Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (516) от 30 января 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Диагноз: завихрения

Марина ЗАВАДСКАЯ

В № 50 «АВ» за прошлый год был опубликован доклад депутата краевого Законодательного собрания Бучирина о положении дел в сфере обязательного медицинского страхования, а 24 января в Институте развития прессы состоялся «круглый стол» с названием «Страховая медицина: ФОМСы в состоянии турбулентности».

Турбулентность - это завихрения, если говорить попросту. И завихрений действительно достаточно. Причем не только в страховой медицине и ФОМСах (фондах обязательного медицинского страхования), но и в обсуждении этих проблем.

Начать с того, что в работе «круглого стола» отказался принять участие депутат Бучирин, собственно, и заваривший эту кашу. Депутат Бельтюков, тоже как бы занимающийся проблемами страховой медицины, как бы согласился, но минут за 15 до начала мероприятия позвонил и отказался. Какая-то петушиная позиция у некоторых депутатов: прокукарекать прокукарекали, а дальше не их проблемы. К счастью, не все депутаты оказались таковы: депутат Морозов, слышавший доклад Бучирина (равно как и отчет вице-губернатора Гельцера) и имеющий свое мнение по обсуждаемому вопросу, на «круглый стол» явился и мнение свое высказал.

Медицинское начальство на мероприятии светиться не захотело: ведь в состоянии турбулентности всё, неизвестно, что говорить - скажешь, а твои слова сочтут за завихрения!

Зато явились представители страховых компаний, причем первые лица - директора компаний «Дальроссомед», «Восточные ворота» и «Восточный альянс». Им чего бояться? У них - бизнес, федеральная лицензия, и от местных властей они напрямую не зависят.

Следует сказать, что в результате разговора и обмена мнениями ситуация действительно прояснилась.

ЕСЛИ И НЕ ЗНАЕМ, ТО ДОГАДЫВАЕМСЯ

Вот что сказал Юрий Мазаев, директор «Дальроссомеда»: «Почему вышел закон? Наше здравоохранение зашло в такой тупик, что нужно было что-то решать. Вот и решили ввести медицинское страхование. Но законом была предусмотрена очень хорошая вещь: ОМС должно служить дополнением к финансированию нашего здравоохранения наравне с бюджетом. Расклад такой был: 79% бюджет, 30% - ОМС. Но как только этот закон издали, я сразу сказал, что наше государство бюджет волевым решением будет сокращать, и будет наше здравоохранение жить только за счет ОМС».

Ну, чтобы предположить такое, не обязательно быть директором страховой компании, достаточно быть просто гражданином России старше 18 лет! Наше государство давно засветилось перед нами в своем желании переложить все расходы за всё на нас. Но ФОМС появился, а проблемы не исчезли. Почему?

КТО РАБОТАЕТ, ТОТ ПЛАТИТ. КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ БОЛЕЕТ

В планах на 2003 год в доходную часть бюджета ФОМСа должно поступить: за работающее население края (платят работодатели) 1 миллиард 237 миллионов рублей; за неработающее население края (платит администрация) 768 миллионов рублей. Но вот какое завихрение: кто больше болеет? Конечно, пенсионеры и маленькие дети - обе категории в силу возраста. А это неработающее население! Завихрение второе: неработающего населения в крае больше - процентов 60 от общего количества.

Никаких завихрений не было бы, если бы на лечение неработающего населения денег выделялось больше, чем работодатели платят за работающих (то самое изначально предусмотренное отношение 70/30). Но такое пока даже не предвидится.

СТАНЕТ ЛИ ВОЗМУЩЕНИЕ ПРОСТЫМ ЗАВИХРЕНИЕМ?

Сейчас между ФОМСом и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) стоят страховые компании. Это они будут переводить деньги в ЛПУ - по мере поступления из ФОМСа. Станет ли от этого лучше?

Да, считает директор «Дальроссомеда». Страховые компании будут возмущаться, если власть недостаточно будет отпускать средств на неработающее население. Фонд же такого себе позволить не мог, поскольку он полностью от власти зависит.

Юрий Васильевич даже выстроил такую цепочку: лечебное учреждение подаст иск на страховую компанию: нам не хватает денег! Страховая компания рассмотрит обоснованность иска, и если решит, что все верно, подаст иск на Фонд. А уж Фонд будет разговаривать с властью. Или, как выразился Анатолий Капшитер, директор «Спасских ворот», трясти надо систему, чтобы она нормально работала. Ну, это мы, сорокалетние, помним из советских времен: пнешь автомат с газировкой - он тебе и воды нальет, и монетку вернет. А не пнешь - ничего не получишь!

