Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (503) от 31 октября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Государство берет нас на «гоп-стоп»

Валерий КУЦЫЙ

У любителей преферанса есть такая поговорка: «Знал бы прикуп - жил бы в Сочи». Действительно, обладая таким замечательным качеством, можно зарабатывать огромные деньги на сочинских пляжах, где пытают судьбу множество преферансистов.

Вся беда в том, что прикуп знают только шулера, остальным же приходится полагаться на удачу. А удача, как известно, дама ветреная, непостоянная в своих привязанностях, доверяться ей весьма опасно. Поэтому правы те, кто говорит, что надо быть предусмотрительным, не лезть в воду, не зная броду, застилать соломой то место, на которое ты должен упасть.

Это, так сказать, в теории, на практике все сбывшиеся прогнозы - не более чем совпадения, и попробуй быть предусмотрительным, если тебе не дано заглянуть даже в завтрашний день, не говоря уже о более отдаленном будущем. Я думаю, преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте Александр Степанович Попов не стал бы изобретать радио, если бы знал, что через сто с лишним лет в эфир будет выходить дуэт Копылов-Богатикова. Да кто же мог предвидеть! А был ли я непредусмотрительным, когда в оные времена доверил свои сбережения государству? Разве только мне оно представлялось твердыней честности, воплощением заботы о своих гражданах? Какая наивность! Выяснилось, что по масштабам надувательства, по количеству обманутых людей все МММы вместе взятые - жалкая шпана по сравнению с государством, крупнейшим из когда-либо существовавших грабителей.

Начиная с 1917 года, государство всегда обманывало нас. И когда сулило фабрики рабочим, землю крестьянам, мир народам. И когда много позже обещало разгромить врага в предстоящей войне малой кровью могучим ударом на чужой территории. И когда проводило каждую из денежных реформ. И когда за счет доведения деревни до нищеты снижало цены на продовольствие в городах. И когда повышало цены, уверяя, что делает это по настоятельным просьбам трудящихся. И когда под крики о братской взаимопомощи подавляло попытки народа Чехословакии освободиться от ненавистной ему диктатуры. И когда не додавало своим гражданам, чтобы поддерживать и вооружать террористические режимы, которые в благодарность за это сейчас поддерживают и вооружают чеченских боевиков. И когда якобы для выполнения интернационального долга, а на самом деле обуянное имперскими амбициями, полезло в Афганистан, в результате чего получило сильнейший удар по своему престижу и многих заставило усомниться в правомерности существующего политического строя.

Тонкий и нежный лирик Сергей Есенин с неожиданной мудростью заметил:

Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи.

Видимо, должно еще пройти какое-то время, чтобы мы смогли поставить точный диагноз всей совокупности причин, по которым пал казавшийся несокрушимым Советский Союз. Лично меня никак не устраивает выдвигаемое левыми идеологами объяснение, что его, дескать, развалили демократы во главе с Ельциным, подталкиваемые мировым империализмом.

Вспоминается не раз читанный эпизод из жизни революционера Владимира Ульянова. Жандармский чин говорит ему:

- Что вы бунтуете, молодой человек, ведь перед вами стена.

- Стена, да гнилая, - отвечает Владимир Ильич, - ткни - и развалится.

Тем не менее, чтобы развалить эту стену, потребовались многочисленные крестьянские бунты и рабочие стачки, народовольческий и эсеровский террор, широкая социал-демократическая пропаганда, ленский расстрел, «кровавое воскресенье» и вооруженное восстание 1905 года, распутинщина и две проигранные войны. Нельзя забывать, что даже для свержения временного правительства, слабого уже из-за своего либерального прекраснодушия, понадобилась активная подрывная работа на деньги германского генерального штаба, завершившаяся вооруженным Октябрьским переворотом. А тут вроде бы три подвыпивших руководителя подписали в Беловежской пуще бумагу - и все. Никаких тебе восстаний, никакой гражданской войны, союзные республики кинулись врассыпную с такой скоростью, словно за ними гнались мужики с дубьем. Нет, милостивые государи, так не бывает. Козьма Прутков настоятельно призывал нас смотреть в корень, а он, корень, в нашем случае скорее всего уходит в затратную экономику, при которой производство товаров обходится дороже, чем можно выручить за них, в уравниловку, в жесткое централизованное планирование, сковывающее инициативу на местах, в незаконные номенклатурные привилегии, в амбиции национальных правящих элит, не желающих находиться на коротком поводке у Кремля, и т.д.

