Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (522) от 13 марта 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Мастера

Зоя Нестеренко

«Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади. Весной зеленею, а летом, к Петрову дню, цвету. Ничего с этим не сделаешь. И меня уничтожат, только если русский народ кончится. Но он не кончится»
Михаил Пришвин

Мастер слова

В этом году писателю Михаилу Пришвину исполнилось 130 лет. Путешественник, исследователь, романтик, он так красиво описывал природу и все в ней живое, что его, прозаика, называли поэтом. Плоть от плоти русской культуры Серебряного века, он чудом уцелел, не эмигрировал из России, его не посадили, не сослали, не расстреляли...

И самое главное, он сумел сохранить, не разменять себя.

Что объединило писателя прошлого века и нашего современника, художника из Артема Владимира Олейникова? Уж не та ли трепетная любовь к родине, которую оба пронесли через всю жизнь?

Когда-то Владимир Иванович показал мне фундамент дома на окраине поселка Олений, в котором в тридцатые годы останавливался Михаил Пришвин. Мальчишкой он видел этот дом, по памяти нарисовал его, став художником. Грустно, что понадобилось всего полвека, чтобы от него остались только фрагменты фундамента.

Два года назад по инициативе Владимира Ивановича в Артеме зародилось движение «Дом Пришвина». В инициативную группу вошли Валентина Саленко, директор централизованной библиотечной системы, журналист Валентина Забава, фотокорреспондент Иван Гаман, коллекционер Юрий Шпилев, городские литераторы Олег Губанов, Вера Гундарева, Михаил Матвеев, музыкант Нина Полуполтинных.

Обращение к имени Пришвина для артемовцев стало настоящим откровением: многие просто не знали, что писатель жил так близко от Артема, писал о звероводческом совхозе «Майхэ», который сегодня называется «Силинским». Пришвина в школе читают в начальных классах, а потом благополучно забывают. Между тем по своему дару он стоит в одном ряду с виднейшими писателями 19-20 веков. И это признают не только российские литературоведы, но и за рубежом.

Пришвинцы прошли по местам, где бывал путешественник, на берегу реки Майхэ посадили аллею, назвав ее именем писателя, и мысок, спускающийся с сопки почти к самому берегу, между собой тоже называют мысом Пришвина.

Трогательно прошла встреча со школьниками из поселка Олений, организованная директором поселкового клуба Варварой Поликарповной Власенко. Читали строки из произведений писателя, рассказывали о нем, о его по-детски искренней и по-взрослому заботливой любви к природе: «Не успел полюбить, а уже беречь и ревностно защищать надо».

А Владимир Олейников показывал свои этюды, написанные в окрестностях поселка Олений, по берегам Майхэ. И было восхищение в глазах детей, и изумление, что всю эту красоту написал человек, так просто и буднично беседующий с ними. И радость открытия: известный писатель жил здесь, в этом маленьком поселке, где сейчас живут они.

Выставки, концерты, литературные чтения, творческие встречи объединили вокруг пришвинцев немало творческих, интересных людей. И, как отметила Валентина Николаевна Саленко, в библиотеке стали спрашивать книги Пришвина. А потом к движению артемовцев присоединились блестящие художники из Владивостока. И в честь 130-летия писателя в Приморской краевой картинной галерее открылась выставка.

Мастера кисти

Жорж Кочубей, Геннадий Кунгуров, Владимир Олейников и Виктор Убираев - все члены Союза художников России, члены правления Приморского союза художников. И главное - каждый из них - мастер, какого еще поискать надо.

Ведущий искусствовед, ректор Академии искусств Виталий Кандыба утверждает, что выставка по уровню - республиканская, а на акварелях Владимира Олейникова будет учиться не одно поколение молодых художников.

Восхищались работами участников выставки и коллеги. Художники Евгений Петровский, Олег Григорьев отметили, что выставки такого уровня давно не было в стенах картинной галерей. Признают это и хозяева залов.

Но особый праздник художники подарили, конечно, зрителям. Группами и поодиночке приходили в залы люди всех возрастов, разных профессий и интересов, и дышали ароматом цветов и трав с картин и натюрмортов, и проникались их чувствами. И, побродив по залам, послушав лекцию, а то и встретившись с кем-нибудь из авторов, уносили ощущение тепла, света, любви.

Самый раскрепощенный, тонкий и деликатный Виктор Убираев поразил своей неповторимой лирикой, легкой грустью, проникновенностью. Широкий, по-русски открытый, как само море, которое он любит писать, Жорж Кочубей привлек яркостью красок, мастерством, по-детски искренней любовью к натуре.

Немного загадочный, отличающийся от других своей неповторимой техникой Геннадий Кунгуров буквально заворожил, очаровал. А акварели Владимира Олейникова, прозрачные и нежные, не говорили - пели о красоте, о любви, о чем-то большом и близком, что, вероятно, и называется Родиной...