Депутат Морозов тоже считает положительным моментом то, что страховые компании включились: «Государство будет поставлено в жесткие условия. Если оно не платит за неработающее население, оно должно не обслуживаться. Не верю я, что какой-то вменяемый предприниматель будет за свой счет оказывать услуги, которые не оплачены ничем».

Ну, насчет «вменяемости» оставим на совести депутата, но может ли кто-то представить, что в поликлинику придет пенсионер с повышенным давлением или мать прибежит с внезапно затемпературившим ребенком, а им скажут: нам за ваше лечение не платят, так что идите отсюда и лечитесь, как хотите! То есть представить можно... но врачу за такое и сесть недолго. Клятва Гиппократа - не просто слова, медработник несет ответственность перед законом за неоказание помощи, если она необходима.

Так что проблемы, скорее всего, опять будут у медиков. Особенно если учесть их всеобщую неизбалованность в смысле зарплаты и уже укоренившуюся привычку работать почти бесплатно. Конечно, многие из них будут «срываться» на пациентах, говорить, что мне за это не платят, что нечего по пустякам ходить, что шприцы будете сами покупать... В общем, всё как и сейчас.

ВИРТУАЛЬНАЯ АНОНИМНОСТЬ

Понятно, что нынешнее положение дел, когда взносы в медстрах обезличенно идут в общий котел, а потом обезличенно же тратятся на тех, кто, скорее всего, взносов этих не платил, - такое положение нравится далеко не всем. И не нравится оно прежде всего тем, кто зарабатывает. В резкой форме такую точку зрения на «круглом столе» представила Арина Беликина, пресс-секретарь местного отделения СПС: «Позиция любых правых заключается в том, что работающее население должно получать такое медицинское обслуживание, которое оно заработало. Если человек работает по 24 часа в сутки и зарабатывает тысячу долларов, то он должен получать и соответствующее медицинское страхование. А государство должно брать на себя груз за социально незащищенных людей, которые по каким-то причинам не могут работать. Но сегодня мы видим, что у нас продолжается советская уравниловка: работающие и неработающие, мы приходим в поликлинику и видим, что на каждого выделен тариф 12 рублей».

Между тем Арина и сама не так давно, будучи ребенком, «по каким-то причинам» не работала - и все-таки получала какие-то медицинские услуги! Может, прежде чем требовать «сколько плачу - столько дайте!», стоило бы расплатиться за всё, полученное от медиков в детстве? И произвести предоплату того, что будет получено в старости?

Впрочем, Арина в наше время имеет возможность зарабатывать. А как быть пенсионерам, проработавшим во времена Советского государства по 30, 40 и более лет за копейки и получающим ныне столь же копеечную пенсию?

Впрочем, это все вопросы риторические.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Но самое интересное на «круглом столе», на мой взгляд, было сказано директором «Восточного альянса» Бродским. Вот что нам поведал Александр Семенович: «Закон о медицинском страховании вышел в 1991 году. Сегодня 2003 год. Приморский край - одна из территорий Российской Федерации, где этот закон не соблюдался 12 лет. И только с 1 января 2003 года он начал работать. Никакой реформы нет, есть приведение в соответствие с федеральным законодательством».

Тут только и можно сказать: вот это да! Причем по двум, как минимум, поводам.

Во-первых, ай да приморские власти, столько лет плевали на федеральный закон - и ничего. Во-вторых, ай да федеральные власти, их собственный закон нагло не исполняется десять лет и более - и ничего. Никаких мер и никаких даже угроз применения мер в случае, если... И что, это государство надеется, что его граждане будут относиться к нему с уважением? Ну уж нет уж. Пофиг так пофиг.

НА ДОРОЖКУ

В общем, стало ясно основное: неразберихи «переходного периода» от наших реалий к федеральному закону можно было бы избежать, если бы были разработаны и применены правила поведения в «переходном периоде». Конкурентная среда вроде бы создана, а там - как время покажет.

А завершил свое присутствие на «круглом столе» один из директоров страховых компаний (не будем указывать пальцем) словами: «Собака лает, караван идет».

Они что, считают себя караваном?

Э, господа страховщики! Скромнее надо быть.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

На фото Галины СМАКОТА: А.М. Капшитер («Спасские ворота»), Ю.В. Мазаев («Дальроссомед»), А.С. Бродский («Восточный альянс»).


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100