А что, собственно, изменилось с тех пор? Попытаюсь изложить свои соображения на сей предмет, но это именно мои соображения, которые я отнюдь не считаю истиной в последней инстанции. Демократические реформы принесли нам ряд гражданских свобод, однако пользоваться этими свободами мы можем далеко не всегда и не в полном объеме. Например, на пути свободы слова стоит судебный произвол. Часто судьи буквально издеваются над этой конституционной нормой, трактуя ее не так, как требует закон, а так, как выгодно сильным мира сего. Те же судьи нарушают принцип гласности, изгоняя из зала заседаний представителей прессы и превращая открытые процессы в закрытые. Право избирать и быть избранным? Издевательством над ним выглядит массовое досрочное голосование, беззастенчивое использование так называемого административного ресурса, подкуп избирателей на глазах почтеннейшей публики и при полном попустительстве правоохранительных органов. Свобода митингов и демонстраций? Не смешите меня: их под надуманным предлогом может запретить любой Копылов. Право на информацию? А ну-ка, попробуйте узнать у прокуратуры, кто стоял за спиной председателя Приморского продовольственного благотворительного фонда Чернозатонского и в чьих карманах осели уворованные у тысяч людей деньги. Или, может быть, владивостокский градоначальник проинформирует вас, куда уходят средства, собираемые для капитального и текущего ремонта ваших домов?

Не хочу рассуждать об экономике - в ней я недостаточно сведущ. Но и для меня, дилетанта, совершенно ясно, что никакие серьезные успехи тут невозможны при той степени криминализации и коррумпированности, которой мы достигли. Эти явления опасны не только тем, что никто не гарантирован от прямых покушений на его жизнь, здоровье и собственность. Невооруженным глазом видно, что парламенты всех уровней часто принимают законы в зависимости от того, каким финансовым и промышленным группам они выгодны. Депутатов покупают оптом и в розницу. Фракции в Государственной думе напоказ грызутся между собой, но все это одна видимость, потому что исход сражений всегда предсказуем. Любитель парадоксов, знаменитый английский комедиограф Бернард Шоу («Пигмалион», «Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен» и др.) однажды высказал такую мысль о консерваторах и лейбористах, попеременно побеждающих на парламентских выборах и формирующих правительство: «Эти две партии различаются только тем, что каждой из них можно верить еще меньше, чем другой». Мне кажется, к нашей действительности это относится в той же мере, как и к английской. Во всяком случае, сегодня я склонен доверять только Василию Ивановичу Шандыбину: поскольку его интеллект находится на уровне мыслительных способностей сибирского валенка, то он, в отличие от партайгеноссе Зюганова, даже не способен фиговым листком демагогии прикрыть свои агрессивные нацистские взгляды.

Интересы государства большей частью диаметрально противоположны интересам населения. Населению выгодно покупать подержанные иномарки; государству выгодно, чтобы оно покупало отечественное барахло, которое стало невозможно сбывать в братские социалистические страны ввиду отсутствия таковых. Населению выгодно покупать «ножки Буша»; государство хочет, чтобы оно покупало отечественных кур, длинноногих, словно топ-модели, и жилистых, как бегуны на длинные дистанции. Когда же интересы совпадают, на пути к достижению желанной цели обязательно возникают препятствия в виде нехватки денег. Их хватает для войны в Чечне и содержания огромнейшего управленческого аппарата, но не находится для военной реформы и реального повышения жизненного уровня россиян. Почему бы не заставить членов правительства и депутатов Госдумы хотя бы годик пожить на минимальную зарплату в 450 рублей или на не самую маленькую пенсию тысячи в полторы? Хотя нет, снимаю это свое предложение, чтобы не быть обвиненным в излишней жестокости.

