Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (499) от 3 октября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Православная графо - мания

Надежда АЛИСИМЧИК

Граф Лев Толстой, как и наш великий Пушкин, был плодовит. Пушкину за неполных 7 лет брака Наталья Николаевна родила четверых детей.

Пишут, что она еще флиртовать успевала! Не погибни поэт от пули, была бы она мать-героиня. В браке Льва Толстого и Сонечки Берс, который длился 47 лет, родилось еще больше детей -9. В этом году потомки Толстых прибыли со всего света в Ясную Поляну по случаю 140-летия со дня венчания их звездного пращура. Пригласил их директор Ясной Поляну правнук графа Владимир Толстой. Встреча потомков состоялись в первую неделю августа, хотя само венчание было 23 сентября 1862 года по старому стилю. Заметим, что среди потомков графа есть как не открывавшие его книги, так и графоманы. Любопытно, что на торжестве в Ясной Поляне был замечен православный служитель культа. И не спроста! Дело в том, что Владимир Толстой хлопочет о снятии анафемы с деда. Православная церковь пока такого обряда не выполняла, и потому ни «бе», ни «ме», ни «кукареку» не сказала.

Как упоминают исторические источники, постановление Синода об отлучении от Церкви Льва Толстого готовил собственноручно обер-прокурор Победоносцев.


ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СИНОДА

«...Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных

Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой,веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской:

1. Отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной;

2. Отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека;

3. Отрицает Иисуса Христа как Искупителя, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения;

4. Отрицает Иисуса Христа как Спасителя мира;

5. Отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых;

6. Отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа;

7. Отрицает девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии;

8. Отрицает девство по рождестве Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии;

9. Не признает загробной жизни;

10. Не признает мздовоздаяния;

11. Отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа;

12. Ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.

Все сие проповедует граф Толствой непрерывно, словом и писанием к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себя от всякого общения с Церковию Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались...»

Подлинное подписали:

Смиренный Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский; Смиренный Феогност, митрополит Киевский и Галицийский; Смиренный Владимир, митрополит Московский и Коломенский; Смиренный Иероним, архиепископ Холмский и Варшавский; Смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский; Смиренный Маркел, епископ; Смиренный Борис, епископ.

www.pilger.narod.ru    1.05.2001


ОТВЕТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНОДА ОТ 20-22 ФЕВРАЛЯ И НА ПОЛУЧЕННЫЕ МНОЮ ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ ПИСЬМА

«Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты - одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить, третьи выражают со мной единомыслие, которое едва ли в действительности существует, и сочувствие, на которое я едва ли имею право; и я решил ответить и на самое постановление, указав на то, что в нем несправедливо, и на обращения ко мне моих неизвестных корреспондентов.

Постановление синода вообще имеет много недостатков. Оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам. Оно незаконно или умышленно двусмысленно - потому, что если оно хочет быть отлучением от церкви, то оно не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое отлучение...

...Оно произвольно, потому что обвиняет одного меня в неверии во все пункты, выписанные в постановлении, тогда как не только многие, но почти все образованные люди в России разделяют такое неверие и беспрестанно выражали и выражают его и в разговорах, и в чтении, и в брошюрах и книгах.

Оно неосновательно, потому что главным поводом своего появления выставляет большое распространение моего совращающего людей лжеучения, тогда как мне хорошо известно, что людей, разделяющих мои взгляды, едва ли есть сотня, и распространение моих писаний о религии, благодаря цензуре, так ничтожно, что большинство людей, прочитавших постановление синода, не имеют ни малейшего понятия о том, что мною писано о религии, как это видно из получаемых много писем.

Оно содержит в себе явную неправду, утверждая, что со стороны церкви были сделаны относительно меня не увенчавшиеся успехом попытки вразумления, тогда как ничего подобного никогда не было. Оно представляет из себя то, что на юридическом языке называется клеветой, так как в нем заключаются заведомо несправедливые и клонящиеся к моему вреду утверждения.

Оно есть, наконец, подстрекательство к дурным чувствам к поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах. «Теперь ты предан анафеме и пойдешь по смерти в вечное мучение и издохнешь как собака... анафема ты, старый черт... проклят будь», пишет один. Другой делает упреки правительству за то, что я не заключен еще в монастырь, и наполняет письмо ругательствами. Третий пишет: «Если правительство не уберет тебя, - мы сами заставим тебя замолчать»; письмо кончается проклятиями. «Чтобы уничтожить прохвоста тебя, пишет четвертый, - у меня найдутся средства...» Следуют неприличные ругательства. Признаки такого же озлобления после постановления синода я замечаю и при встречах с некоторыми людьми. В самый же день 25 февраля, когда было опубликовано постановление, я, проходя по площади, слышал обращенные ко мне слова: «Вот дьявол в образе человека», и если бы толпа была иначе составлена, очень может быть, что меня бы избили, как избили несколько лет тому назад человека у Пантелеймоновской часовни...»,- далее письмо содержит разбор всех предъявленных обвинений и заканчивается отнюдь не раскаянием,- «...И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы.

Я не говорю, чтобы моя вера была одна несомненно на все времена истинна, но я не вижу другой - более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца ; если я узнаю такую, я сейчас, же приму ее, потому что Богу ничего, кроме истины, не нужно. Вернуться же к тому, от чего я с такими страданиями только что вышел, я уже никак не могу, как не может летающая птица войти в скорлупу того яйца, из которого она вышла.

«Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете», сказал Кольридж.

Я шел обратным путем. Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство; и в той мере, в какой исповедую его, спокойно и радостно живу и спокойно и радостно приближаюсь к смерти.»

Как видим, раскаянием ответ Льва Толстого не дышит, а без раскаяния не бывает прощения, а без прощения какое же восстановление в церкви? Тот моральный вред, который нанесен Льву Толстому в мировом масштабе тянет, скорее, на несколько миллионов судебного иска. Есть, конечно, варианты, например РПЦ покаяться пред Толстым.

Надежда Алисимчик.

От автора: Уважаемые читатели, если вам интересна эта тема, то сообщите нам и мы опубликуем интервью Михаила Ситникова с праправнуком писателя Владимиром Толстым, директором дома-музея в Ясной Поляне. Именно он обратился год назад в Патриархию с предложением о переоценке отлучения Льва Толстого.

Интервью можно прочесть в Интернете по адресу: http://www.rusmysl.ru/2001I/4359/435925-Mar29.html


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100