целенаправленно - чтобы избавиться от талантливых, а следовательно, имеющих собственное мнение военачальников и тем самым еще больше укрепить безграничную власть товарища Сталина. Но даже если бы это и впрямь было ошибкой, то из того ряда, о которых Бисмарк сказал, что они хуже, чем преступление.

Души в цепях

Еще никто, даже гениальный Зигмунд Фрейд, не смог проникнуть в самые затаенные закоулки человеческого сознания. Ну хорошо, со Сталиным почти все ясно, его феномен довольно точно определил наш выдающийся кинорежиссер Алексей Герман: «Он умудрился создать государство, куда более страшное и крепостническое, чем все цари-тираны, вместе взятые, он поработил не тела, а души».

Порабощение это оказалось настолько прочным, что до сих пор многих держит в своих цепях. Более семидесяти лет нас приучали ко лжи и лицемерию.

Нам не положено было знать о действительных причинах снятия Хрущева, о болезнях, которые делали недееспособными Брежнева, Андропова и Черненко, об истинных масштабах коррумпированности партийного и государственного аппарата, о том, сколько народу ежегодно умирает в стране, и что Чернобыльская трагедия - не единственная.

Советская модель социализма представлялась как самая гуманная, а в капстранах царили нищета и бесправие, трудящиеся ходили в цепях и проклинали существующий строй. Поразительно, что люди моего поколения, появившиеся на свет в начале 30-х, уже не говоря о тех, кто еще старше нас, не хотят знать горькой правды о социалистическом прошлом, не случись которого, Россия сегодня наверняка была бы одной из наиболее процветающих стран мира.

Что ж, непросто пересматривать привычные взгляды, отказываться от своих заблуждений. Гораздо легче тупо твердить об «охаивании истории». Об этом свойстве человеческой натуры блистательно, как всегда, писал Пушкин:

«Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман».

Величие: истинное и дутое

Как с этой точки зрения следует относиться к якобы утраченному нами за годы перестройки статусу великой державы? А это смотря по тому, что считать величием. После победы над Наполеоном, каким-то образом одержанной без руководства коммунистической партии и мудрой сталинской стратегии, международный авторитет России и уважение к ней были чрезвычайно высоки. Так продолжалось вплоть до Октябрьского переворота, несмотря на поражения в крымской и русско-японской кампаниях, неудачное участие в Первой мировой войне.

Безусловно, считались и даже очень с Советским Союзом, но не потому, что уважали и любили (скорее наоборот), а потому что боялись нашей военной мощи. Если кому-то угодно считать это величием, то ради Бога.

Мне же представляется, что величие не может быть односторонним и распространяться только на международные отношения. Разве это дело, когда мы, граждане страны-победительницы, все больше отставали по уровню жизни от побежденных Германии и Японии? Разве не унизительно, когда за тебя решают, картины каких художников ты должен смотреть, книги каких писателей читать, какие мысли иметь в голове?

По моему мнению, великой может считаться лишь та держава, где людей не принуждают ходить строем и петь одни и те же песни, не расстреливают, не сажают и не высылают за пределы страны артистов, ученых, литераторов. И вообще, думаю, строй, при котором расстрелян хотя бы один поэт, - обречен, как бы ни уверяли народ, что коммунизм будет построен к двенадцати часам 1 января такого-то года, а неведомый миру развитой социализм сооружен уже.

Власть врет по-прежнему

К сожалению, отвратительная привычка государства и его чиновников врать своему народу сохранилась и поныне.

Я, например, очень рад, что ушла со своего поста Валентина Матвиенко, отвечавшая за социальный блок вопросов. Собственными ушами я слышал, как в одном из своих выступлений она заявила, что пенсии у нас сравнялись с прожиточным минимумом. А раз наступило такое благоденствие, то логичен и вывод: достаточно поднять эти огромные пенсии на тридцатку, чтобы старики могли позволить себе отдыхать на Канарах. И не надо было президенту Владимиру Путину делать вид, будто всё происходило без его ведома, когда на его имя стали поступать 30-рублевые переводы от возмущенных пенсионеров.

Бессовестным обманом представляется мне трепотня о реформе, проводимой в жилищно-коммунальном хозяйстве. Все рассуждения о ней напоминают споры о достоинствах и недостатках нового гимна России. До сих пор я не встретил ни одного человека, который бы знал слова этого гимна, и ни одного чиновника, который мог бы толково объяснить, почему тарифы на коммунальные услуги позволительно повышать уже сегодня, тогда как качество этих услуг, может быть, возрастет в будущем.

Денег мало, на народ не хватает...

Не приемлю того аргумента, что, дескать, наше бедное государство не в состоянии взять на себя значительную часть расходов по содержанию жилья. А расходы по содержанию огромной армии государственных служащих оно брать на себя в состоянии? А сколько тратится на войну в Чечне, сколько в стране разворовывается денег, которые можно было бы пустить на «социалку»?

