Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (521) от 6 марта 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

«Позвольте вам выйти вон», или как Евгению Ивановичу указали на дверь

Валерий КУЦЫЙ

Уже не новость, что произошло чрезвычайное событие - нашему земляку Евгению Наздратенко отказали от дома.

И не от какого-нибудь, а от Белого, где размещается правительство и куда Евгений Иванович мог запросто до сих пор заходить для решения вопросов государственной важности.

Не сочтите это за хвастовство, но должен заметить, что такой поворот я предсказал сразу после назначения экс-губернатора на должность председателя Госкомрыболовства. Своими соображениями на сей счет я уже делился с читателями и сейчас хочу продолжить этот процесс.

У каждого человека есть, так сказать, свой «потолок». Одному под силу толкнуть штангу с рекордным весом, другому тяжело даже рюмку поднести ко рту; один способен написать роман в стихах «Евгений Онегин», другой самое большее - поставить подпись под кандидатской диссертацией, которую для него сочинили в лучшем виде за соответствующее вознаграждение. И так во всем, не исключая способностей к руководящей деятельности.

После того, как Евгению Ивановичу указали на дверь, стали появляться различные объяснения этого факта. Некоторые из них, предложенные нашими местными проназдратенковскими СМИ, продиктованы не столько желанием докопаться до истины, сколько благодарностью за уже полученные и стремлением получать новые суммы с двумя, а то и с тремя нулями, разумеется, в долларах.

Но существуют и достаточно объективные версии, вроде той, аудиозапись которой я сделал во время передачи «Есть мнение» на ТВС. Поведав о противоборстве Наздратенко с действующим губернатором Сергеем Дарькиным и о скандальных ситуациях, то и дело возникающих в системе Госкомрыболовства, ведущая Юлия Латынина продолжает:

«Хочет Герман Греф продавать квоты на аукционе, уменьшив поле для взяточников, - приморские рыбаки тут же бастуют против Грефа. Возможно, именно это и переполнило чашу.

В России чиновнику позволено всё - брать взятки, превышать пределы полномочий, открыто враждовать с другими членами правительства и даже вести самостоятельную внешнюю политику. Но попытка раскачать социальную лодку, прибегать к народным волнениям как к способу отстаивать свое право на кормление, я думаю, еще входит в список запрещенных приемов.

Срок временной московской прописки, полученной Наздратенко за добровольную отставку с поста губернатора, истек, а продление ее Наздратенко не заслужил.

Впрочем, Евгений Иванович не пропадет, он может еще побороться за кресло губернатора Камчатки. Протестное голосование, судя по Магадану, ему обеспечено, опора в регионе уже есть - в бытность Наздратенко во главе Госкомрыболовства очень многие камчатские предприятия лишились лицензий и были незадорого скуплены компанией сенатора от Приморья Олега Кожемяки, который считается человеком, близким к Наздратенко».

Трудно на это что-либо возразить, но все, о чем было сказано, - лишь следствие, а каковы же причины поступков Евгения Ивановича, приведших ко второй за недолгий срок его отставке? Мне кажется, они кроются в личных качествах бывшего главрыболова.

Вспоминается мудрое высказывание известного бабелевского героя, короля одесских налетчиков Бени Крика: «Есть люди, умеющие пить водку, и есть люди, не умеющие пить водку, но все же пьющие ее. И вот первые получают удовольствие от горя и от радости, а вторые страдают за всех тех, кто пьет водку, не умея пить ее».

Эта глубокая мысль представляется мне ключом к разгадке наздратенковских неудач. Возьму на себя смелость перефразировать приведенную цитату: «Есть люди, умеющие руководить, и есть люди, не умеющие руководить, но все же руководящие. И вот первые приносят пользу обществу, а вторые мучают его за всех тех, кто не умеет руководить, но делает это». Не знаю, как там относительно водки, а что касается руководящей работы, то я не доверил бы нашему именитому земляку управлять даже моим родным ЖЭУ-2.

В самом деле, что должно быть присуще руководителю, тем более крупному? В первую очередь - порядочность. Как с этим обстоит у Евгения Ивановича? Не стану ворошить его далекое прошлое, с кем чего не бывает по молодости.