Не просто свое мировосприятие, отраженное в полотнах, на картоне или бумаге открыли художники зрителям: работы на выставке были подобраны так, что, не являясь иллюстрационным материалом к произведениям Михаила Пришвина, они все-таки передавали тот восторг, то очарование, которые писатель выражал словами. Сопка Туманная, бухта Посьет, Сидими, Анисимовка, окрестности реки Майхэ - эти места когда-то принимали неутомимого путешественника, здесь он познал истинный дух Приморья, здесь оставил частицу своей души. А потом сюда пришли художники и легкой кистью перенесли на бумагу этот восторг, прихватив и частицу души писателя, объединив его любовь со своей... И нам, грешным, пришедшим на юбилейную выставку, досталась крупица этой любви...

Мастер... художественного свиста

На высокой ноте хотелось закончить повествование, но, увы, не всегда получается так, как хочется. Воскресенье, снимают художники со стен работы, упаковывают бережно, выносят. Закончилась выставка. Грустно.

Всегда грустно, когда приходится уезжать. За короткое время зрители полюбили художников, узнали их ближе, пробудился интерес и к писателю Михаилу Пришвину. Но все кончается. И осталось бы светлое чувство грусти, смешанное все-таки с удовлетворением, если бы не ложка дегтя в бочке меда.

Но для этого надо вернуться к открытию. Буквально за час становится известно, что будет мэр Владивостока Юрий Копылов, что он попросил слово, чтобы поздравить художников. Юрий Копылов подарил картинной галерее кондиционеры. Дело нужное и благое.

Встретили первого человека города аплодисментами, принял он их с достоинством, поздравил хозяев, гостей с праздником - вернисаж всегда праздник. Потом разразился долгой речью о своих достижениях и планах. И эту речь встретили благосклонно. Под занавес, как говорится, окрыленный своей добротой, вдруг пообещал художникам, что купит у каждого по две работы. Встретили почти с восторгом.

Потом выступил глава города Артема Владимир Новиков - движение зародилось в Артеме. Трудно было решиться мэру Артема, города с бюджетом, куда более скромным, чем Владивостокский, выдавать какие-либо авансы, но все же и он решил поддержать художников. Правда, сказал, что купит одну-две работы. После торжественного открытия подошел к Жоржу Кочубею и поинтересовался, сколько стоит его «Закат».

На том и затихло. Прошла выставка, но напрасно прождали художники щедрого покупателя. Он так и не объявился, не прислал гонцов, не начал переговоров о купле-продаже. Были моменты, когда у художников появлялись покупатели на выбранные Юрием Копыловым работы, но, связанные обещанием мэра, они не решились на продажу. Так и оказался уважаемый хозяин города в роли собаки на сене - сам не гам, и другим не дам.

К чести сказать, Владимир Новиков сдержал-таки обещание, и картина Жоржа Кочубея благополучно уехала в Артем. Давши слово - держись. Будет, вероятно, приобретена и акварель Владимира Олейникова «Светлый день Рождества». Она очень понравилась главе города Артема.

Что греха таить, все мы с рубля живем. А людям творческим, когда проданная работа и кормит, и дает возможность купить материалы, на пленэр выехать, важно, чтобы их творения находили своих ценителей. Иначе и творить не будет возможности.

Казус вышел. Художественным свистом назвал один из художников обещание Юрия Копылова. Что ж, и это - тоже дар.

Послесловие

Не хочется читать мораль. Просто поговорим об ответственности. О том, «чем наше слово отзовется». И чем откликнется наше «ау» через долгие годы или в ближайшие дни. Слово писателя Михаила Пришвина сегодня как качественное зерно проросло, показывая, насколько красивым и поэтичным может быть русский язык.

Что греха таить, мы разучились ценить его, оберегать от словесного мусора. И писатель напомнил нам: остановитесь, оглянитесь, украсьте жизнь красивой речью! И подхватили слово участники движения «Дом Пришвина», внесли свою лепту в формирование мировоззрения земляков, показали свое отношение к истории, большой и малой. Много и с восторгом можно говорить о художниках, создавших свои произведения, хотя сами они не сказали ни слова.

Чем сегодня отзовется слово, сказанное Юрием Копыловым? Будет ли вера ему впредь? Для самоутверждения не обязательно лукавить. Кому не известно, что у мэра крупного города проблем хоть отбавляй, что везде не успеть. И, чтоб быть популярным, иногда проще избавиться от мусора в подворотнях, чем давать обещания, которые оборачиваются мусором словесным .

Зоя Нестеренко

На Фото И. Гусева: художники с мэром города - на память с вернисажа.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100