Умеют прикинуться казанскими сиротами и местные власти. Вон, владивостокский градоначальник Юрий Копылов постоянно жалуется на нехватку денег для преобразования ЖКХ, а сам неизвестно куда девает значительную часть денег, собранных за мифический капитальный и текущий ремонт, находит средства на саморекламу в СМИ, на покупку шикарных джипов и вертолета, на елки в кадушках и прочую показуху, привязанность к которой, по-моему, сохранил с советских времен.

Впрочем, Юрию Михайловичу я рассчитываю посвятить отдельный материал, который представляется мне особенно актуальным в связи с активным вмешательством мэра в выборы городской Думы. А сейчас ограничусь замечанием: тезис о нехватке средств в муниципальной казне представляется мне, мягко говоря, не совсем честным; необязательно иметь много денег, надо с толком тратить те, что у тебя есть.

Говорят - халва, а во рту не сладко

Не могу промолчать и вот о чем. По сравнению с разрушительной деятельностью экс-губернатора Евгения Наздратенко работа нынешнего губернатора Сергея Дарькина видится весьма плодотворной. Но именно - по сравнению, до идеала еще ой как далеко! В частности, мне кажется довольно сомнительным утверждение, что слово свое насчет среднего шеститысячного дохода по Приморью Сергей Михайлович сдержал.

Может, формально оно и так, но много ли от этого радости, если среднедушевой показатель достигнут не за счет того, что бедноты стало меньше, а благодаря тому, что богатые стали еще богаче?

К тому же нельзя забывать о пенсионерах, реальный уровень жизни которых, по моим наблюдениям и личным ощущениям, из-за непрерывного роста цен и тарифов не только не повышается, но даже снижается. Словом, я посоветовал бы главе администрации края пореже пользоваться розовыми очками, дабы его нельзя было упрекнуть в том, что он идет по скользкому пути своего предшественника.

Хочу обратить внимание читателей на следующее обстоятельство. Поскольку власти наши, и в том числе федеральные, не страдают избытком ума, то они всех нас поголовно считают наивными простаками, а потому нередко ставят себя в идиотское положение.

Психиатры всегда расширяли рамки закона беспредельно

Взять хотя бы историю с полковником Будановым, задушившим юную чеченку. Версия об изнасиловании или попытке изнасилования была сразу напрочь отметена. Мало ли что солдаты, которым полковник приказал зарыть труп несчастной девушки, увидели ее обнаженной, а самого Буданова в плавках - может, обоим во время допроса стало жарко, и они разделись.

Но вот факт убийства отрицать было невозможно, не задушила же покойная сама себя. На мой взгляд, установление истины в данном случае не интересовало ни судей в военных мундирах, ни тех, кто стоял за ними.

Проблема, которую предстояло решить, заключалась в следующем: либо честно признать, что даже среди полковников встречаются отпетые мерзавцы, либо придумать временную невменяемость и тем самым спасти честь мундира. Я не представляю, как можно задним числом установить, что до и после расправы с Эльзой Кунгаевой полковник отдавал себе отчет в своих действиях, а как раз в момент убийства перестал отдавать.

Но репутация наших психиатров известна, она мало чем отличается от репутации судей. Короче говоря, предпочтение отдали второму варианту, убийце определили принудительное лечение, ибо что же возьмешь с психически неполноценного человека, командовавшего полком?

Чтобы сохранить лицо, надо его затереть

Так бы оно и сошло, но очевидно, кто-то на самом верху вспомнил, что вот-вот в Чечне должен состояться референдум, и вряд ли на его результатах положительно скажется явно не вытекающий из материалов дела приговор. Волей-неволей его пришлось отменить, и теперь крайне любопытно наблюдать, как военная Фемида будет выбираться из лужи, в которую она села.

Еще поразительней другой случай. Телевидение многократно показывало нам, как вице-спикер Государственной думы Владимир Жириновский, будучи в Ираке и находясь в состоянии, которое я не рискнул бы назвать трезвым, пригвождал к позорному столбу президента США словами из лексикона сапожника, скончавшегося от алкоголизма. Что сделал комитет Госдумы по этике? Направил на экспертизу пленку, причем не ту, на которой Владимир Вольфович был отчетливо виден во всей своей красе, а другую, гораздо худшего качества.

Заключение экспертов оказалось желанным и предсказуемым: видеозапись смонтирована, а установить, действительно ли на ней вице-спикер, не представляется возможным. Возникает подозрение, что и видеозаписи, на которых Владимир Вольфович таскает даму за волосы и омывает лица коллег водой типа «Боржоми», тоже смонтированы и не имеют к лидеру ЛДПР никакого отношения.

В памяти моей прочно застряли потрясающие в своей простоте слова булгаковского Иешуа: «Говорить правду легко и приятно». Не уверен, что в этом можно убедить власть имущих, но зато твердо знаю, что в мире будет гораздо больше справедливости, когда мы перестанем с аппетитом поглощать лошадиные дозы вранья.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.


На фото: Пикеты у здания суда, где идет процесс по обвинению Буданова
Фото из журнала «Коммерсантъ ВЛАСТЬ», 21 мая 2002 г.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100