Часто нам доводится слышать заявления высокопоставленных особ о достижениях, имеющих быть в России за последние годы. И экономика, говорят, развивается, пусть не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, и с благосостоянием народа происходит что-то такое положительное. Очень может быть, но меня удивляет: если все так хорошо, то почему все так плохо? Я, наверное, чего-то недопонимаю. Мне всегда казалось само собой разумеющимся, что когда производится много хорошей и разной продукции, страна богатеет, у населения появляется больше денег, а жизнь становится дешевле. Даже учившийся чему-нибудь и как-нибудь пушкинский Онегин знал, «как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золото ему, когда простой продукт имеет». А мы теряемся в догадках: почему рост зарплат и пенсий все больше отстает от роста цен и тарифов на товары и услуги? И знает ли об этом Владимир Владимирович Путин?

Россия всегда верила байкам о хорошем царе и плохих министрах, о добром Сталине и плохих Ягоде, Ежове, Берии. Мол, это они обманывают самого главного правителя, это на них лежит ответственность за все беды народные. Форменная, позволю себе заметить, чепуха. Глава государства у нас всегда обладал достаточной властью, чтобы иметь такое правительство, какое он посчитает нужным. Достаточно власти и у нынешнего президента. У него даже есть то, чего не имел Ельцин - твердое большинство в парламенте. А если еще приплюсовать к этому поддержку силовых структур, то нельзя не согласиться, что Владимир Владимирович имеет все основания повторить известную фразу: «Государство - это я». Никакие Касьяновы, Грефы, Чубайсы и, не к ночи будь помянут, Наздатенко не могут противостоять ему, проводить не согласованную с ним политику.

Здесь я должен сказать о своих предпочтениях. При всех материальных потерях мне не хочется возвращаться в мир социализма. Даже относительная свобода и право говорить правду для меня лучше, чем возможность в обмен на дешевую колбасу прославлять маразматика-генсека и единодушно поддерживать мудрые решения партии и правительства. Словом, я приверженец демократии, рыночной экономики и считаю, что за все должен платить сполна - за продукты питания, одежду, лекарства, мыло и зубную пасту, воду, свет и тепло в моей квартире. Другой вопрос - из каких средств все это оплачивать? Государство обязано понимать, что у большинства населения таких денег попросту нет. Но государству наплевать с Эйфелевой башни на наши мелкие заботы. Судя по всему, оно только и думает, как бы еще разок-другой состричь шерсть с неоднократно уже остриженной овцы. На этом пути его не останавливает даже чувство самосохранения перед возможным социальным взрывом. Оно без зазрения совести взвинчивает и взвинчивает коммунальные платежи, а сегодня, когда я диктую эти строки, по радио сообщили, что Государственная дума рассматривает вопрос об упразднении некоторых льгот по этой части. Интересно, каких? Уж не льгот ли для ветеранов и инвалидов? От нашего государства всего можно ждать. Оно придумало такой порядок получения жилищных субсидий, при котором старые, больные люди должны собирать в чиновничьих кабинетах справки разного рода. Да и какие субсидии могут компенсировать рост цен буквально на все, неизбежный при росте энерготарифов?

В криминальном жаргоне есть выражение «гоп-стоп», пришедшее из старой «блатной музыки». Означает оно уличное ограбление, то есть совершенное на улице открытое хищение чужой собственности. Надеюсь, читателям уже понятно, к чему я клоню. Чтобы не стать жертвой обычных уголовников, надо быть предусмотрительным - избегать малолюдных мест, не ходить в одиночку по темным улицам, держать в кармане газовый баллончик и т.д. Но то, что делает с нами государство - тоже «гоп-стоп», только отличающийся особой наглостью и цинизмом, потому что совершается под прикрытием закона. Газовый баллончик тут не поможет, но думаю, что как бы ни были от нас далеки депутаты краевого Законодательного собрания и Государственной думы, в каких бы фракциях и партиях они не состояли, мы вправе потребовать от них, чтобы официальный грабеж был остановлен парламентским путем.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.

Рисунок Вячеслава Шилова


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100