Не собираюсь вникать и в подробности того, какую выгоду наш герой получил от приватизации, которую он потом неблагодарно называл «грабительской». Обхожу стороной не слишком красивую историю с благотворительным фондом, не буду возвращаться к фактам, вскрытым комиссией Петра Карпова, к известинским публикациям 1996-го и 2002-го годов. Замечу лишь, что будь прокурором края не Валерий Василенко, а кто-либо другой, Евгений Иванович, по моему мнению, имел бы бледный вид с зеленоватым оттенком.

Напомню хотя бы, как решалась его жилищная проблема. Ему была выделена квартира, причем очень даже приличная - размером в 132 квадратных метра в престижном, специально для начальства построенном доме. И тут Евгений Иванович провел блестящую двухходовую операцию. Квартиру он продал и добился возведения для себя особняка в лесопарковой зоне.

Было это совершенно незаконно, но кто же станет мелочиться, когда речь идет о волеизъявлении губернатора? Знающие люди подсчитали, в какую копеечку влетели налогоплательщикам проданная квартира и загородная вилла.

Официально эта сумма нигде не была объявлена, и назвать ее я не могу, но поверьте, она такова, что любому пенсионеру, даже после 30-рублевой надбавки, впору схватиться за голову и воскликнуть: таких денег не бывает!

Это что касается порядочности, с которой, по-моему, у Евгения Ивановича явная напряженка. Но не в избытке у него и другие необходимые для руководителя качества - широта кругозора, эрудиция, умение ладить с людьми, прислушиваться к чужому мнению, грамотно вести экономическую политику и т.д.

Его окружали льстецы и угодники, которые курили ему фимиам, хором воспевали губернаторские деяния и вешали в служебных кабинетах его портреты. Он был объявлен главным патриотом всея Руси, часто мелькал на экранах телевизоров, а экономика края, меж тем, все больше напоминала суденышко, терпящее бедствие в открытом море.

Плачевное ее состояние ощущалось повсюду - в топливно-энергетическом комплексе, в промышленности, в сельском и лесном хозяйствах, в социальной сфере. И немудрено, потому что, на мой взгляд, основополагающим принципом правления Наздратенко везде и во всем было дилетантство.

Именно оно в первую очередь губительно сказывалось на жизни Приморья, отбросило край далеко назад с позиции лидера дальневосточного региона. Но этого Евгений Иванович никогда не признавал. Собственные провалы он объяснял кознями многочисленных врагов, с которыми вел постоянную и непримиримую борьбу.

Кончилась эта фантасмагория тоже как-то не совсем понятно - то ли крахом, то ли возвышением. Мне лично кажется, что избавляя край от неумелого губернатора, президент одновременно давал Евгению Ивановичу шанс реабилитироваться на высоком государственном посту, делом доказать свою пригодность к руководящей работе. Но рожденный ползать летать не может, добиться серьезных успехов дано только профессионалу, ставящему к тому же во главу угла не собственные, а общественные интересы.

Это в Приморье Евгению Ивановичу помогали держаться на плаву его столичные связи, притеснение инакомыслящих, постоянная готовность к политическим дракам, природный артистизм и исполненные патриотической риторики телевизионные речи с раскатистым «р-р-р». В Москве такие штучки не проходят, она знает цену дешевой демагогии, ей нужны конкретные дела, а не пламенные речи.

Чего же достиг за два года наш земляк в должности председателя Госкомрыболовства? Привычно очертил круг врагов, зачислив туда министра торговли и экономического развития Германа Грефа и приморского губернатора Сергея Дарькина, мешавших ему распределять квоты по своему усмотрению, а также китов, которые нагло пожирают планктон и подрывают биоресурсы.

От этого рыбы и морепродуктов на столе у россиян не прибавилось, зато криминализация и коррумпированность отрасли, судя по количеству уголовных дел, значительно возросли. Когда же Евгений Иванович, как правильно отмечалось в телепередаче «Есть мнение», решил использовать в своих играх широкие рыбацкие массы, а потом поставил на грань срыва путину, оправдалась известная поговорка: Москва бьет с носка.

Сейчас, когда я диктую эти строки, Наздратенко, по информации прессы, еще на что-то надеется. Неужто он и впрямь настолько наивен, чтобы полагать, будто премьер Михаил Касьянов отстранил его от должности без ведома президента, неужто он и впрямь рассчитывает, что Путин восстановит его, нанеся тем самым смертельный удар авторитету главы правительства?

Видимо, да. Не зря же известный телекиллер Михаил Леонтьев провел очередной сеанс словоблудия в поддержку Евгения Ивановича. Не зря и сам Наздратенко нарисовался в передаче Андрея Караулова «Момент истины», где в привычном для себя эмоциональном стиле обличал супостатов и старался внушить телезрителям мысль о собственной непогрешимости.

Но особенно отличился Караулов, мне даже подумалось, что на этот раз ему было уплачено вдвое больше обычного. Этот столь же талантливый, сколь беспринципный, телевизионный провокатор не только намекнул на возможные волнения среди рыбаков из-за снятия Наздратенко, но и откровенно постарался столкнуть лбами Путина с Касьяновым, приписав премьеру стремление стать президентом.

Не верю, что суетливые усилия кучки интриганов могут увенчаться успехом, и попытаюсь спрогнозировать дальнейший ход событий. Но сразу предупреждаю: однозначного ответа на вопрос, что предпримет Наздратенко, у меня нет; тут, как говорится, возможны варианты.

Не исключаю того, что Евгений Иванович некоторым образом переместится в Магаданскую область. Этот вариант считаю наилучшим, хотя и маловероятным. И все же вера в высшую справедливость у меня сохраняется.

Нельзя сбрасывать со счетов вариант избрания Наздратенко в Государственную думу. Это на крайний случай, потому что несмотря на все явные и тайные преимущества депутатского статуса, серьезная должность в структурах исполнительной власти, связанная с прохождением финансовых потоков, все-таки заманчивей.

Вполне допускаю, что осуществится прогноз ТВС, и Наздратенко вынырнет на Камчатке. Шансы для этого у него есть, и не только благодаря поддержке Олега Кожемяко. При губернаторе Михаиле Машковцеве, которого, кстати, Наздратенко не раз усиленно нахваливал, социальная сфера области доведена до такого состояния, что камчадалы хоть черта готовы избрать вместо действующего главы администрации. Вопрос в другом: согласится ли сам Евгений Иванович после того, как он довел до ручки вполне благополучное Приморье, пойти на уже готовые камчатские руины. Очень в этом сомневаюсь.

Наконец, самый ужасный вариант. Наздратенко возвращается к нам, готовит почву для нового старта и, в конечном счете, опять избирается губернатором края. Это будет большая беда для Приморья, и предотвратить ее необычайно трудно.

Сергей Дарькин уже потерял много времени, не решив очень важной проблемы, - он не избавился от прокурора Валерия Василенко, от медиа-магната Валерия Бакшина и от владивостокского градоначальника Юрия Копылова. Таким образом, если Евгений Иванович пойдет на выборы, ему будет обеспечена всесторонняя поддержка - правовая, пропагандистская и финансовая.

Добавьте к этому, что и в краевом Законодательном собрании у Наздратенко есть немало своих людей, благодаря которым стал сенатором Олег Кожемяко. А во главе крайизбиркома кто стоит? Да все тот же Сергей Князев.

И пусть даже хорошо информированные владивостокцы не отдадут свои голоса Евгению Ивановичу, но ведь есть еще периферия, а она большей частью смотрит бакшинское телевидение, слушает бакшинское радио, читает бакшинскую газету «Владивосток».

Словом, шансы есть и у Евгения Ивановича, и у нас, рядовых граждан. У него - вновь обрести привычное кресло в губернаторском кабинете, а вместе с ним и право распоряжаться всеми финансами, у нас - снова стать свидетелями бурных политических разборок бездарного правления и нового витка обогащения правящей элиты.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.

Фото Бориса Андреева.
Рисунок Игоря КИЙКО.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100